Елена Шевчук
Сообщение к педсовету. Игры и упражнения с детьми в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема применения игровых технологий в коррекционно-развивающей работе в педагогической теории и практике не нова.. При работе с детьми, имеющими различные нарушения в развитии, в том числе и интеллектуальные, применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании:
Технология разноуровневого обучения
Коррекционно - развивающие технологии
Технология проблемного обучения
Проектная деятельность
Информационно-коммуникационные технологии
Здоровьесберегающие технологии
Игровые технологии
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий, для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей,путём осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.
Будучи одним из основных видов деятельности, игра выполняет ряд
важнейших функций, обеспечивая жизнедеятельность человека на всем
протяжении его онтогенетического развития.
В отношении детей не существует более действенного средства для
общего психического, личностного и социального развития, чем
подражание, копирование и воспроизведение действий взрослых.
Еще большее значение приобретает игра, становясь при нормальном
ходе развития ребенка ведущей деятельностью. Характер ведущей игры
сохраняют и в случае тех или иных осложнений или отклонений в развитии
ребенка.
Ценность игры, как ведущей деятельности заключается в том, что она
определяет возникновение и формирование основных психологических
новообразований. Через игру, с ее содержанием, и с помощью ее средств и приемов происходит подготовка, формирование и дифференциация всех других видов деятельности как основных условий становления и развития человека, как личности.
Несмотря на то, что ведущий характер игровой деятельности ребенка
определяется фактом возникновения ведущей потребности (особенно у детей –инвалидов, тем не менее формирование игровой деятельности происходит при активном руководстве со стороны взрослого человека.
Основные принципы организации игры:
Отсутствие принуждения
Развитие игровой динамики
Поддержание игровой атмосферы
Переход от простейших игр к сложным
Поддержания – к игровой инициативе
Взаимосвязь игровой и учебной деятельности
Углубление содержания игровых заданий
Место и роль игровой технологии в коррекционном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогами функций и классификации педагогических игр.
В обучении и воспитании детей с различными нарушениями в развитии игра не только не теряет своего ведущего значения, но и становится одним из ведущих факторов психического развития, осложненного умственной отсталостью, отклонениями и дефектами различных нозологий.
В коррекционной педагогике эти отклонения рассматриваются как
сложный дефект.
В коррекционно-воспитательной работе я, как учитель-дефектолог, использую весь набор известных в педагогике игр: познавательные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, предметные, конструкторские и т. д. Все они выполняют конкретные и специфические функции, обусловленные характером дефекта развития.
На своих занятиях с детьми, имеющими двигательные нарушения, я использую подвижные игры с целью коррекции моторных нарушений.
Во время проведения подвижных игр упор делаю на развитие закрепление новых сенсорно-моторных способностей у ребёнка, используя возможности сохранных анализаторов с последующим включением их в компенсаторные процессы. Постепенно формирую умение пользоваться анализаторами, постоянно наблюдаю за реакциями ребёнка.
Стараюсь во время проведения тематических занятий, развлечений проводить коллективные подвижные игры, так как считаю, что они имеют кроме всего прочего большое воспитательное значение. В них формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Предлагаю Вам поиграть в игру, которую с некоторыми детьми уже разучили («Журавли, кусты, деревья»)
В системе коррекционно-воспитательной работы с детьми со сложной структурой дефекта я включаю в занятия игры, игровые упражнения, которые повышают умственную активность, способствующие развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность детей.
Дидактическая игра является эффективным методом закрепления знаний. Выработка любых умений и навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью и другими нарушениями развития требует не только больших усилий, длительного времени, но и однотипных упражнений. Дидактические игры позволяют однообразный материал сделать интересным для детей, придать ему занимательную форму. Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности. В ходе обучения с использованием дидактических игр дети знакомятся со свойствами и качествами предметов, способами взаимодействия с ними, уточняют сведения об окружающем мире, развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь.
В сюжетных и ролевых играх дети при помощи взятых на себя ролей
воспроизводят жизнь взрослых людей, их взаимоотношения, их
деятельность. В ходе игры ребенок познает мир и усваивает общественный
опыт, у него воспитывается стремление к учению, к различным видам труда,
умение и желание трудиться, а также моральные чувства и качества. Ребенок
усваивает правила общественного поведения, овладевает нормами поведения
в быту и общественных местах.
Театрализованные игры - это разновидность сюжетно-ролевых игр,
однако, они проводятся по заранее подготовленному сценарию, в основе
которого - содержание сказки, рассказа. Эти игры требуют от педагога
режиссирования, а от ребенка - проговаривания реплик. Тут необходимы и
выразительные интонации, типичные для определенного образа,
характеризующие его поступки и поведение, и соответствующая мимика,
дополняющая игру голоса. Такие театрализованные игры, как «Кот, петух и
лиса (последняя часть сказки, «Два жадных медвежонка», «Три поросенка»,
игра-сочинение совместно с ведущей общей волшебной истории, небылицы
и ее инсценировка воспринимаются и разыгрываются детьми с большим
удовольствием.
Предметные игры: с музыкальными инструментами (металлофон,
гармошка, детское пианино, бубен, с игрушками (овощи и фрукты, с
предметами (телефон, набор посуды и т. п., игры «Что звучит вокруг нас?»,
«Уточним цвет предметов», «Угадай по описанию», «У кого какой
предмет?», позволяют закрепить названия предметов, их основные свойства
и назначение.
В ходе конструктивных игр у детей развивается пространственная
ориентация, а так же мелкая моторика. В конструктивных играх широко
используются: краски, пластилин, карандаши, кубики, головоломки,
конструкторы, детские книги с картинками и прочие изобразительные
средства, которые были или, «волей судьбы», не были в мире ребенка.
Игры, направленные на социализацию детей
Эта группа игр позволяет решать комплекс воспитательных задач при
работе с детьми, у которых нарушения интеллекта дополняются
нарушениями в общении, проявлениями конфликтности, обособленности,
замкнутости, застенчивости, повышенной тревожности, агрессивности,
гиперактивности, аутизма и т. п. Ранняя социализация детей средствами
игровой деятельности позволяет решать задачи профилактики социальной, а
в последующем школьной дезадаптации.
Игры, направленные на развитие когнитивной сферы личности
Этот комплекс игр составляет значительную часть коррекционно-развивающей работы с детьми с умственной отсталостью с осложненным
дефектом развития. Когнитивная сфера личности этой категории детей
значительно отличается от особенностей познавательной деятельности детей
группы нормы, что следует учитывать при постановке образовательных целей, количественном и качественном подборе предлагаемых детям игр. Не
следует забывать также, что дети с различными отклонениями в состоянии
здоровья (с патологией зрения, слуха, последствиями детского церебрального
паралича, с проблемами интеллекта и др.) имеют разные физические
возможности, и эту особенность необходимо учитывать при проведении игр.
Игры, направленные на оздоровление и психическое развитие
Категорию этих игр в основном входят подвижные игры.
Положительный эффект этих игр обусловлен тем, что подвижная игра
активизирует все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение,
слух, она приносит ребенку положительные эмоции. Все это вместе взятое и
позволяет говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр.
Желаю Вам успеха!