Валентина Булатова
Задачи и средства развития связной диалогической речи в подготовительной группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно примерной адаптивной основной образовательной программе для детей с ОНР, которая строится в соответствии с ФГОС под редакцией Н. В. Нищевой детям рекомендуют развивать умение вслушиваться в обращённую речь, понимать её содержание [13].
Для детей с логопедическим заключением ОНР, является важным овладение диалогической речью различных форм: согласия, отрицания, уточнения, переспрашивания, встречного вопроса, просьбы, требования, разрешения, совета, отказа, побуждения, удовлетворения, благодарности, удивления и др. Необходимо развивать диалогическую форму речи детей, поддерживать инициативные диалоги между ними, стимулируя их, создавая коммуникативные ситуации, вовлекая детей в разговор; развивать способность детей выражать свое настроение и потребности с помощью различных пантомимических, мимических и других средств; воспитывать внимание детей к речи окружающих и расширять объем понимания речи; формировать усвоение детьми продуктивных и простых по семантике грамматических форм слов и словообразовательных моделей; – стимулировать овладение детьми простыми структурами предложений в побудительной и повествовательной форме; развивать владение разговорной (ситуативной) речью в общении друг с другом и со взрослыми; стимулировать спонтанную речевую деятельность детей, речевую инициативность, потребность задавать вопросы.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Педагоги компенсирующей направленности
- Подготовительная группа
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В результате поставленных задач в коррекционной работе применяют разнообразные игровые приёмы и дидактические игры, так как дидактические игры способствуют формированию у детей общению, а затем и развивают диалогическую речь.
Обучение диалогической речи протекает в двух формах: в свободном речевом общении и на специальных занятиях [16].
В свободном речевом общении средством обучения диалогической речи служит неподготовленная беседа. Она может проводиться во время режимных моментов: на прогулке, во время игры и т. д. Неподготовленной беседа является для детей, педагог же должен быть обязательно подготовлен к любому виду общения. Подготовленность педагога состоит в том, что, являясь носителем грамотной разговорной речи, он в каждой стихийно возникающей ситуации общения своей речью учит детей языку. В беседе вместе с мышлением развивается речь, умения слушать и понимать собеседника, давать понятные ответы на поставленные вопросы, ясно выражать свои мысли в слове.
Рузская А. Г. предлагает на специальных занятиях по развитию диалогической связной речи использовать прием подготовленной беседы и прием театрализации (имитации и пересказа) [17].
Подготовленная беседа направлена на то, чтобы, во-первых, научить детей беседовать: выслушивать речь собеседника, говорить понятно для собеседника, во-вторых, отрабатывать произносительные и грамматические навыки, уточнять смысл известных детям слов [16].
Театрализация художественных произведений, пересказ прочитанных сказок, стихотворений дает возможность совершенствовать разговорную речь, в частности интонационную сторону речи, разнообразить речь дошкольников в эмоциональном отношении.
О. Я. Гойхман в своих работах отмечает, что с беседой тесно связано совместное рассказывание, совместное словесное творчество - как метод развития диалогической речи [5].
Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор педагога с детьми (неподготовленный диалог).
Общение педагога с детьми должно строиться с учётом изменяющейся на протяжении дошкольного детства потребности ребёнка в общении. Следует правильно организовывать диалог с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей каждого ребёнка, его интересов, уровня речевого развития.
Большое влияние на речь детей оказывает педагог. В связи с этим его собственная речь должна прежде всего учитывать возраст детей. Педагог должен воспитывать своей речью. «Слово педагога, не согретое теплотой его убеждения, не будет иметь никакой силы» (К. Д. Ушинский) [1].
Подлинной социальной практикой ребёнка является игра (А. В. Запорожец) [4]. Известно, что в игре развиваются два типа отношений : а) реальные детские взаимоотношения и б) игровые отношения. Оба типа отношений включают диалогическое общение. Для обучения детей способам общения в игре можно применять беседы-обсуждения игровых ситуаций [3].
Эффективным средством развития диалогической речи является дидактическая игра. В методике разработано много дидактических игр, направленных на комплексное развитие речи. Задачи обучения диалогической речи решаются во взаимосвязи с задачами развития словаря, грамматической и фонетической стороной речи.
Полезно использовать речевые игры, которые содержат диалоги. В них закрепляются умения адресовать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнёрами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно.
Целенаправленное обучение диалогической речи происходит в специально организованных речевых ситуациях. Они направленны на развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета.