Светлана Ромашина
Конспект ОД по развитию экологических представлений «Овладение представлениями о свойствах неживой природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по
развитию экологических представлений
Тема:
«Овладение представлениями о свойствах неживой природы. Приобретение опыта экспериментирования».
Цель: Развитие практических действий и познавательных интересов в процессе экспериментирования.
Задачи:
- Развивать умения наблюдать, сравнивать различные вещества, способности к преобразованию; формировать действия превращения.
Темочки:
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Неживая природа
- Природа, планета Земля, экология
- Экология, защита природы. Конспекты
- Экспериментирование. Конспекты с опытами
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
- Расширять представления детей о свойствах воды, магнита, о движении воздуха.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
- Обогащать и расширять словарь детей.
Средства:
- речевые средства (опорные вопросы и высказывания взрослого, собственная речь ребенка) в сочетании с экспериментальными действиями детей;
-условные обозначения живой и неживой природы.
Материалы:
- замороженные кубики льда, камешки, кусочки пластилина.
- стаканы с чистой водой, краски, кисточки, небольшой тазик с водой.
- воздушный шарик, магниты, животные на магнитах.
- хлопушка с конфетами для сюрпризного момента, ноутбук.
Предварительная работа : беседы и загадки о воздухе, воде и ветре; наблюдения, слушание сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», чтение рассказов «Воздух», «Смерч» Ю. Ефремова.
Словарная работа: прозрачный, невидимый, бесцветный.
Методы и приемы:
- создание игровой ситуации, - использование наглядности, - индивидуальный подход, - поощрение детей.
Ход занятия
Звучит аудиозапись Цирк! Цирк! Цирк! - Ребята, а вы любите цирк? - Сегодня я вам предлагаю попасть в волшебный мир цирка. Хотите? Тогда - начинаем!
Показ небольшого музыкального видеоролика про цирк.
- А вы знаете как называют артистов которые работают в цирке (жонглеры, клоуны, гимнасты, дрессировщики и фокусники)
- А как вы думаете, что нужно настоящему фокуснику для того, чтобы у него все получилось? (Показываю палочку) – правильно, волшебная палочка! - Ребята, а хотите мы с вами сами попробуем быть фокусниками? Я буду главным фокусником и с помощью этой волшебной палочки превращу вас в фокусников. Следите одними глазами за моей палочкой (гимнастика для глаз – нужно глазами следить за движениями палочки). А теперь сильно зажмурьте глаза – абракадабра! Открывайте – вы фокусники! Итак, первый фокус – с водой.
-Вы видите на столе флажок, что он означает? (символ воды) Почему он трехцветный? (белый - лед, синий - вода, голубой - пар) – правильно.
Я веселая вода,
Я бегу туда-сюда.
Превращаюсь в пар и лед,
А могу наоборот!
Наливаем воду в банку.
- Какая она по цвету? (Прозрачная).
-Я опускаю камешек в воду и мы его видим, потому что вода?. (прозрачная)
- А теперь нужно спрятать камешек не вынимая его из воды. Кто сможет это сделать, тот и фокусник!
Вызывается ребенок, надевает шляпу фокусника, закрашивает воду красками и объясняет свои действия.
-Аплодисменты артисту!
- А сейчас отгадайте загадку:
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка! (Снегурочка)
- Почему ей нельзя находиться на солнце? (Солнышко ее растопит, ведь она из снега).
- А что еще может растопить снегурочку? (Огонь, костер, теплая печь).
- Правильно, Снегурочка от тепла превратится в капельки воды, а потом в облако пара. А когда вода превращается в пар? (Когда очень горячо).
-А сейчас подумайте и скажите, когда вода может стать твердой, как камень? (Когда замерзнет и превратится в лед). Посмотрите, я вам приготовила камушки и льдинки, давайте их сравним. (Они гладкие, твердые, холодные).
- Что произойдет, если мы поместим их в воду? (Ответы детей).
(Камень утонул, а лед плавает). Почему?
Вывод: Лед – замерзшая вода, он легче воды, поэтому плавает, а камень - тяжелее, он тонет.
- А что произойдет, если мы опустим в воду кусочек пластилина? (Он тоже утонул)
Вывод: Камень и пластилин тяжелее воды – они в воде тонут.
- Но ведь я – великий фокусник и хочу научить пластилин плавать!
Давайте рассмотрим кусочек пластилина, какой он? (Он холодный и твердый)
- Сегодня я научу вас преобразовывать предмет, чтобы он научился плавать. Для этого мне нужно сделать его мягким. Как? (Нагреть его).
-А теперь я начинаю преобразовывать его в другую форму (Форма лодки с бортиками). Опускаю его в воду, и мы видим, что наш кусочек пластилина держится на поверхности воды.
- Хотите тоже попробовать преобразовать кусочки пластилина?
Вывод: Используя такой опыт, конструкторы заставили плавать большие железные корабли. Железу придали особую форму, сделали борта, которые позволяют кораблям держаться на воде. Показ картинки с большим лайнером и маленькой лодочкой.
- А почему наши кораблики стоят на месте? Кто хочет стать фокусником и заставит его плыть? (Выходит ребенок и дует на кораблик) - Аплодисменты
-Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…
- Откуда взялся ветер? (Ветер это воздух, он есть внутри людей).
Показать символ.
Вывод: Ветер – это движение воздуха, он может быть холодным и сильным – ураган, буря, а может быть теплым и ласковым.
Ветер нужен, чтоб дышать, чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, но невидим он для нас.
- Посмотрите, у меня есть надувной мяч, видите, он прозрачный, а что у него внутри? (во время вопроса перебрасываем мяч друг другу). Правильно воздух, а как мы можем это проверить? - Воздух мы не видим, но можем его услышать. (потихоньку спускаем мяч и даем послушать каждому ребенку).А хотите я вам покажу реактивный двигатель? (Надуть шарик и выпустить его из рук).
- Видите, с какой силой выходит, движется воздух? Отпускаю шарик и он летит. Такой же принцип используется в реактивных двигателях. Их применяют в самолетах и ракетах, чтобы они летали. Показ картинки с взлетающей ракетой.
- Чем наполнен наш шарик? (Воздухом)
Вывод: Воздух находится везде, во всех живых существах, и в людях, и в животных, и в растениях. Он – невидимый, бесцветный, может передвигаться, и его можно слышать.
- А сейчас внимание! На цирковой арене выступает дрессировщик со своими питомцами. Все внимательно смотрите, Чудо вдруг произойдет. Если в сказку вы хотите, К вам она сама придет! (Передвигаем зверей с помощью магнита)
- Как вы думаете, с помощью чего наши животные двигаются? (С помощью магнита) Показать символ.
- Вспомните, какие предметы притягивает магнит? (на стол поставить поднос с разными мелкими предметами)
- Предлагаю с помощью магнита проверить, какие предметы он притягивает. (Выходит ребенок и проверяет)
Вывод: Магнит притягивает любые металлические предметы. А для чего нужен магнит? Чтобы поднимать и передвигать разные грузы. Показ картинки с большим магнитом на стройке.
- Ребята, вот и подошло к концу наше представление. Сегодня, мы научились проделывать много фокусов, которые вы сможете показать дома своим родным. А для того, чтобы их не забыть, я предлагаю вам составить собственную книжку с фокусами. Я приготовила вам обложку для книги, чтобы вы сами нарисовали в ней свои фокусы.
-А сейчас, сюрприз! Внимание! Декоративная хлопушка с конфетами.
Угощайтесь и угостите своих товарищей и гостей.
Ну, и конечно же, аплодисменты всем артистам и зрителям!
А мне пора с вами прощаться. До свидания друзья.