Фанзиля Валиева
Мастер-класс для воспитателей «Занимательные игры в индивидуальной работе с детьми по ФЭМП»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Мастер – класс для воспитателей : «Занимательные игры в индивидуальной работе с детьми по формированию элементарных математических представлений».
Цель:
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Занимательные игры в индивидуальной работе с детьми по ФЭМП“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в индивидуальной работе с детьми по математическому развитию. Ознакомить педагогов с играми, направленными на развитие логического мышления, в индивидуальной работе по ФЭМП с детьми 5-6 лет.
Актуальность:
Для умственного развития дошкольников и подготовки их к школе большое значение имеют занятия по развитию элементарных математических представлений.
Не следует думать, что развитое логическое мышление — это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься, даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны.
Задачей воспитателя является включить всех детей в активное и систематическое усвоение программного материала.
Для этого он прежде всего должен хорошо знать индивидуальные особенности детей, отношение их к таким занятиям, уровень их математического развития и степень понимания ими нового материала.
Индивидуальная работа с детьми невозможна без проникновения в их мир, в переживания каждого ребенка, без понимания его настроения. Большую помощь воспитателю в данном случае окажет четкое планирование. Составляя план очередного занятия по развитию элементарных математических представлений, педагог должен обязательно учесть работу с отдельными детьми, принимая во внимание их индивидуальные проявления, которые он мог лично наблюдать.
Чтобы пробелов в знаниях было как можно меньше, воспитатель, осуществляя индивидуальный подход, должен хорошо изучить особенности всех детей, вдумываясь в причины недостатков в их развитии.
Важным условием в осуществлении индивидуального подхода к детям на занятиях по развитию элементарных математических представлений является знание уровня математического развития каждого ребенка, установление причины его отставания.
В соответствии с индивидуальными особенностями всех детей группы педагог может условно, для себя, в целях удобства планирования и организации занятий разделить на несколько подгрупп.
К первой подгруппе можно отнести тех детей, у которых замечается большая активность и интерес к занятиям, а также творческий характер применения полученных знаний и умений. Таким детям следует предоставлять возможность шире проявлять свой интерес, развивать этот интерес, для чего давать им более сложные задания, предъявлять к их ответам повышенные требования.
Ко второй подгруппе отнесем тех воспитанников, активность которых внешне не проявляется. Они не поднимают рук, но, так как всегда внимательны, отвечают правильно и умеют найти верное решение предложенной задачи. Но некоторые из них затрудняются в придумывании задач, стараются прибегнуть к аналогии. В таких случаях рекомендуется развивать инициативу, поощрять начинания ребят, укреплять уверенность в своих силах.
Третью подгруппу составляют дети, у которых замечается ложная активность. Индивидуальная работа с отстающими детьми приносит положительные результаты тогда, когда ребят систематически упражняют в счетных навыках в повседневной жизни, а не только на занятиях по математике.
Учитывая важность математического развития во всестороннем развитии ребенка, педагог должен всемерно заботиться о том, чтобы все дети принимали участие в занятиях, проявляли свою активность и инициативу. Задача воспитателя детского сада, проводящего занятия по математике — включить всех детей в активное и систематическое усвоение программного материала, обеспечить активное участие всех детей в общей работе, что ведет за собой развитие их умственных способностей, внимания, предупреждает интеллектуальную пассивность у отдельных ребят, воспитывает настойчивость, целеустремленность и другие волевые качества.
Знания, которые даются в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее и легче. Игровые элементы включаются в упражнения во всех возрастных группах: и младших — в виде сюрпризного момента, имитационных движений, сказочного персонажа и т. д. ; в старших они приобретают характер поиска, соревнования.
С возрастом детей упражнения усложняются: они состоят из большего числа звеньев, учебно-познавательное содержание в них не маскируется практической или игровой задачей, во многих случаях для их выполнения требуются действия по представлению, проявление смекалки, сообразительности. Наиболее эффективны комплексные упражнения, дающие возможность одновременно решать программные задачи из разных разделов, органически сочетая их друг с другом, например: «количество и счет» и «величина», «количество и счет» и «геометрические фигуры», «геометрические фигуры», «величина» и «количество и счет» и т. д. Такие упражнения повышают коэффициент полезного действия занятий.
Обучая детей в процессе игры, я стремлюсь к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Рекомендуемые мной игры направлены на подготовку детей 5—6 лет к изучению элементарной математике, поэтому я предлагаю перед тем, как посадить детей за парты, изучать математику или хотя бы одновременно с началом их обучения математике «поиграть» с ними в математику. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того — решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль воспитателя в этом процессе — поддерживать интерес детей.
Практика моей работы показала, что чем интересней игровые действия, которые я использую на занятиях, тем не заметнее и эффективнее закрепляются полученные знания. Дети активны в восприятии головоломок, логических упражнений, дидактических и развивающих игр. Поэтому в своей работе для активизации детей я стараюсь использовать занимательный материал, ведь он не только развлекает детей, дает возможность отдохнуть, переключиться, но и заставляет их задуматься, развивает инициативу, стимулирует развитие не стандартного мышления.
Большое значение уделяю дидактическим играм. Это связано прежде всего с тем, что их основная цель обучающая. Систематизируя игры, разработала перспективный план по формированию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр. С целью стимулирования интеллектуального развития детей оборудовала в группе уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, собрала наглядный материал по логическому мышлению, загадки, лабиринты, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием.
Предлагаю вашему вниманию игры по индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста.
Головоломка «Танграм» - в результате упражнений и заданий к этой игре ребенок научится анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель.
«Математический планшет» - эта игра помогает развивать мелкую моторику рук, пространственное и ассоциативное мышление, воображение, умение действовать по заданному образцу. Незаметно в процессе игры ребенок учится определяет середину поля или середину одной из сторон – считает. Размечает поле на отдельные участки – познает понятия частей и целого, получает представление о симметрии. Пособие помогает такие геометрические понятия, как отрезок, угол, площадь.
«Набор счетных материалов» - это набор для развития познавательных навыков, абстрактного мышления, памяти и внимания. Ребенок учится считать, изучает формы предметов и их размеры, цвета, сравнивает и анализирует.
Он развивает также пространственное мышление и воображение, выкладывая из деталей различные узоры и картинки.
«Геометрический паровозик» - в этой игре ребенок познакомятся с такими геометрическими фигурами как круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и овал и научатся считать до 10. У зверюшек билетики такой же формы как фигурки на соответствующем вагончике. Ребенку нужно рассадить всех пассажиров по местам.
Игра «Крестики-нолики 3 D».
Игру можно было назвать "Шарики-шарики". Никаких крестиков и ноликов здесь нет. Вместо них - красные и синие шарики 1, 5 см. Но поскольку использован принцип известной головоломки, название игры полностью себя оправдывает. Играть могут двое детей.
Когда ребенок только начинает играть (даже зная принципы обычной игры в "Крестики-нолики", лучше начинать игру на одной пластине. Потом добавить вторую, а затем и третью.
Очень интересно наблюдать за реакцией детей, когда они пытаются понять, как именно их хотят обыграть: Сначала им тяжело смотреть "по диагонали" на то, чтобы шарики стояли "по правилам". Ведь одно дело - видеть рисунок из шариков на плоскости, и совсем другое - выстраивать их в объемном варианте сборки. Также весьма непривычно отслеживать правильное выстраивание "своих" шариков на двух нижних ярусах. Но уже минут через 20-30 дети, которые не менее сообразительны, чем взрослые, начинают втягиваться в игру и ловко выставляет шарики именно так, как нужно, чтобы выиграть.
В данной игре выигравшим считается не только тот, кто первым выстраивает свою цветовую линию, но и тот, кто в конце игры закроет больше линий шариками своего цвета.
Игры со счетными палочками.
Цель: развитие логического мышления. Уточнить знание геометрических фигур, упражнять в количественном и порядковом счете, сравнении фигур по величине, выкладывании из счетных палочек силуэтов геометрических фигур, предметов по образцу, по устной инструкции, по замыслу; учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений геометрических фигур и предметов;
- развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику;
- воспитывать усидчивость, интерес к логическим задачам, стремление самостоятельно справиться с заданием, чувство радости от достигнутых результатов.
А теперь давайте поиграем. Игра называется «День рождение».
Приглашаю 4 воспитателей за заранее подготовленными на столах дидактическим материалом.
На первом столе головоломка «Танграм».
На втором – «Математический планшет».
На третьем - «Набор счетных материалов».
На четвертом – «пирог» круглой формы.
Ребята, я знаю, как вам нравятся сказки. Сегодня хочу рассказать вам необычную сказку, которая называется «День рождение». Она необычна тем, что вы мне поможете рассказать ее. Как вы поможете, сейчас вы сами узнаете.
Жил был в одном лесу зайчик. (показываю модель зайчика и предлагаю ребенку собрать модель зайчика, предъявляя только карточку с силуэтом фигурки).
У него сегодня день рождения. И конечно придут в гости его друзья. Пришел в гости медвежонок. (Выставляю изображение медвежонка). Он практичный и поэтому подарил любимое лакомство зайчика – морковку.
(показываю модель морковки и предлагаю ребенку собрать модель морковки на математическом планшете, предъявляя только карточку с силуэтом фигурки).
Пришла и белочка. (Выставляю изображение белочки). Она подарила букет цветов! ( предлагаю ребенку собрать модели цветов из набора геометрических фигур: круги и треугольники). Букет такой большой и красивый. Один цветок из трех лепестков, второй – из четырех лепестков, третий – из пяти лепестков. Какой же день рождения без праздничного пирога! Ежик испек большой пирог! (Выставляю изображение ежика и показываю модель «пирога». Предлагаю ребенку разделить пирог всем поровну, путем складывания пополам и еще раз пополам).
Зайчику очень понравились подарки и угощение. А потом друзья весело поиграли. (Приглашаю встать в кружок и поиграть).
Игра «Живые числа».
Цель: упражнять в прямом счете в пределах 10.
Материал. Карточки с цифрами от 6 до 9.
Ход игры. Дети получают карточки. Дети ходят по группе. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!» - они строятся в шеренгу, называя свое число. (6,7,8,9.) Дети меняются карточками. Игра продолжается.
Вывод:
детьми, я сделала вывод, что игры, подобранные с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, являются одним из эффективных средств активизации ребят.