Наталья Борисова
Занятие «Чудеса на волшебной полянке»
▼ Скачать +Заказ
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий для родителей детей средней логопедической группы
по лексической теме «Насекомые»
Тема: Чудеса на волшебной полянке
Цель: развитие навыка употребления различных грамматических
категорий на основе лексической темы «Насекомые». Коррекционно-образовательные задачи:
- уточнять и обобщать знания детей о насекомых;
- закреплять в речи названия насекомых, знания о строении, действиях, которые могут они совершать;
Публикация «Занятие „Чудеса на волшебной полянке“» размещена в разделах
- совершенствование грамматического строя речи (формировать глагольный словарь и словарь признаков, навыки словообразования). Коррекционно-развивающие задачи:
- расширять и активизировать словарный запас по теме «Насекомые»;
- развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;
- развивать фонематическое восприятие;
- учить согласовывать речь с движениями;
- развивать общую и мелкую моторики;
- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение. Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям насекомых;
- формировать умение работать и играть в коллективе.
Оборудование: Зеркала, салфетки, мяч, насекомые, ноутбук (презентация загадки, предметные картинки с изображением насекомых, игра «Четвертый лишний», магнитная доска, музыка природы, разрезные картинки.
Ход занятия
I. Организационный этап - Ребята, скажите, какое сейчас время года?
Весной ярко светит солнышко. Рады яркому солнышку все: и люди, и птицы, и животные, насекомые. Сегодня мы с вами будем говорить о насекомых. Как приятно сейчас оказаться на солнечной полянке. Я приглашаю вас на волшебную полянку. Хотите познакомиться с её жителями? Итак, в путь! «Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки, через ветви пенечки.
Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»
II. Основной этап
- Скажу вам по секрету, что жители полянки очень маленького роста и часто прячутся в траве. Вы хотите подружиться с насекомыми? Чтобы с ними подружиться, надо в крошек превратиться. Скажем такие слова: «Эй, полянка, раз, два, три – в малышей нас преврати!». Теперь мы стали крошками и можем подружиться с разными насекомыми. А с какими, мы сейчас узнаем.
1. «Нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки».
- Ребята, какие насекомые живут на этой полянке? (Жуки, бабочки, пчёлы).
А теперь давайте скажем полным ответом.
- Каких насекомых вы видите? (Я вижу бабочек; я вижу жуков).
- Скажите, что общего у всех насекомых? (У них есть 6 ног, у многих крылья, усики, хоботки для сбора нектара). Насекомые приносят вред и пользу?
2. «Полезны или вредны»
Чем полезны насекомые?
Насекомые полезны, потому что они опыляют растения; пчёлы собирают нектар и делают мёд; муравьиная кислота используется в медицине; бабочки радуют нас своей красотой; они являются кормом для птиц и некоторых животных.
Чем насекомые вредны?
Насекомые вредны, потому что гусеницы поедают листья и растения погибают, они уничтожают плоды; саранча губит посевы; некоторые насекомые являются разносчиками инфекций.
- Ребята, насекомые приносят как вред, так и пользу. И все они нужны в природе!
Изобразим насекомых? Подойдём к столику, присядем на стульчики и выполним упражнения для язычка. 3. Артикуляционная гимнастика
• «Комарик кусает». Узкий язык максимально выдвигать вперёд и убирать вглубь рта • «Бабочка летает вокруг цветка». Приоткрыть рот и облизать губы языком по кругу, по часовой и против часовой стрелки.
• «Кузнечик». Широко открыть рот, улыбнуться. Кончиком узкого языка попеременно касаться основания (бугорков) то верхних, то нижних зубов.
Дыхательная гимнастика • «Комарик». Встать прямо, выполнить полный вдох, на выдохе тихо, с повышением голоса, длительно произнести «з-з-з-З-З-З».
• «Жук». Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе произносить «ж-ж-ж».
4. Физминутка «Пчела». Прилетела к нам вчера, Полосатая пчела (Руки в стороны, на носочках бегут по кругу) А за ней шмель – шмелёк, (Руки согнуты в локтях и разведены в стороны, выполняют присядку) И весёлый мотылёк (Руки согнуты в локтях и разведены в стороны, кружатся на месте) Два жука и стрекоза (Один хлопок – влево, один вправо) Как фонарики глаза (Соединить в кольцо, указательные и большие пальцы и прижать к глазам) Полетали, пожужжали (Машут руками и кружатся на месте) От усталости упали (Приседают и руками закрывают голову)
- Вы хотите поиграть в игру? 5. Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Муха, муравей, голубь, пчела.
Стрекоза, жук, гусеница, щука.
Комар, пчела, бабочка, лиса и т. д.
6. Дидактическая игра «Подбери признак» - игра с мячом.
Подбор признаков, образование относительных прилагательных.
муравей (какой) – трудолюбивый, сильный
муха (какая) – надоедливая, черная, маленькая
бабочка (какая) – красивая, пестрая
комар (какой) – маленький,
кузнечик (какой) – большой, зеленый, длинноногий
7. Дидактическая игра «Подбери слово» - игра с мячом.
Подбор глаголов к слову «насекомые» (летают, порхают, жужжат, вредят, кусают, жалят, надоедают, помогают, переносят, трудятся, вылезают, трудятся, засыпают, просыпаются и т. д.).
8. Работа с разрезными картинками. Пальчиковая гимнастика «Насекомые».
Дружно пальчики считаем-
Насекомых называем.
(Сжимают и разжимают пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
(Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого)
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит!
(Вращают мизинцем)
Прячьтесь!
(Руки за спину)
А теперь приступим к заданию.
Работа с разрезными картинками - Достаньте целые картинки из конвертов. Кого вы видите? - Отлично. А теперь достаньте разрезные картинки и составьте их из частей. Молодцы. Уберите картинки в конверты. III. Итог. - Ребята, вам понравилась волшебная полянка? Кого встретили? О ком, мы говорили на занятии? Чем мы занимались сегодня? Пора превращаться снова в девочек и мальчиков. Давайте скажем: «Раз, два, три – полянка, рост нам возврати!». - Мне очень понравилось, какими вы сегодня были дружными, старательными. Мы подружились с насекомыми. Они, хоть и маленькие, но нужны в природе. Давайте дадим себе слово не обижать шестиногих друзей.