Получи документы

Задачи психолого-педагогического сопровождения развития ребенка со сложным дефектом

Белоконова Виктория
Задачи психолого-педагогического сопровождения развития ребенка со сложным дефектом
▼ Скачать + Заказать документы

Изучение детей со сложными дефектами развития и способности их обучения в современном мире является одним из проблемных вопросов специальной педагогики. В статье авторами рассматривается идея обучаемости детей с множественными нарушениями развития, установления их учебных потребностей, а также организации системы их реабилитации. Доказана необходимость диагностики сложного дефекта на ранних этапах развития, как фактора более эффективного введение ребёнка в образовательный процесс.

Публикация «Задачи психолого-педагогического сопровождения развития ребенка со сложным дефектом» размещена в разделах

Ключевые слова: сложный дефект развития, сложное нарушение, психофизические нарушения, специальная педагогика.

Считают, что дети со сложными дефектами развития – это редкая категория болезненных детей. Согласно наблюдениям опытных дефектологов, такие малыши составляют около 40% контингента образовательных учреждений, в которых ведут свою деятельность классы коррекции. Поэтому изучение этих особенных детишек, определение их образовательных потребностей, а также разработка реабилитационной системы имеет достаточно важную роль в современном мире.

Образовательный процесс детей со сложными дефектами развития, к сожалению, является практически не изученной проблемой специальной педагогики даже в наше время. Относительно недавно в нашей стране научились оказывать реальную педагогическую помощь этим детям, так как до этого момента они считались необучаемыми.

Анализ последних исследований и публикаций по обозначенной проблеме были предложены в исследованиях А. И. Мещеряковым [1], И. А. Соколянским [2], Т. А. Власовой [3], Т. А. Басиловой [4] и др.

Поскольку все предыдущие исследовательские работы касались исключительно частных случаев комплексного дефекта, то данная проблемы изучалась неравномерно.

К сложным нарушениям детского развития относят сочетание 2-х или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребёнка [5].

К примеру, сочетание глухоты и слабовидения, сочетание интеллектуальной отсталости и слепоты, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушений речи.

В современной специальной литературе рассматриваются только первичные нарушения, например, слепо-глухота. Если в название включаются вторичные отклонения, например, как в слове «слепо-глухонемота», где «немотой» обозначено отсутствие речи у ребёнка, являющееся лишь следствием его глухоты, то такой термин следует признать неточным.

Следует выделять 3 основные группы детей с комплексными нарушениями.

Первую группу составляют дети с 2-мя нарушениями, например, слепоглухие дети, умственно отсталые глухие, слабослышащие с задержкой психического развития (первичной). Нарушения такого вида достаточно сильно влияют на социализацию такого ребёнка

Во вторую входят дети с главенствующим нарушением и сопутствующим ему другим, но оно выражено в слабой степени, тем не менее заметно затрудняет ход развития : умственно отсталые дети с небольшим понижением слуха. В таких случаях говорят об «осложнённом эффекте» недостатке.

А третью группу составляют дети с множественными нарушениями, что представляет собой 3 и более нарушений, выраженных в разной степени, которые приводят к довольно-таки сложным отклонениям в развитии ребёнка. К сложным дефектам можно отнести сочетание, когда у 1-го ребёнка наблюдается ряд небольших нарушений, к примеру, при сочетании небольших нарушений моторики, зрения и слуха у ребёнка может иметь место, выраженное недоразвитием речи [6].

Наибольший вклад был сделан в разработку системы воспитания слепоглухих детей. Изучение этой категории детей и успехи в этом направлении не прошли бесследно для всей проблемы сложных дефектов. Исследование данной проблемы предполагает нахождение общих решений, выяснение принципиальных отличий процесса развития ребёнка со сложным дефектом от развития детей с отдельными формами первичных нарушений.

Главной задачей для специалиста является более ранняя диагностика сложного дефекта, так как поздняя диагностика отрицательно сказывается на развитии. Поздняя диагностика в свою очередь чрезвычайно обедняет контакт ребёнка с окружающим миром. Но к сожалению, чаще всего дети со сложными нарушениями поздно попадают в сферу специального образования Это ведёт к недоразвитию как отдельных функций, так и к общей задержке психического развития, а усугубляется это тем, что социальная среда остаётся недостаточно адаптированной к особенностям познавательной деятельности особенного ребёнка.

Когда ребёнок попадает в нужную для него среду, главной задачей которой является стимулирование его развития, то обнаруживается, что его начальная позиция хуже, чем у других детей с дефектами развития.

Таким образом, оказывается, что по отношению к ребёнку с трудным дефектом задачи последующей компенсации аномалий развития становятся более всеобъемлющими не только в силу сложности нарушений, но и в силу существенного отставания в развитии, связанного с упущенными возможностями ранней компенсации дефекта.

Главной сложностью при работе с детьми, которые имеют сложные нарушения является однообразие способов компенсации дефекта.

Следовательно, если сложный дефект состоит из 2-ух первичных нарушений, то в путях его компенсации лежит их вычитание. То есть задача педагога-дефектолога состоит в том, чтобы найти другой путь развития деятельности ребёнка, придумать хоть и очень узкие, а также сложные, но действенные пути компенсации сложного дефекта. Так, для слепоглухонемого ребёнка такую роль в его восприятии играет кинестетическое восприятие. (обоняние, осязание др.)

Но всё-таки более действенным методом является включение ребёнка в процесс образования, присвоение ему исторического опыта человечества. Вывод ребёнка из ситуации изолированности является важнейшей задачей, которая способствует поискам новых путей компенсации сложного дефекта.

Развитие детей со сложным дефектом, а также их реабилитационный потенциал в процессе обучения является очень сложным вопросом изучения в специальной психологии и педагогике. В данном направлении предстоит ещё очень много изучить и разработать. Но уже сегодня выявлена определенная закономерность: чем раньше наступило нарушение и чем больше степень нарушения, тем больше выражено аномальное развитие ребёнка. Усложнение структуры нарушения, его многокомпонентность имеют такие же результаты.

Список литературы:

1. Мещеряков А. И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения. – М. : Педагогика, 1974.

2. Соколянский И. А. Некоторые особенности слепоглухонемых детей до поступления их в школу-клинику. Обучение и воспитание слепоглухонемых // Известия АПН РСФСР. 1962. Вып. 121.

3. Власова Т. А., Лубовский В. И. Дети с задержкой психического развития. – М., 1984.

4. Басилова Т. А., Александрова Н. А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития : пособие для родителей. – М. : Просвещение, 2008. – 111 с.

5. Блюмина М. Г. Распространенность, этиология и некоторые особенности клинических проявлений сложных дефектов // Дефектология. – 1989. – №3. – С. 3-10.

6. Трофимова Н. М., Дуванова С. П., Трофимова Н. Б., Пушкина Т. Ф. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб. : Питер, 2006. – 304 с.

Публикации по теме:

Анализ осуществления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в ДОУ Раннее выявление и развитие способностей, талантов детей дошкольного возраста способствует их успешной социализации, раскрытию личностного.

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ Ф. И. О. ребёнка:___ Возраст:___ Группа:___ Диагноз:___ Направление: коррекция.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Наблюдение как метод психолого-педагогического мониторинга. Из опыта работыНаблюдение как метод психолого-педагогического мониторинга. Из опыта работы Одним из основных принципов дошкольного образования является «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Универсальный план психолого-педагогического анализа занятия ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ. Дата___ Педагоги___ Номер группы__ Тема:___ ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДА недостаточно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Задачи психолого-педагогического сопровождения развития ребенка со сложным дефектом
Опубликовано: 27 декабря 2023 в 16:51
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Задачи психолого-педагогического сопровождения развития ребенка со сложным дефектом» (включая файлы) размещена пользователем Белоконова Виктория (УИ 3080036) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД