Камараули Елена
Задачи художественного воспитания и развития в процессе изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи художественного воспитания и развития в процессе изобразительной деятельности
Характерная черта изобразительного художественного творчества заключается в том, что выразить какое-либо явление можно только создав изображение. И ребенок не может создать образа, не овладев хотя бы в какой-то мере способностью передавать в рисунке, лепке и аппликации присущие предметам свойства: передавать форму предметов, их строение, цвет,
Публикация «Задачи художественного воспитания и развития в процессе изобразительной деятельности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
положение в пространстве. Умение изображать нельзя отрывать от задач художественного воспитания: оно должно служить средством художественного выражения.
Можно научить детей выполнять лепку, рисунки, в которых легко узнаются предметы, переданы их основные свойства, но изображения эти у всех детей будут одинаковы, невыразительны. Например, нарисован дом, у него треугольная крыша, квадратная стена, окна, дверь и труба на крыше. Такой же дом нарисован у второго, у третьего. Даже крыша покрашена у всех в зеленый цвет, а стена в желтый. Легко узнать, что нарисован дом, но ничего интересного для детей в нем не выражено.
Если же дети рисуют, например, дом для какого-то определенного персонажа из сказки, то каждый начинает представлять себе, какой это может быть дом; «выдумывать» такой, ко-торый подойдет, например, для зайчика, или для Снегурочки, или для Бабы-Яги. Это может быть также беседка для детского сада или здание новой школы. Дом получает характеристику. свой индивидуальный облик; он является выразителем определенного содержания.
Основной задачей художественного воспитания через изобразительную деятельность следует считать развитие способности художественно-образного выражения известного содержания, способности создания выразительных образов. Для осуществления этой задачи необходимо решить ряд других, тоже важных задач.
Так как способность изображения не может развиваться без непосредственного знакомства с предметами и явлениями, то необходимо так организовать детское восприятие, чтобы оно отвечало задачам художественного воспитания.
Развитие эстетического восприятия
Развитию наблюдательности уделяется большое внимание в системе дошкольного воспи-
тания. Кроме того, необходимо развивать эстетическое восприятие, которое направляется в первую очередь на предмет в целом, на его эстетический облик на стройность его формы, красоту цвета, тонкость деталей и т. д. На разных уровнях детского развития эстетическое восприятие имеет различное содержание.
Вначале оно очень просто. Дети 3-4 лет с удовольствием отмечают круглую форму мячика, его яркий цвет. Эти простые свойства вызывают у детей эстетические чувства. В дальнейшем эстетические чувства дети испытывают, воспринимая более сложные свойства явлений: разнообразие форм и окраски цветов, крыльев бабочек, красоту зимнего пейзажа, стройность деревьев, архитектурных сооружений, цветовое богатство освещенного солнцем луга, огни в окнах домов вечером и многое другое.
Но целостное эстетическое восприятие, проникнутое эстетическим чувством красоты, еще недостаточно для того, чтобы дети могли создать изображение этих предметов и явлений.
Знакомство с предметом, который будет затем изображен в рисунке, в лепке или в аппликации, должно иметь особый характер. Поэтому после целостного восприятия необходимо подвести детей к вычленению отдельных свойств, которые могут найти отражение в изобразительной деятельности, к их анализу, определению, сообщить детям необходимые знания.
Однако очень важно закончить восприятие вновь целостным охватом предмета в совокупности всех его основных свойств и дать оценку его облику, его выразительным качествам: например, внимательно рассмотрев березку, толщину ствола, направление веток, цвет того и другого, следует вновь отметить ее стройность, тонкость ветвей, плавный изгиб их. При этом снова возникает эстетическое чувство, поражает красота молодого стройного дерева.
Развитие эстетических чувств
Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составные элементы. Так, можно выделить чувство цвета, когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний; чувство ритма, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей: чувство формы, когда эстетическое чувство вызвано цельностью, гармоничностью формы предмета. В эстетическом чувстве, которое возникает при восприятии предмета, одна из его сторон - чувство цвета или формы - может быть наиболее ярко выраженной. Развитие этих чувств непосредственно связано с тонкостью ощущений цветовых, пространственных, двигательных. Чем тоньше дети различают цвета и оттенки цвета. тем более глубоко они могут испытывать радость от восприятия красивых цветосочетаний.
Развив у детей эстетические чувства, легко подвести их к эстетическим оценкам предмета и его отдельных свойств. Для обозначения красоты имеется много различных определений - стройный, изящный, легкий, радостный, праздничный, живой и др. Сообщая детям эти определения, мы даем им понять, что можно найти общую характеристику предмета по тому чувству, которое он вызывает в нас.
Характеристика эстетических свойств предметов, созданных человеком, близка их идейно-нравственной оценке. За вещами стоит труд людей, их взаимоотношения. То, что делается на благо людей, для их счастья, воспринимается как прекрасное. Для детей понятнее это сочетание эстетического и нравственного в тех случаях, когда внешняя красота совпадает с благородным назначением предмета. Вдвойне красивы те цветы, которые сорвал ребенок, чтобы подарить матери; особенно хороши те ягоды, которые дети вырастили и собрали для малышей.
Развитие творческого воображения
Для создания образов в рисунке, лепке и аппликации нужно не только развитие эстетического восприятия и чувств, но и формирование у детей ясных и полных представлений о предметах, которые они видели ранее, с которыми имели дело. Качество представления зависит от того, как предмет воспринимался. Эстетическое восприятие содействует образованию и соответствующих представлений. В них отражены эстетические качества предметов и явлений.
В рисунок, лепку и аппликацию ребенок не просто переносит то, что запомнил, он что-то думает о предмете, у него возникают какие-то переживания в связи с этим предметом. В одно представление включается то, что воспринималось в разное время и в разных обстоятельствах. Из всего этого воображение ребенка создает образ, который он и выражает. Формирование у детей ясных и полных представлений и способности перерабатывать их при помощи воображения также одна из задач эстетического воспитания.
Процесс создания образа у детей протекает гораздо быстрее и легче, чем у взрослого художника, однако и ребенку необходимо приложить усилия, чтобы возможно лучше решить поставленную перед ним задачу. Если дети выполняют рисунки и лепку только так, как уже умеют и как им легко это делать, то овладение выразительным образом пойдет медленно или совсем остановится. Нередки случаи, когда ребенок множество раз повторяет то, что он хорошо усвоил: он быстро лепит или рисует часть за частью много раз изображавшийся предмет и не делает усилий для обогащения изображения.
Задача воспитателя - предлагать детям такое содержание для рисунка, лепки или аппликации, чтобы возникла необходимость вспоминать, придумывать, воображать. Очень важно, чтобы предложенное содержание было интересно для ребенка, волновало его, чтобы ему хотелось выразить это содержание как можно лучше.
Формирование замысла
Когда ребенок задумывает что-либо нарисовать или вылепить или когда воспитатель предлагает ему содержание для рисунка, лепки, аппликации, должен возникнуть замысел, т. е. представление того, что и как надо будет изобразить. У детей младшего, отчасти и среднего дошкольного возраста замыслы не возникают до того, как они начали рисовать или лепить, вырезывать.
На первых порах, взяв в руки кусок глины или кисть с краской, ребенок может забыть, что он собирался нарисовать или вылепить, и будет производить привычные движения. В резуль-
тате у него получится то, что он ранее рисовал или лепил. Только постепенно научается ребенок подчинять свои движения замыслу, помнить о том, что он собирался изобразить.
Изобразительная деятельность только тогда может приобрести творческий характер, когда ребенок руководствуется замыслом, направляет свои усилия на создание образа таким, каким он себе его представляет, а не таким, каким он случайно получился.
Невыразительным может быть и рисунок, передающий сюжетное содержание. В нем будут изображены деревья, так как дело происходит в лесу, и девочка, так как о ней ведется рассказ, но само событие, действие, происходящее в рассказе или сказке, дети ничем не попытались выразить. Для этого у них не хватило изобразительных средств. Активно они и не искали этих средств, так как у них не образовался замысел - о чем рассказать, что выразить.
Замысел включает не только то, что будет изображено, но и предполагаемые способы изображения, хотя бы основные средства выражения образа. Это могут быть сочетания цветов, строение предмета из частей той или иной формы, расположение этих частей, их изменение при движении и многое другое.
По мере того как ребенок овладевает способностью использовать средства выразительности, деятельность его приобретает все более самостоятельный и творческий характер.
Следовательно, задачей художественного воспитания является также развитие у детей способности овладевать средствами выразительности и подчинять свои действия замыслу.
Не только интерес к содержанию рисунка, лепки, аппликации побуждает детей выполнять их лучше, стремиться к достижению выразительности образа. Большое значение имеет воспитание у них стремления сделать работу понятной и интересной для других. Уже на четвертом году дети стремятся получить оценку своим рисункам и другим работам, они испытывают удовлетворение от того, что их лепка, рисунок понравились, что дети выразили свое одобрение, отметили их работы. Положительная оценка работе ребенка должна даваться по заслугам, т. е. за действительно достигнутое хорошее качество, выразительность, красоту. Конечно, это высокое качество будет соответствовать возможностям детей данного возраста.
Воспитание стремления выполнить работу лучше, сделать ее красивее, чтобы на нее порадовались другие, задача художественного и правственного воспитания, развития у детей общественной направленности в деятельности.
Итак, задачи художественного воспитания применительно к изобразительной деятельности заключаются в том, чтобы педагогически организовать и руководить всеми процессами, связанными с созданием выразительного образа, начиная с эстетического восприятия самого предмета, формирования представления о свойствах и общем облике предмета, способности воображать на основе имеющихся представлений и воплощения своего замысла в рисунке, лепке, аппликации путем овладения выразительными свойствами красок, линий, форм и пр.