МААМ-картинки

Конспект занятия по обучению грамоте «Буква Щ»

Галина Домарева
Конспект занятия по обучению грамоте «Буква Щ»

Конспект занятия по обучению грамоте

Тема: буква Щ

Подготовила воспитатель: Домарева Галина Васильевна

Цель: Закрепить звук [Щ]; познакомить с его графическим обозначением;

ЗАДАЧИ

Образовательные:

1. Закрепить навыки различения и произношения звука [Щ] в слогах, словах, фразах. Уточнить артикуляцию, дать характеристику.

2. Упражнять детей в умении выделять звук [Щ] на фоне слова и из слова, отбирать картинки, придумывать слова с заданным звуком.

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Буква Щ“» размещена в разделах

3. Закреплять умение определять позицию звука в слове.

4. Продолжать формировать звукослоговой анализ и синтез слов.

5. Упражнять в составлении предложений по опорным словам.

6. Познакомить детей с графическим образом буквы Щ. Продолжать учить преобразованию слов; читать слова и предложения.

Коррекционные:

1. Развивать фонематический слух.

2. Развивать умение концентрировать внимание.

Ход ЗАНЯТИЯ

Орг. Момент. -Подарите улыбку друг другу! Подарите улыбку друзьям! И скорее за работу, Приниматься надо нам!

-Ребята, послушайте скороговорку. И назовите звук. Который здесь чаще всего встречается

У нашего котищи

Зеленые глазищи,

Торчащие усищи,

Длиннющий хвостище

А моется все чище.

--какой звук вы здесь услышали повторяющимся? (Ответы детей)

Сообщение темы. Отгадайте загадку

Эта буква звонко лает,

В битве воина спасает,

Чистит зубы, чистит пол,

А в обед — спешит на стол.

Догадались, какие слова зашифрованы в этих строчках? (Ответы детей щенок, щит, щётка, щи)

Давайте ещё поиграем!

С какой буквы начинаются все эти слова.

Два щенка щека к щеке

Щиплют щетку в уголке.

Да у щетки половой

Палка есть над головой.

Палка щелк щенков с плеча,

Два щенка ушли ворча.

- Вы догадались, какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении? Правильно, это звук [Щ], который на письме обозначается буквой Щ. Значит, мы должны найти сегодня букву…Щ. А чтобы найти эту букву мы сначала познакомимся поближе со звуком [Щ]. Садитесь за столы, и произнесите отчетливо звук [Щ].

3. Артикуляция звука [Щ] (Губы выдвинуты вперёд, между резцами небольшая щель, кончик языка приподнят к альвеолам, образует с ними щель. Передняя часть языка более выдвинута вперёд по сравнению с Ш. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Средняя часть спинки языка приподнята к твёрдому нёбу, задняя часть спинки, по сравнению с Ш, более продвинута вперёд. По средней линии языка образуется продольный канал, по которому проходит струя выдыхаемого воздуха.)

4. Характеристика звука [Щ] (согласный, всегда мягкий, глухой).

5. Дифференциация звука [Щ] от других звуков, в слогах, словах.

- Я буду произносить звуки и слоги, а вы, если услышите звук [Щ] хлопните в ладоши.

А, о, щ, р, а, н, в, ш, ы,х, щ, Ка, щу цы, щип ща, ро щи, кле гол, ще щи, ле щик, я ка, ще

ка, щеп

- А теперь речевая зарядка «Не зевай, лови мяч и повторяй» (проговаривание слоговых рядов). Ащ-ощ-ущ-ищ, ща-що-щу-щи, аща-ощо-ущу-ищи; щка-щко-щку-щки; щма-щмо-щму-щми и т. д.

-А у меня есть палочка-отвечалочка. Кому палочка в руки попадёт, тот слово со звуком «Щ» назовёт (дети придумывают слова с данным звуком).

Упражнение «Один - много»

Щетка – щетки ящик - (ящики)

щука - (щуки) щенок - (щенки)

щека - (щеки) роща - (рощи)

плащ - (плащи) клещ - (клещи)

овощ -(овощи)

7. Деление слов на слоги.

- И Щука приготовила нам задание, которое называется: «Простучи слово» (дети делят слова на слоги, простукивая их с помощью музыкального молоточка).

- Молодцы и с этим заданием справились!

8. Составление предложений.

-Щука хочет еще немного поиграть с вами, и она предлагает вам еще одно задание: придумать весёлые предложения про наших помощников (дети придумывают предложения).

- Щуке очень понравились ваши предложения, поэтому она расскажет нам где Чудище спрятало букву.

- Буква в сундучке и нам надо его найти. (Дети находят сундучок и спрятавшееся Чудище).

-Нашёлся сундучок и Чудище здесь.

Ты зачем букву похитило?

Чудище: Я хотело, чтобы у меня была своя буква Щ, ведь в моём имени она есть, а я даже писать её не умею.

-Но ребята тоже должны знать эту букву, иначе они не смогут читать и писать слова с буквой Щ. Ребята, скажите, как без буквы Щ вы напишите имя Чудище ( дети: «Чудище»).

Чудище: Ой, как некрасиво получилось.

-Тебе не нравится! Тогда попроси у ребят прощение и верни букву.

Чудище: Извините, ребята. Сейчас я отдам вам букву, она у меня в сундучке. (Чудище достаёт букву и отдаёт её детям)

Воспитатель: Вот и молодец! Ребята, а пусть Чудище у нас на занятии посидит и поучит вместе с нами букву Щ (Чудище остаётся).

Физкультминутка:

Волны плещут в океане. (машут руками, изображая волны.)

Что там чудится в тумане? (вытягивают руки вперед.)

Это мачты кораблей. (вытягивают руки вверх.)

Пусть плывут сюда скорей! (приветственно машут руками.)

Мы по берегу гуляем,

Мореходов поджидаем (ходьба на месте,

Ищем ракушки в песке (наклоны, имитация поиска ракушек)

И сжимаем в кулачке (дети сжимают кулачки).

Чтоб побольше их собрать,

Надо чаще приседать (приседания).

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (потянуться)

9. Знакомство с буквой Щ. Дети садятся за столы.

- Ребята, кто расскажет Чудищу, чем отличается звук от буквы (ответы детей)

- Из каких элементов она состоит (Из трех больших вертикальных палочек и одной большой горизонтальной, одной маленькой горизонтальной и одной маленькой вертикальной палочек). Встаньте и напишите эту букву в воздухе, а теперь правой рукой на левой ладошке и наоборот, и ещё на спинках друг у друга. А сейчас сделайте окошко из ладошек и прорисуем букву Щ в воздухе от потолка до пола, смотрим глазками в окошечко. Печатание буквы в тетради.

- А сейчас откроем кассу и найдём, где живёт буква Щ (этаж, окошко). Мадина, помоги нам выполнить это задание. (индивидуальная работа) На верхнюю полоску выложи слово Щи, а как сделать так, чтобы из слова Щи получилось слово Щит, а из слова Щит – Щип.

11. Итог занятия.

-Ребята. Давайте запомним с вами стихотворение:

Буква Щ щеночка мыла,

Песика щипало мыло

Буква Щ тогда щеночка

Нежно целовало щечку

- Вот мы и познакомились со звуком и буквой Щ. Что вы можете сказать про этот звук?

Назовите слова со звуком [Щ].

-Чудище, тебе понравилось с нами заниматься? Тогда приходи к нам ещё, а мы с ребятами хотим подарить тебе букву Щ, чтобы у тебя была своя буква.

Чудище: Вот спасибо!

- Ребята, вы сегодня старались, внимательно слушали, хорошо отвечали, все были молодцы!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Д Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ф] и буква Ф»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ф] и буква Ф» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ф Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Г] и буква Г»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Г] и буква Г» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Г Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [К] и буква К»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [К] и буква К» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве К (КЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [М] и буква М»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [М] и буква М» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве М Материал: демонстрационный материал,картинки со звуком М,Елена Астафьева: Играем, читаем,.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве О Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком О, рабочие тетради Елена Астафьева:.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [У] и буква У»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [У] и буква У» Цель: познакомить детей с звуком [у] и буквой У. Грибы (съедобные, несъедобные) Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Л] и буква Л»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Л] и буква Л» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Л (ЛЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ш] и буква Ш»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ш] и буква Ш» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ш Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [З] и буква З»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [З] и буква З» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве З Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте «Буква Щ»
Опубликовано: 21 мая 2020 в 22:01
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по обучению грамоте «Буква Щ»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Домарева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД