Мехдиева Шахназ
Мастер-класс для родителей детей средней группы «Занимательные словесные и пальчиковые игры для речевого развития детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
Цель:
- укрепление связи семьи и детского сада;
- обеспечение единства педагогов и родителей в развитии речи детей дошкольного возраста с использованием пальчиковой гимнастики, словесных игр, скороговорок, чистоговорок.
Задачи:
1) показать важность и значимость работы по развитию мелкой моторики у дошкольников;
2) показать родителям методы использования пальчиковой гимнастики, а также словесной игры в жизни детей;
Публикация «Мастер-класс для родителей детей средней группы „Занимательные словесные и пальчиковые игры для речевого развития детей“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Мастер-классы для родителей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Словесные игры
- Средняя группа
- Темочки
3) ознакомить родителей с некоторыми приемами и методами развития речи детей в среднем возрасте;
4) способствовать стремлению родителей к применению полученных знаний на практике в домашних условиях.
Вводная часть.
Один из великих педагогов Ян Коменский говорил:
- Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.
Теоретическая часть.
Игровая деятельность детей – это не просто развлечения, это творческий и вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игровой деятельности дети знакомятся с окружающим миром, познают самого себя, своё место в этом мире.
Играя, малыш накапливает знания, общается, развивает мышление, воображение и речь. Каждая игра – это общение ребенка с взрослым, со сверстниками; это школа сотрудничества, в которой он учится радоваться успехам других детей и стойко переносить неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка, выдумки и фантазии - только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребенка [1].
Одним из эффективных и результативных способов формирования познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста является пальчиковая игра. Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.
Обучая маленьких детей в процессе игры, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности перешла в радость учения.
Практическая часть.
- А сейчас, уважаемые родители, хочу вам предложить несколько игр и упражнений на речевое развитие и тренировку мелкой моторики, которыми можно заниматься не только в детском саду, но и в домашних условиях.
Для начала мы подготовим наши ручки, разотрем ладони.
Игра «Ручки греем» (упражнение выполняется по внешней стороне ладони).
- Очень холодно зимой,
Мерзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
«Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.
- Добываем мы огонь,
Взяли палочку в ладонь.
Сильно палочку покрутим –
И огонь себе добудем.
- После того, как мы разогрели наши руки, можно сделать массаж пальчиков.
«Гусь»
Где ладошка? Тут? Тут! (показывают правую ладошку)
На ладошке пруд? Пруд! (гладят левой ладонью правую)
Палец большой- (поочередно массируют каждый палец)
Это гусь молодой,
Указательный-поймал,
Средний-гуся ощипал,
Безымянный-суп варил,
А мизинец-печь топил.
Полетел гусь в рот, (машут кистями, двумя ладонями прикасаются ко рту)
А оттуда в живот. (потом к животу)
Вот! (вытягивают ладошки вперед)
- Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка :
• развитие навыков мелкой моторики;
• способствование развитии речи;
• активизация работы головного мозга;
• развитие образного мышления, памяти, внимания, воображения и снятие тревожности.
- Артикуляционная гимнастика также полезна для наших малышей, потому что она укрепляет мышцы языка и артикуляционного аппарата [2]. Здесь вы можете использовать следующие упражнения
• Бегемотик: открываем рот как можно шире (словно бегемотик просит еды, потом медленно закрываем.
• Чистим зубки: улыбаемся, открываем рот, а затем чистим зубы кончиком языка переднюю, обратную сторону, верхний, нижний ряд.
• Играем на дудочке: вытягиваем губы сильно вперед, как можно дальше, зубы должны быть сомкнуты.
• Чашка: улыбаемся, высовываем язык, пытаемся придать широкому языку форму чашечки. Для этого слегка приподнимаем кончик языка.
• Забор: улыбаемся, как можно сильнее растягивая губы. Зубы при этом остаются сомкнутыми.
- Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика для детей позволяет организму малыша правильно развиваться. Она очень полезна для здоровья. При помощи несложных упражнений улучшается кислородный обмен в организме, стимулируется работа кишечника и сердца [3]. Дыхательная гимнастика для детей, отличающихся гиперактивностью, приносит двойную пользу. Малыши с ее помощью учатся расслабляться и успокаиваться. Дома можете такие упражнения использовать
Воздушный футбол
• Берем мячик для настольного тенниса или делаем шарик из ваты, ставим на столе «ворота» из кубиков или конструктора. Нужно «забить гол» - дуть на мячик, чтобы он прокатился по столу и закатился в ворота. Можно попробовать усложнить задачу – гонять ватный шарик, дуя на него не ртом, а носом.
• Снегопад
• Сделать «снежинки»- маленькие комочки ваты иди бумаги. Просим малыша устроить снегопад – класть «снежинки» на ладонь и сдувать их.
• Бабочки
• Вырезать из бумаги маленьких бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку дуть на бабочек так, чтобы они летали.
• Я ветер
• Сделать из бумаги вертушку-пропеллер (или взять покупную) и дуть на нее, чтобы она вращалась. Налить в ванну или таз воду, пустить на воду легкий кораблик и дуть на него, чтобы он плыл.
- Также в развитии артикуляции ребенка помогают чистоговорки и скороговорки [4]
Например, чистоговорки
На звуки К, Г, Х, Й
1. Ко-ко-ко- кошка любит молоко.
2. Га-га-га у козы рога.
3. Ха-ха-ха- не поймать нам петуха.
4. Ой-ой-ой-зайке холодно зимой.
5. На горе гогочут гуси.
6. Хомячку на ухо села муха.
На звуки Ф, В
1. Аф-аф-аф- мы постовим в угол шкаф.
2. Ву-ву-ву - в лесу видели сову.
3. У Фани фуфайка, а у Феди туфли.
4. Наш Филат не бывает виноват.
-А теперь, дорогие родители, давайте сами придумаем чистоговорки на звук З и С.
– Давайте сами придумаем чистоговорки на звук Р и т. д.
Скороговорки
Скороговорки Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Ехал Грека через реку, видит Грека - в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку греку - цап.
Карл украл у Клары коралы, Клара у Карла украла кларнет.
На дворе трава, на траве дрова, на дровах детвора.
- Еще давайте мы свами сделаем упражнение, а вы с детьми дома тоже выполняйте подобные
Опиши картинку
Показываем ребенку картинки с героями сказок или животными и просим ребенка рассказать кого он видит, описать какой этот персонаж. Например: зайка - серый, мягкий и пушистый. Если у ребенка возникли трудности с описанием, помогите ему. Можно усложнить задание: пусть составят рассказ не отдельными словами, а целыми предложениями. Например: вот зайка. Он живет в лесу. Он серый и пушистый. Данное упражнение расширяет словарный запас ребенка и способствует развитию мышления.
Заключение
- Надеюсь наше занятие было очень полезным для вас и ваших детей!
- Что в нашем занятии вы узнали нового и как это будете применять на практике?
Ответы родителей
Список литературы
1. Александрова, О. В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О. В. Александрова. - М. : Эксмо, 2013. - 48 c.
2. Ляско, Е. Е. Развитие речи от первых звуков до сложных фраз / Е. Е. Ляско. - СПб. : Речь, 2010. - 190 c.
3. Носенко, И. П. Развитие речи детей в ДОУ (в схемах и таблицах) : Учебное пособие / И. П. Носенко. - М. : ЦПО, 2009. - 96 c.
4. Ханина, О. Г. Развитие речи. Чтение: Для дошкольников / О. Г. Ханина. - Рн/ Д: Феникс, 2012. - 48 c.