Мария Суворова
Занятие «История жилищ человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создать условия для развития любознательности, активности, познавательных интересов в процессе знакомства с историей жилищ человека.
Задачи:
Обучающие задачи: Углублять представление ребёнка о семье, предках, своём прошлом, через историю жилищ. Формировать представления о временных отношениях.
Развивающие задачи:
Публикация «Занятие „История жилищ человека“» размещена в разделах
- Дом, дома, домики. Здания и строения
- Дом, дома. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности (отличия и общее) предметов, размышлять, обобщать результаты. Обогащать словарь детей: древность, старина, настоящее, жилище. Развивать творческую активность детей. Развивать восприятие, мышление, речь (словесный анализ, речь – рассуждение, речь – доказательство, речь – аргументация) в процессе активных действий по поиску связи вещей и явлений.
Воспитательные задачи:
Воспитывать доброжелательное взаимоотношение между сверстниками в процессе коллективного решения поставленных задач. Воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа. Воспитывать заботливое отношение к своему дому.
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, предлагаю рассмотреть панно «река времени».
Вспомните, что это такое? Для чего оно нам? (ответы детей).
Воспитатель: - Предлагаю вам отправиться в воображаемое путешествие по «реке времени» — от настоящего в прошлое.
Воспитатель: - Как живет человек сейчас, в наше время. Давайте рассмотрим иллюстрации и выберем подходящие маленькие карточки-«метки» — современные городские и сельские здания. Предлагаю расположить картинки в конце «реки времени».
Воспитатель: - Люди не сразу научились строить такие дома (заполним «метками» промежуточную остановку на «реке времени» — избы, деревянные и каменные города-крепости). Опираясь на прочитанную сказку Р. Киплинга и иллюстрации, уточним, как жил человек в древности (пещеры, землянки, шалаши, хижины и пр.).
Воспитатель: - Предлагаю выбрать и прикрепить соответствующие «метки»-символы древности в начале «реки времени».
Аналогичным образом обсудим, как одеваются люди сейчас и как одевались в старину, какая у них была посуда, инструменты, оружие (выберем подходящие «метки» для каждой остановки).
1. Обсуждение реального события
Воспитатель вносит в группу старые черно – белые фотографии.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что это? (это старые фотографии)
Воспитатель: - Да, это старые фотографии. Я принесла их для того, чтобы показать, в каких домах раньше жили люди.
2. Постановка целей исследования
Воспитатель: - Как вы думаете, чем отличается дом на фотографии от домов, в которых живёте вы? (ответы детей)
Воспитатель: - Совершенно, верно. А вы хотите больше узнать об истории жилища человека?
- Тогда я вас приглашаю отправиться в путешествие по волшебной реке времени в далёкое - далёкое прошлое и посмотреть в каких домах, жили наши предки. Да, именно по реке, потому что течёт не только вода, но и время. Кто хочет - присоединяйтесь к нам!
3. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного материала, работа со слайдами
Воспитатель: - А вот и река времени. Она течёт из давних времён в наше время. На чём можно плыть по реке? (дети перечисляют транспортные средства)
Воспитатель - Да, ребята, мы можем отправиться на корабле, лодке. А теперь, чтобы наш корабль поплыл, нужно сказать волшебные слова:
«Тик – так, тик – так,
Время отмеряет шаг.
Стрелки мы переведем,
В древность все мы попадаем.
В древности мы побываем –
много нового узнаем»
Воспитатель: - Наша первая остановка называется «Древность». Подойдите, пожалуйста, к экрану.
Воспитатель: - Наши предки не сразу научились строить дома. А как вы думаете, где они жили в древности?
Первым домом, который человеку дала природа, была пещера, ведь у них не было инструментов, они не умели делать кирпичи, но им нужно было укрыться от холода и зверей. Ведь, в отличие от животных и птиц, они не имели ни тёплой меховой шкуры, ни оперения и со всех сторон ему угрожали опасности.
Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, удобно ли было жить в пещерах? - Почему? (ответы детей).
Воспитатель: - Для того, чтобы убедиться, что человеку было трудно жить в каменной пещере давайте рассмотрим камень. Ведь пещеры все состоят из камней. (Попросить детей выйти из-за стульев и взять по камню).
Воспитатель: - Камень тёплый или холодный на ощупь? - Тепло было в пещере или холодно? Удобно ли было стоять на такой поверхности? А спать? Почему? (ответы детей).
Воспитатель: - Как вы думаете, была ли пещера прочным жилищем для человека? В пещере было удобно жить? Почему? (ответы детей).
Вывод: - Холодно, неудобно ходить и стоять на камнях. Вот так жили древние люди в пещере.
Приглашает к экрану.
Воспитатель: - Древним людям приходилось переходить с места на место в поисках пищи. Там, где не было пещер, они сами строили землянки, хижины, шалаши из веток, костей мамонта, брёвен, листвы. Строительным материалом служили дерево, земля, камень, а иногда и кости заваленных мамонтов. А сверху на них делали покрытие из шкур.
Как вы думаете, в шалаше было ли удобно первобытным людям? Прочным ли было такое жилище? (ответы детей).
Воспитатель: - Хотите проверить, прочным ли было оно или нет? - Вот макет шалаша. Давайте посмотрим воздействие сильного ветра на шалаш. (дует вентилятором)
Воспитатель: - Что с ним произошло? - Почему? (ответы детей)
Воспитатель: - Сможет ли такой шалаш уберечь людей от сильного дождя?
Проверим воздействие дождя на шалаш?
Польём водой наш шалаш. (поливаем из лейки).
Воспитатель: - Что произошло? Какой делаем вывод? (шалаш был непрочным жилищем для человека).
Воспитатель: - Правильно, ребята, вы верно ответили на вопросы.
- Хотите узнать, что же было потом? Тогда отправляемся дальше.
И снова повторяем, наши волшебные слова:
«Тик – так, тик – так,
Время отмеряет шаг.
Стрелки мы переведем,
В старину все попадаем.
В старине мы побываем –
много нового узнаем»
Воспитатель: - И вот наша вторая остановка «Старина».
- Шли годы. Со временем, люди стали строить дома из того, что их окружало. Из глины строили мазанки, из снега - иглу, из дерева - избы. Мы поговорим об избе.
Беседа с детьми: - Чем отличается изба от жилищ древних людей? Что есть у избы? Сколько этажей? Сколько могло жить в таком деревянном доме? Из чего строили избы? Этот материал был прочным? Почему? (ответы детей)
Воспитатель: - Как думаете, какой предмет в избе был самый главный? Опасно или нет было жить в деревянном доме? Как вы думаете, удобно людям было жить в деревянном доме? (ответы детей)
Вывод: Деревянные дома прочны, в них тепло, в дом не попадает дождь, не продувает ветер, есть двери и окна, он светлый, но они могут загореться. Ведь во всех домах были печи.
Ребята, предлагаю на реке времени обозначить остановки:
Первая наша остановка «Древность», и в ней два жилища : пещеры и шалаши. Пещеры обозначены цифрой 1, шалаши цифрой 2; следующая остановка «Старина», её обозначим цифрой 3, и здесь люди жили в избах.
Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени».
Для того, чтобы на реке времени разместить жилища человека, нам нужно поделиться на три команды: первая команда – размещает пещеры, вторая – шалаши, третья – избы.
- Ребята вам взять по одной фишке, на которых написаны цифры (берут по фишке) А теперь, послушайте меня внимательно: у кого фишки с цифрой 1, подойдите к столу с цифрой 1; у кого фишки с цифрой 2, подойдите к столу с цифрой 2; у кого фишки с цифрой 3, подойдите к столу с цифрой 3.
- Задание для первой группы: вам нужно отобрать картинки, относящиеся к древности, это пещеры. Для второй группы: отобрать картинки, относящиеся к древности, это шалаши.
Приклеим все картинки на ту остановку времени, где они возникли.
Давайте, теперь проверим, все ли картинки вы правильно приклеили.
Что делали, вы? (спросить каждую группу и проверить). Вам было легко? Вам было интересно? Сложности возникали? Вы работали дружно? Поэтому вам было легко справиться с заданиями?
Вовлекает детей в совместную деятельность; согласовывает с детьми действие,
Последовательность.
5. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования.
Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, у нас получилась река времени? (да, получилась)
Воспитатель: - А я, думаю, что ещё нет. Нет остановки «нашего времени», современного времени, в котором мы с вами сейчас живём.
Воспитатель: - А современные дома, какие? (многоэтажные, кирпичные, панельные).
Как вы думаете, зачем люди стали строить многоэтажные дома?
Предлагаю, вам разложить современные дома на остановке «Современность». Возьмите по одному дому и наклейте их на реку времени. (дети приклеивают)
Воспитатель: - Вам нравится путешествовать по реке времени? Почему нравится, не нравится? (ответы детей).
- Кто справится с заданием, убирает рабочее место и может идти играть.
.