Елена Дмитриева
Сторителлинг как инновационная технология развития речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно, в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.
Ход выступления:
Уважаемые, коллеги! Я хочу познакомить Вас с «Технологией Сторителлинг - как способом развития речи у детей дошкольного возраста»
Вы замечали, как внимательно дети слушают педагога, когда он рассказывает им сказку, и как быстро они начинают отвлекаться, если он читает ее в книге? Как вы думаете, что привлекает их в первом случае?
Дети больше любят и лучше запоминают импровизированные истории, чем заученные тексты. Чтобы научиться правильно и интересно рассказывать, эффективно использовать это умение в работе, предлагаю познакомиться с методом сторителлинга.
Сторителлинг (storytelling) — это умение рассказывать истории. За этим простым на первый взгляд определением кроется много нюансов. Мы все рассказываем друг другу истории и общаемся при их помощи, но вместе с тем не каждый устный рассказ или статья в интернете становятся историей.
В случае, если сторителлинг основан на реальных событиях, может помочь более простая схема структуры, которой пользуются в журналистике — метод пяти
Представляет интерес инновационный метод - «сторителлинг». Он помогает не только развить речь ребёнка, но и раскрывает его творческие способности, развивает познавательный интерес, помогает поверить в себя, уверенно чувствовать среди сверстников.
Термин «сторителлинг» возник от английского слова storytelling и в переводе означает «рассказывание историй». Однако, в русском языке этому термину имеется синоним - «сказительство», подразумевая под собой исполнение сказаний, искусство увлекательного рассказа.
Методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга. Сторителлинг - это искусство создавать яркие и запоминающиеся истории.
Чем этот метод может быть полезен в работе с детьми?
Остановимся подробнее на целях и задачах сторителлинга в образовательной деятельности.
Цели: захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.
Задачи:
- развивать красивую грамотную речь, творческое мышление, воображение, уверенность в выступлениях на публике;
- способствовать раскрытию талантов и самовыражения;
- наглядно мотивировать поступки героев;
- формировать умственное восприятие и переработку информации, желание общаться.
Какие возможности (вытекают из задач) дает сторителлинг?
Метод сторителлинга позволяет:
- разнообразить образовательную деятельность с детьми;
- заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;
- обогатить устную речь дошкольников;
- облегчить процесс запоминания сюжета.
Сам прием не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. Эффективен в процессе рассуждения, потому что импровизированные рассказы вызывают у детей большой интерес, развивают фантазию, логику.
Какие виды сторителлинга можно использовать для развития речи дошкольников?
Выделяют три вида педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой.
- Классический сторителлинг, где реальная ситуация из жизни или вымышленная история рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию, как пример использование настольного театра, ковролин. Такой прием применим в работе с детьми младшего и среднего возраста, когда педагог берет на себя ведущую роль рассказчика.
- Цифровой сторителлинг - формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео, инфографика, как пример озвучивание мультфильмов. Применим для среднего и старшего дошкольного возраста.
- Активный сторителлинг, здесь педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. А слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй. Применим для старшего дошкольного возраста.
Какова структура сторителлинга?
В структуру техники сторителлинг входят следующие основные элементы:
- Вступление - вызвать у слушателя интерес и увлечь его, зацепить внимание и удерживать его. Оно должно быть коротким, здесь дети входят с ситуацию и знакомятся с героем.
Варианты вступления:
Когда-то давным-давно….
Садитесь поближе, я вам расскажу…
Однажды…
В некотором царстве, в некотором государстве…
Жили-были….
Это произошло темной и дождливой ночью…
- Развитие события - здесь выявляются сюжетные направления и нравы персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или конфликт, о котором рассказывается в вступлении. Герой погружается в ситуацию, которая не становится разрешенной, а наоборот, требует каких-то решений.
- Кульминация - именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит чемпионом (или нет). Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы. Тайна раскрыта!
- Заключение должно быть кратким, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне – мораль. Сам прием не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. Эффективен в процессе рассуждения, потому что импровизированные рассказы вызывают у детей большой интерес, развивают фантазию, логику.
Взяв за идею оригинальную версию игры, можно разработать свои «Кубики». Это могут быть «Кубики сказок» (с изображением сказочных героев, сказочных испытаний и волшебных предметов); «Кубики описаний» (изображение животных, их особенностей, места обитания).
Также, данную технику можно применять в коррекционно-развивающей работе с детьми с речевыми нарушениями. Обогатить словарный запас, грамматический строй речи и составить рассказ можно, используя различные лексические темы, посредством сторителлинга.
«Сторителлинг» можно применять при автоматизации звуков. Для этого используется набор карточек с картинками, в названии которых присутствует автоматизируемый звук в начале, в середине или в конце слова. При составлении рассказа ребёнок будет закреплять в речи тот звук, который требует автоматизации и самоконтроля. Также, можно подобрать набор карточек для дифференциации звуков.
«Сторителлинг» не ограничивает воображение педагогов в составлении игр для детей. Так как техника многогранна, используя её при развитии связной речи, мы можем развивать и корректировать другие компоненты речевой системы.
Перспективность. Я считаю, что представленный мною опыт работы можно использовать в педагогической практике, так как: - Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. - Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику, творческое мышление, воображение. - Детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, развивает красивую, грамотную устную речь, помогает запомнить материал. - Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей.
Результативность. Технология «сторителлинг» способствовала обогащению активного словаря и развитию речи, внимания, мышления, воображения, памяти наших детей. Каждый ребенок научился рассказывать истории с позиции своего жизненного опыта. Застенчивые дети стали раскрепощаться, робкие - смелыми, молчаливые – разговорчивыми.
Итог: рассказывание историй раскрепощает застенчивых, делает робких - смелыми, молчаливых - разговорчивыми, повышает настроение, потому что сочинять истории - это не только полезно, но ещё и очень увлекательно!
Теперь, коллеги, хочу предлажить вам рассказать историю по лексической теме
Заключительная часть.
Спасибо, у вас получилась замечательная история! Я уверена, если вы попробуете с детьми сделать подобную игру и поиграть в нее, то вы получите массу положительных эмоций.
Поэтому, сочиняйте истории - это не только полезно, но еще и очень увлекательно!
• Who — кто сделал
• What — что сделал
• When — когда сделал
• Where — где это произошло
• Why — почему это произошло
• Who — кто сделал
• What — что сделал
• When — когда сделал
• Where — где это произошло
• Why — почему это произошло
1 команда
2 команда