Наталия Крайнова
Конспект занятия «Занимательная математика. Число 4»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познавательное развитие через формирование элементарных математических представлений
Задачи: - учить составлять число четыре из двух меньших чисел и
раскладывать его на два меньших числа
- закреплять навыки порядкового счета в пределах 10; знание геометрических
фигур;
- совершенствовать представления о весе предметов и умение
определять независимо от их внешнего вида одинаково весят
предметы или нет;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 4. Состав числа четыре, счёт до четырех
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
- формировать умения детей классифицировать, группировать по заданному
свойству, моделировать;
- Развивать логическое мышление, активность, самостоятельность
в поиске способов действия;
- развивать умения анализировать форму предметов и их отдельных частей;
- воспитывать дружеские отношения.
Вид детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая
Формы организации: фронтальная, парно-групповая
Формы реализации: клуб юных математиков
Реализация ФГОС ДО:
1. Обеспечение эмоционального благополучия детей: создание ситуации успеха (назови геометрические фигуры, сосчитай до 10)
2. Поддержка индивидуальности и инициативы: предложить детям свободный выбор (палочки Кюизенера или счетные палочки, выбрать себе пару, самостоятельно найти в окружающем пространстве состав числа 4 (три чашки и одна тарелка, два яблока и две груши и т. д.); выбор физминутки по желанию детей.
3. Правила взаимодействия: в д/игре «Живая неделя» развивать умения работать в группе; парно выкладывать блоки Дьенеша по схеме;
4. Вариативность: развивать умения составлять число 4 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.
Оборудование: Дидактический и наглядный материал : магнитная доска, 6 кругов, отличные по цвету от модели дома; маленький железный шар, большой пластмассовый шар; два одинаковых бруска (по высоте, по толщине; деревянный и металлический); два деревянных кубика одного размера и веса, но разного цвета; звездочки двух цветов; блоки Дьенеша; схема для работы с блоками, палочки Кюизенера, счетные палочки, мяч; 2 набора карточек с цифрами от 1до 7; разноцветный математический куб, игрушка Смешарик Крош, математическая цепочка с набором цифр.
Предварительная работа: рассматривание геометрических фигур, счет в прямом и обратном порядке, составление числа 3 из двух меньших чисел, д/игры «Назови соседей?», «Сколько в доме этажей?», «Угадай, чего не стало?».
Подготовка воспитателя: продумала конспект, вопросы, подобрала физминутку, подготовила демонстрационный и раздаточный материал
Ход ООД
Воспитатель с помощью волшебного куба собирает внимание детей.
В-ль: я сегодня приглашаю вас посетить клуб юных математиков. Посмотрите на математический куб, что вы можем о нем рассказать?
Дети: куб разноцветный; объемный, у него есть стороны и углы, куб с изображением геометрических фигур…
В-ль: Правильно, давайте назовем геометрические фигуры
Дети: на красной стороне куба круг, треугольник и ромб и т. д.
В – ль: Посмотрите, в жизни, где нас окружают геометрические фигуры?
Дети: (окно – квадрат, стол – прямоугольник, солнце – круг и т. д.)
В-ль: Молодцы ребята! А в кубе что-то спрятано давайте посмотрим? (внутри карточки с цифрами от 1 до 7, и с нарисованными кругами соответствующим цифрам и игрушка смешарик Крош)
В-ль: ребята посмотрите, Крош принес карточки, но не знает, что с ними делать. Как вы думаете, что же это за карточки?
Дети: (дни недели)
В- ль: Правильно. Кроша пригласили в субботу в гости, а в воскресенье в театр, а он не знает когда эти дни настанут. Что же ему делать? Как мы можем ему помочь?
Ответы детей (нужно научить различать дни недели по порядку и т. д.)
Игровое упражнение «Живая неделя»
(на столе в беспорядке лежат перевернутые цифры и карточки с нарисованными кругами. Дети под музыку двигаются, как только музыка закончилась дети разбирают все карточки на столе и выстраиваются по порядку друг напротив друга образуя неделю, у одних цифры от 1до7 у других карточки с кругами от 1 до 7 цифра должна соответствовать кругу, 1 напротив одного круга и т. д. дети оставшиеся без карточек, задают играющим вопросы:
- вторник, назови своих соседей;
- среда, какая ты по счету?
- четверг, какой день недели перед тобой?
- пятница, какой день после тебя?
- понедельник, между какими днями ты находишься?
В – ль: Крошу очень интересно, как же называются дни недели? (дети называют по порядку)
Игра повторяется, но неделя начинается, например, со среды и т. д.
В-ль: Молодцы ребята! А сейчас выберите себе пару, и я приглашаю вас пройти за рабочие столы
В – ль: Ребята, а у нас друзья Кроша поселились в новом доме. Крош тоже хочет жить в этом доме, но жить хочет один. Какая же квартира и на каком этаже достанется Крошу? (Как мы можем это узнать) Что же делать? Как ему помочь?
Игровое упражнение «Заселим дом»
На магнитной доске модель дома с номером 4 и 6 кругов. Воспитатель уточняет у детей номер дома и количество этажей в нем. И объясняет: «на каждом этаже в двух квартирах живет по четыре жильца. На верхнем этаже в квартире слева проживают три жильца, а справа - один жилец (кладет круг в пустое окно) сколько всего жильцов на этаже? Сколько жильцов слева? Сколько жильцов справа? Как составили число четыре? (три и один) как еще можно составить число четыре (два и два, один и три)
В-ль: Молодцы ребята! С помощью игры мы разложили число четыре на два меньших числа.
А сейчас с помощью палочек Кюизенера или счетных палочек (по вашему желанию) выложите состав числа четыре из пар нужных вам деталей или палочек. Работа с палочками Кюизенера (найдите палочку, которая соответствует числу 4, и под этой деталью составьте это число по-другому из других палочек). Работа со счетными палочками (взять нужное количество палочек и разложить на два числа)
В – ль: Молодцы, ребята! Посмотрите по сторонам, можем ли мы в повседневной жизни найти состав числа четыре? Кто нашел, принесите на стол.
(одна кастрюля и три чашки; две желтые и две синие детали конструктора лего, три грозди винограда и одно яблоко и т. д.)
В – ль: Какие вы сообразительные! Молодцы! А сейчас вернемся в клуб юных математиков.
Игровое упражнение «Загадка без слов»
Работа с блоками Дьенеша
Воспитатель предлагает каждой паре определиться, каким цветом будет каждый выкладывать свою цепочку. На магнитной доске схема, которую нужно выложить геометрическими фигурами с определенными признаками ( например: большой синий толстый круг)
В-ль: Молодцы! Все справились с заданием.
Физминутка: по желанию детей.
В-ль: А сейчас я приглашаю пройти к мольберту юных математиков и выполнить решение цепочки: (В пустые клеточки вставить нужную цифру произведя математическое действие)
+1 +1 -1 +1
2
В-ль: После всех математических действий, какое получилось число?
Дети: четыре
В-ль: и этому числу, какая соответствует цифра?
Дети: четыре
В-ль: читает стишок про цифру четыре
В-ль: приглашает детей на ковер
Я знаю, что юные математики умеют не только считать и называть геометрические фигуры, дни недели, но очень любят экспериментировать, правда ли это? Давайте проверим.
В – ль: Ребята, Крош приготовил для вас сюрприз. Кто хочет открыть коробку?
Дети: (я, я)
В – ль: Молодцы, инициативные какие! Но нам надо выбрать только одного. Как мы сможем это сделать?
Дети: считалкой
В – ль: Крош может ты посчитаешь? (Крош считает «Раз, два, три это будешь ты)
Игровое упражнение «Найди отличия»
В – ль: выбери два предмета, которые можно сравнить по каким то признакам.
Из коробки ребенок достает 2 шара (маленький металлический и большой пластмассовый, 2 деревянных кубика одного размера и веса, но разного цвета, 2 бруска одинакового размера, но разных по весу)
Крош просит детей определить, из чего сделаны предметы, их сходства и различия. Уточняет, различаются ли предметы по весу и как это можно определить. Один ребенок сравнивает шары, другой кубики, третий бруски, взвешивая их на руках. Затем делается вывод: железный шар тяжелее, чем пластмассовый, а пластмассовый шар легче железного шара. Деревянные кубики одинаковые по весу, но разные по цвету, одинаковые по размеру бруски разные по весу.
В-ль: Молодцы ребята! Крош дарит нам свою коробку вместе с ее содержимым. Мы поставим ее в экспериментальный уголок для дальнейшего исследования. У меня на подносе звездочки двух цветов, возьмите красную звездочку, если считаете, что все задания выполнили правильно, а зеленую, если у вас были затруднения.
В-ль: Что вам больше всего понравилось? Чему можем научить младшего брата, сестру? Где мы можем использовать полученные знания? Сегодня нет Алисы и Андрея, когда они придут, с чем вы их можете познакомить?
Ответы детей.
В-ль: Молодцы ребята! Хотите Крош загадает на прощание веселую логическую задачку? (Петух снес одно яйцо, кому оно достанется?
Ответ: никому, петух яйца не несет!
МОЛОДЦЫ! занятие закончено.