Лидия Ивановна Баранова
Наблюдение как метод психолого-педагогического мониторинга. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из основных принципов дошкольного образования является «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования»(ФГОС ДО (п. 1.4.). Эффективное проектирование психолого-педагогического процесса возможно только при наличии у педагога информации о возможностях, склонностях и проблемах в развитии ребенка. Поэтому возникает потребность в такой системе контроля качества педагогического процесса, которая позволит педагогу постоянно отслеживать динамику личностного развития и образовательных достижений детей.
Публикация «Наблюдение как метод психолого-педагогического мониторинга, Из опыта работы» размещена в разделах
- Мониторинг
- Опыт работы, практика
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
Сбор информации, оценку развития ребенка и проектирование психолого-образовательного процесса провожу посредством наблюдения за ним как на занятиях, так и в естественных ситуациях.
Сама деятельность детей дает мне возможность непосредственно, через обычное наблюдение получать представление об их развитии. При этом, наблюдаемые и фиксируемые функциональные приобретения ребенка не рассматриваю как самоцель, а лишь как средство целостного развития его личности.
Цели наблюдения:
лучше понять, что происходит с ребенком;
определить интересы, умения и потребности каждого ребенка, выяснить, что он предпочитает, какие виды заданий выбирает, когда есть выбор;
увидеть изменения в развитии ребенка с течением времени;
внести изменения в развивающую образовательную среду и предметно-пространственную среду кабинета;
определить моменты, вызывающие озабоченность;
найти способы, позволяющие лучше всего решить проблемные ситуации;
внести изменения в план коррекционно-развивающей работы, в индивидуальные образовательные маршруты детей;
получить информацию, которой могут воспользоваться как педагоги, так и родители;
дать возможность родителям больше узнать о своих детях;
получить подтверждение своим гипотезам или опровергнуть их;
получить обратную связь об эффективности (или неэффективности) психолого-педагогического сопровождения.
Условия наблюдения:
1. Постановка цели.
2. Выбор объекта и ситуации наблюдения.
3. Сохранение естественных или специально созданных условий.
4. Объективность.
5. Систематичность.
6. Регистрация (фиксация) результатов.
Техники и формы наблюдения.
Регистрация эпизодов. Это короткие описания конкретных случаев. Словесные зарисовки. Они дают фактическую информацию о том, что случилось, когда и где, что послужило толчком, каковы реакции ребенка и чем закончилось действие.
Карта наблюдений. Определяет конкретные виды поведения, подлежащие отслеживанию.
«Портфель» или образцы работ. Это коллекция работ, которые выполнил ребенок в течение некоторого времени.
Интервью и беседы. Дети любят поговорить с педагогом о своих мыслях и работах, если верят в его искреннюю заинтересованность и уважение.
Интервью по поводу чтения и письма, проводимые с детьми старшего дошкольного возраста, дают представления о том, как они понимают, что такое чтение, письмо, говорение.
Фотоматериалы.
На фотографиях фотонаблюдение за игровой деятельностью детей средней группы.
Данные наблюдений анализируются в ходе консультаций, которые провожу в сотрудничестве с воспитателями, специалистами и родителями воспитанников. В ходе таких встреч вырабатываются рекомендации, при необходимости определяются пути дальнейшего развития ребенка.
Выстроенная таким образом система мониторинга посредством включенного наблюдения создает условия, при которых каждый из детей «обречен» на успех, любой из них имеет возможность реализовать свою индивидуальность и при этом идти не строем, не в ногу, а своим собственным шагом.