Лидия Миносьян
Занятие по развитию представлений об окружающем мире и о себе «Друзья человека» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Друзья человека.
Задачи. Познакомить детей с обобщающими понятиями «домашние животные» и «дикие животные», «Друзья человека» с отдельными домашними животными, их особенностями, их среда обитания, закрепление потешек о животных, отгадывание загадок. Подбор признакам по описанию.
Развитие монологической речи. Развитие связной речи : описание животных.
Самостоятельное построение речевого высказывания
Публикация «Занятие по развитию представлений об окружающем мире и о себе „Друзья человека“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Материал. Модули, оборудование, игрушки, картинки с изображениями диких и домашних животных, картинки с изображением одноэтажных и многоэтажных домов и с изображением пейзажа (природа родного края). Мяч.
Содержание занятия. Воспитатель показывает детям картинки с изображением улицы, проспекта, микрорайона и спрашивает, кто в них может жить (человек, люди, папа, мама, бабушки семья и т. п., затем показывает пейзаж и спрашивает, а кто может жить в таком лесу (на лугу, в тундре в лесу на море).
Воспитатель выставляет на стол игрушки: лошадку, корову, собаку, кошку, зайца, лису, белку, дельфина, пингвина, волка, тигра. (Игрушки можно заменить картинками, но детям интереснее работать с игрушками). Воспитатель просит назвать животных, которых дети знают и спрашивает, кто из этих животных живет рядом с человеком. Затем предлагает каждому ребенку по очереди взять одну игрушку и поставить ее рядом с картинкой, на которой изображены дома, море, зоопарк если это животное живет рядом с человеком, или же поместить игрушку около картины с пейзажем, если животное обитает в лесу (на лугу, море в тундре и т. п). Если дети затрудняются с определением места нахождения какого-либо из животных, воспитатель задает наводящие вопросы: «А это животное может жить в лесу без помощи человека?» «а может он плавать в океане?» «Что он ест?». Когда все животные поделены на две группы, воспитатель обобщает: «Есть животные, которые всегда живут рядом с человеком, они называются «домашними». Они не смогут жить без человека. Могут ли стать другом человеку «Где у нас находятся домашние животные?» (Дети показывают на картинку с домами). «Как они называются?» (Дети называют животных, которые размещены рядом с этой картиной).
Воспитатель продолжает: а животные, которые живут сами по себе - без помощи человека - в лесу, на лугу, в тундре, в степи, называются «дикими». Где у нас находятся дикие животные? Как они называются? Воспитатель рассказывает, что дикие животные сами находят себе еду.
Воспитатель просит найти фигурку собаки. (Дети находят собаку и ставят ее на столе отдельно от других животных). «Где живет собака? Кто-нибудь видел собаку в лесу? Что ест собака? Человек кормит ее, мясом. А кто видел собаку в городе или поселке? У кого дома есть собака? Кто ее кормит и чем? Какое собака животное – домашнее или дикое?» Может ли собака быть человеку другом? Загадки о собаках:
«Живет под крылечком,хвост колечком.
На чужих лает, и в дом не пускает»
Воспитатель предлагает детям найти фигурку волка а и поставить ее рядом с собакой. Обращает внимание детей на то, чем они внешне похожи, а чем различаются. Затем спрашивает детей : «Что ест волк? Может, ему кто-нибудь приносит молоко и мясо? (Нет, волк сам охотится на других зверей). А может ли он жить вместе с людьми? Может ли волк быть другом людей? (Нет, его дом – природа). Значит, волк какое животное – домашнее или дикое? (Дикое). Аналогичным образом воспитатель обсуждает других представителей диких и домашних животных, по возможности, сравнивая их (Например, волка и собаку, свинью и дикого кабана).
В заключении воспитатель предлагает поиграть : раздает детям картинки с изображением разных животных и предлагает всем «домашним» животным собраться в домик или у стола, а всем «диким» - у окошка (или в уголке природы). Затем все обсуждают, правильно ли дети определили свои места. Возможен другой вариант: воспитатель загадывает загадки, а дети, смотрят на картинки, называют и выбирают соответствующую картинку.
Примеры загадок:
- Зверь рогат, молоком богат. (корова).
- Зимой спит, летом улей воротит. (медведь).
- Мяукает громко и прыгает ловко, мягоньки лапки, но остры царапки. (кошка)
- Желтая хозяюшка из лесу пришла, всех кур пересчитала и с собой унесла. (лиса).
- Дом хозяйский охраняет, на чужого громко лает. (собака).
- Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк)
- Розовый пятачок, хвост похож на крючок. (поросенок).
В заключении воспитатель еще раз обобщает, вспоминая вместе с детьми, какие животные называются домашними, а какие – дикими. И какие животные людям друзья.