ирина какоткина
Задержка психического развития церебрально-органического генеза
▼ Скачать + Заказать документы
Существует ЗПР церебрально – органического генеза (ЦОГ). Она возникает при поражениях головного мозга ребёнка во внутриутробном или раннем периоде развития. У таких детей отмечается повышенная утомляемость, расторможенность, нарушение внимания, что в целом составляет основу любой психической деятельности.
Познавательная сфера детей с ЗПР ЦОГ своеобразна. Их восприятие недостаточно полное и точное. Такие дети не обдумывают информацию, которую воспринимают, не пытаются всмотреться в объект, не умеют выделять части предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. По этой причине сходные предметы (стул и кресло, тарелка и блюдце и т. д.) ими воспринимаются как одинаковые. Сенсорный опыт детей долго не закрепляется в слове: ребёнок может выполнять словесную инструкцию («Дай красный карандаш», но самостоятельно назвать цвет предмета не может.
Публикация «Задержка психического развития церебрально-органического генеза» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Память таких детей ограничена в объёме, снижена её скорость и прочность запоминания, характерна неточность воспроизведения и быстрая утрата информации. Особенно страдают те виды памяти, которые требуют участия мыслительных процессов, поэтому дети чаще пользуются механическим заучиванием. Развитие мышления у детей с ЗПР ЦОР отстаёт уже на уровне наглядных форм (посмотри и сделай как я, выражены трудности в формировании сферы образов-представлений. Детям трудно создать целое из частей и выделить части из целого, оперировать образами в пространстве. Они склонны к шаблонам, стереотипным решениям. К старшему дошкольному возрасту у детей с ЗПР ЦОР не формируется уровень словесно-логического мышления. Особые трудности вызывают задания на установление причинно - следственных связей, построение программы событий.
Нарушения речи у этих детей часто носит системный характер, затрагивая звукопроизношение, лексико - грамматические средства, связную речь.
Особого внимания заслуживает рассмотрение эмоционально-волевой сферы. У детей с данной формой задержки часто отсутствуют живость и яркость эмоций. Они слабо заинтересованы в оценке своих действий, имеют низкий уровень притязаний. В игровой деятельности проявляется бедность воображения и творчества, монотонность и однообразие действий.
Одни дети характеризуются психомоторной расторможенностью, эйфорийным оттенком настроения и импульсивностью, другие - преобладанием пониженного настроения, нерешительностью, безынициативностью, боязливостью. В целом все эти дети имеют слабую мотивационно – целевую основу деятельности, и к началу школьного обучения у них не происходит смены игровой деятельности на учебную. Они слабо ориентируются в нравственно – этических нормах поведения и зачастую не готовы к «эмоционально тёплым» отношениям со сверстниками.
Данная ЗПР самая сложная из всех вариантов, но всё же имеет благоприятный прогноз.
Что важно знать и понимать? Если вашему ребёнку диагностировали задержку речевого (ЗРР, психоречевого (ЗПРР) или психического развития (ЗПР, важно своевременно обратиться за помощью к специалистам – логопеду, дефектологу, психологу. Они проведут комплексно обследование, определят структуру задержки и пошаговую программу коррекции. Начинать коррекционную работу можно с первых месяцев жизни, не ожидая, когда задержка потянет за собой другие проблемы, ведь речь, интеллект и эмоционально – волевая сфера развивается в тесной связи друг с другом.