Белоконова Виктория
Задачи психолого-педагогического сопровождения развития ребенка со сложным дефектом
Изучение детей со сложными дефектами развития и способности их обучения в современном мире является одним из проблемных вопросов специальной педагогики. В статье авторами рассматривается идея обучаемости детей с множественными нарушениями развития, установления их учебных потребностей, а также организации системы их реабилитации. Доказана необходимость диагностики сложного дефекта на ранних этапах развития, как фактора более эффективного введение ребёнка в образовательный процесс.
Публикация «Задачи психолого-педагогического сопровождения развития ребенка со сложным дефектом» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ключевые слова: сложный дефект развития, сложное нарушение, психофизические нарушения, специальная педагогика.
Считают, что дети со сложными дефектами развития – это редкая категория болезненных детей. Согласно наблюдениям опытных дефектологов, такие малыши составляют около 40% контингента образовательных учреждений, в которых ведут свою деятельность классы коррекции. Поэтому изучение этих особенных детишек, определение их образовательных потребностей, а также разработка реабилитационной системы имеет достаточно важную роль в современном мире.
Образовательный процесс детей со сложными дефектами развития, к сожалению, является практически не изученной проблемой специальной педагогики даже в наше время. Относительно недавно в нашей стране научились оказывать реальную педагогическую помощь этим детям, так как до этого момента они считались необучаемыми.
Анализ последних исследований и публикаций по обозначенной проблеме были предложены в исследованиях А. И. Мещеряковым [1], И. А. Соколянским [2], Т. А. Власовой [3], Т. А. Басиловой [4] и др.
Поскольку все предыдущие исследовательские работы касались исключительно частных случаев комплексного дефекта, то данная проблемы изучалась неравномерно.
К сложным нарушениям детского развития относят сочетание 2-х или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребёнка [5].
К примеру, сочетание глухоты и слабовидения, сочетание интеллектуальной отсталости и слепоты, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушений речи.
В современной специальной литературе рассматриваются только первичные нарушения, например, слепо-глухота. Если в название включаются вторичные отклонения, например, как в слове «слепо-глухонемота», где «немотой» обозначено отсутствие речи у ребёнка, являющееся лишь следствием его глухоты, то такой термин следует признать неточным.
Следует выделять 3 основные группы детей с комплексными нарушениями.
Первую группу составляют дети с 2-мя нарушениями, например, слепоглухие дети, умственно отсталые глухие, слабослышащие с задержкой психического развития (первичной). Нарушения такого вида достаточно сильно влияют на социализацию такого ребёнка
Во вторую входят дети с главенствующим нарушением и сопутствующим ему другим, но оно выражено в слабой степени, тем не менее заметно затрудняет ход развития : умственно отсталые дети с небольшим понижением слуха. В таких случаях говорят об «осложнённом эффекте» недостатке.
А третью группу составляют дети с множественными нарушениями, что представляет собой 3 и более нарушений, выраженных в разной степени, которые приводят к довольно-таки сложным отклонениям в развитии ребёнка. К сложным дефектам можно отнести сочетание, когда у 1-го ребёнка наблюдается ряд небольших нарушений, к примеру, при сочетании небольших нарушений моторики, зрения и слуха у ребёнка может иметь место, выраженное недоразвитием речи [6].
Наибольший вклад был сделан в разработку системы воспитания слепоглухих детей. Изучение этой категории детей и успехи в этом направлении не прошли бесследно для всей проблемы сложных дефектов. Исследование данной проблемы предполагает нахождение общих решений, выяснение принципиальных отличий процесса развития ребёнка со сложным дефектом от развития детей с отдельными формами первичных нарушений.
Главной задачей для специалиста является более ранняя диагностика сложного дефекта, так как поздняя диагностика отрицательно сказывается на развитии. Поздняя диагностика в свою очередь чрезвычайно обедняет контакт ребёнка с окружающим миром. Но к сожалению, чаще всего дети со сложными нарушениями поздно попадают в сферу специального образования Это ведёт к недоразвитию как отдельных функций, так и к общей задержке психического развития, а усугубляется это тем, что социальная среда остаётся недостаточно адаптированной к особенностям познавательной деятельности особенного ребёнка.
Когда ребёнок попадает в нужную для него среду, главной задачей которой является стимулирование его развития, то обнаруживается, что его начальная позиция хуже, чем у других детей с дефектами развития.
Таким образом, оказывается, что по отношению к ребёнку с трудным дефектом задачи последующей компенсации аномалий развития становятся более всеобъемлющими не только в силу сложности нарушений, но и в силу существенного отставания в развитии, связанного с упущенными возможностями ранней компенсации дефекта.
Главной сложностью при работе с детьми, которые имеют сложные нарушения является однообразие способов компенсации дефекта.
Следовательно, если сложный дефект состоит из 2-ух первичных нарушений, то в путях его компенсации лежит их вычитание. То есть задача педагога-дефектолога состоит в том, чтобы найти другой путь развития деятельности ребёнка, придумать хоть и очень узкие, а также сложные, но действенные пути компенсации сложного дефекта. Так, для слепоглухонемого ребёнка такую роль в его восприятии играет кинестетическое восприятие. (обоняние, осязание др.)
Но всё-таки более действенным методом является включение ребёнка в процесс образования, присвоение ему исторического опыта человечества. Вывод ребёнка из ситуации изолированности является важнейшей задачей, которая способствует поискам новых путей компенсации сложного дефекта.
Развитие детей со сложным дефектом, а также их реабилитационный потенциал в процессе обучения является очень сложным вопросом изучения в специальной психологии и педагогике. В данном направлении предстоит ещё очень много изучить и разработать. Но уже сегодня выявлена определенная закономерность: чем раньше наступило нарушение и чем больше степень нарушения, тем больше выражено аномальное развитие ребёнка. Усложнение структуры нарушения, его многокомпонентность имеют такие же результаты.
Список литературы:
1. Мещеряков А. И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения. – М. : Педагогика, 1974.
2. Соколянский И. А. Некоторые особенности слепоглухонемых детей до поступления их в школу-клинику. Обучение и воспитание слепоглухонемых // Известия АПН РСФСР. 1962. Вып. 121.
3. Власова Т. А., Лубовский В. И. Дети с задержкой психического развития. – М., 1984.
4. Басилова Т. А., Александрова Н. А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития : пособие для родителей. – М. : Просвещение, 2008. – 111 с.
5. Блюмина М. Г. Распространенность, этиология и некоторые особенности клинических проявлений сложных дефектов // Дефектология. – 1989. – №3. – С. 3-10.
6. Трофимова Н. М., Дуванова С. П., Трофимова Н. Б., Пушкина Т. Ф. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб. : Питер, 2006. – 304 с.