Наприенко Юлия
Задержка психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Задержка психического развития (далее ЗПР) у детей является сложным нарушением, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, физической и психологической деятельности.
Типичные двигательные расстройства, характерные в разной степени для всех категорий детей с ЗПР:
1. сниженная двигательная активность, обусловленная тяжестью первичного дефекта и его негативными последствиями;
2. ослабленный мышечный "корсет", снижение вегетативных функций, обеспечивающих движение;
Публикация «Задержка психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
3. нарушение ходьбы, бега, лазания, ползания, прыжков, метания, упражнений с предметами, т. е. движений, составляющих основу жизнедеятельности ребенка.
4. нарушение координационных способностей: быстроты реакции, точности, темпа, ритма и согласованности движений, устойчивости к вестибулярным раздражениям.
У дошкольников с ЗПР имеется снижение вегетативных функций, обеспечивающих движение: нарушения со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем. У многих из них наблюдается функциональная слабость миокарда. Дыхание у них поверхностное, неритмичное, небольшая мышечная нагрузка резко учащает его, и необходимо длительное время для его восстановления. Они не умеют произвольно управлять актом дыхания и правильно согласовывать его с движениями. Без специальных упражнений, направленных на обучение дыханию, дети не могут научиться правильно дышать. Задержка или затруднение дыхания при физической работе вызывает у детей гипоксию (недостаточное насыщение крови кислородом). Очень важно помнить, что только при правильном согласовании дыхания с движениями можно упражняться в выносливости к длительной физической нагрузке.
При ходьбе и беге дети излишне напрягают мышцы тела, чрезмерно размахивают руками, недостаточно координируют движения рук и ног. Прыжки вызывают у дошкольников с ЗПР чрезмерное напряжение и сосредоточенность. Недостатки в координации движений наблюдаются и в прыжках, из-за чего дети долго не могут научиться прыгать на одной ноге, перепрыгивать с места на место на двух ногах и т. п.
Наблюдается слабость регуляции произвольных движений (особенно страдает тонкая моторика, ярко выраженная недостаточность статической координации, затруднение принятия определенной позы, и её удержания (не удерживают более 1-2 сек.). Во время удержания позы они качаются, падают, сходят с места и т. п., наблюдается общая напряженность мышц.
В НОД по физическому развитию у дошкольников с ЗПР выявляются затруднения в восприятии, понимании, выполнении общепринятых строевых команд, игровых правил и условий. Они с трудом усваивают названия частей тела и движений, часто не могут представить движение по словесному объяснению и соотнести инструкцию с показом, медленно усваивают и быстро забывают предлагаемый материал.
Целью коррекционной работы с детьми с ЗПР является создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, позитивных качеств личности ребенка. Коррекционно-педагогическое воздействие должно быть направлено на преодоление и предупреждение нарушений развития, на формирование знаний и умений, необходимых для успешной подготовки ребенка к обучению в школе.
Организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольной группе для детей с ЗПР имеет важное значение в коррекции отклонений физического развития детей данной категории, и имеет свою специфику.
Кроме традиционных задач по физическому развитию, в рамках НОД следует реализовывать и специальные коррекционно-развивающие задачи : развитие моторной памяти, формирование способности к восприятию и передаче движений (серии движений, совершенствование ориентировки в пространстве и т. д. Огромное значение в работе по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с ЗПР имеет индивидуальный подход. В процессе использования всех форм работы учитываются особенности двигательных нарушений, поскольку у детей одного возраста уровень развития может быть различным.
Предлагаются упражнения, требующие выполнения движений по условному сигналу (знаку или слову).
В структуру НОД по физическому развитию включаются специальные упражнения.
Для предупреждения переутомления и перевозбуждения во время физических нагрузок используют упражнения на релаксацию, которые являются частью общей коррекционной работы. Они снимают характерное для детей с ЗПР чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение и воздействуют успокаивающе, а это, в свою очередь, является главным условием для формирования правильных телодвижений и естественной речи.
Дыхательные упражнения учат детей восстанавливать ритм дыхания после двигательных упражнений, формируют правильное речевое дыхание (дышать носом естественно и без задержки, выдоха должен быть плавным и длительным).
Использование игровых упражнений и подвижных игр способствуют развитию основных движений и физическому развитию в целом, поскольку при выполнении разнообразных движений работают различные группы мышц, повышается частота пульса, углубляется дыхание. Подвижные игры с правилами способствуют развитию внимания, восприятия, памяти, мышления, речи, совершенствуются произвольность движений и поведения, развиваются личностных качеств детей.
На первых годах обучения детей с ЗПР, а также при разучивании новых движений используют не только показ движения, но с некоторыми детьми требуется совместно его выполнить, при этом выполняемые действия обязательно сопровождаются словесным объяснением. На следующем этапе обучения предварительно демонстрируют детям каждое называемое действие. Словесную инструкцию используют лишь тогда, когда дети уже владеют движениями, могут их самостоятельно выполнить.
При выполнении основных движений: лазании по гимнастической стенке, ходьбе по скамейке и др. обязательно используют приемы страховки детей.
Педагог при организации НОД по физическому развитию должен придерживаться определенных правил взаимодействия с детьми:
- не замечать, если ребенок поначалу что-то делает неправильно, обращая внимание на то, что у него получается; радоваться с ним каждому успеху рассказывать при ребенке о его достижениях другим. Обязательно следует использовать методы поощрения. Таким образом, создается атмосфера доверия и сотрудничества, что является основой для достижения положительного результата в коррекционно-развивающей деятельности.
- вести дополнительную индивидуальную работа с детьми по развитию движений (в спортивном зале, на прогулке, в групповой комнате и в тренажерном зале). В основе работы по физическому развитию детей с ЗПР лежит постоянное взаимодействие педагогов группы, инструктора по физической культуре, как на занятии, так и вне его.
Таким образом, можно выделить следующие особенности организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольной группе для детей с ЗПР:
· индивидуальный подход к каждому ребенку, основное внимание уделять его физическому развитию;
· НОД строить по четко распланированному, стереотипному распорядку;
· эмоционально насыщать работу, используя игровые приемы и игры;
· задания, предлагаемые к выполнению, повторять несколько раз, выделяя самые важные места голосом и жестами, сопровождая показом или совместными действиями;
· во время проведения игр-занятий ограничивать до минимума отвлекающие факторы;
· в работе по физическому развитию использовать игры на развитие волевой регуляции, внимания;
· дозировать выполнение упражнений, использовать упражнения на релаксацию;
· во избежание травматизма, страховать движения детей;
· оказывать помощь дошкольникам в случаях затруднения;
· по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка, поощрять его старание и хорошее поведение.
В результате физической подготовки ребенок с ЗПР становится сильнее, выносливее, приобретает волевые качества. Он быстрее овладевает двигательными навыками, необходимыми в различных видах деятельности, тем самым повышается его работоспособность.