Лариса Сосновских
Взаимодействие педагогов и родителей в процессе нравственно-патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохранённое предшествующим поколением,
может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом.
С. Михалков
Дошкольный возраст – важный период для становления личности ребёнка . Актуальность педагогического опыта заключается в том, что он помогает создать «фундамент» общего развития ребенка, стартовый период для всех высоких человеческих начал. Он формирует личный опыт патриотических чувств ребенка путем ознакомления с историческим прошлым, культурой и традициями «малой родины», развивая интерес к своим корням, к истории, культуре, быту, мы сохраняем наследие своего народа. Только на основе прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее. А народ,
Публикация «Взаимодействие педагогов и родителей в процессе нравственно-патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2022
не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего. В последнее время делается акцент на нравственно –патриотическое воспитание дошкольников, т. к. самая большая опасность в нашем обществе не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. В современных условиях проблема нравственно - патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья и дошкольное учреждение – два основных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников является одной из задач детского сада.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д. С. Лихачёв. Каждая семья имеет свои традиции, свою историю, свой опыт, передаваемый из поколения в поколение. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Родина, Отчизна, Отечество, Отчий край. Так мы называем землю, на которой родились. И нет ничего дороже у человека. Родина, красота которой открылась ему однажды, как чудо.
Семья-это целый мир для ребенка, здесь он учится любить, радоваться, сочувствовать. Для ребёнка дошкольного возраста семья, в которой он живёт и воспитывается,является естественной средой. Семья накладывает свой отпечаток на его характер и поведение, в семье он получает первые уроки в познании мира и знакомится с элементарными законами жизни. Получаемые им сведения постепенно расширяются и усложняются по мере того, как ребёнок растёт и развивается.
Не вызывает сомнения важность взаимодействия воспитателей и родителей. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является приобщение ребенка к культуре своего народа.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями и семьей. Для того,чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, в нравственно – патриотическом воспитании детей необходимо вовлечь их в совместную работу при проведении мероприятий. Воспитать патриотизм в ребенке невозможно без приобщения его к родной культуре. Осознанный интерес к самобытности своего народа имеет большое значение для воспитания нравственности.
Совместные формы работы детского сада и родителей по формированию нравственно – патриотических качеств важная и сложная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения. Она направлена на решение главной задачи на практическом этапе взаимодействия с родителями — это формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в реализации задач патриотического воспитания детей. Это может быть достигнуто при участии педагогов, родителей и детей в различных формах совместной деятельности: тренинги, дни открытых дверей, совместные досуги и праздники, викторины, тематические вечера, выставки совместного творчества.
Формирование патриотических качеств личности дошкольников через взаимодействие с семьёй осуществляем через различные формы сотрудничества.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников.
Традиционные формы подразделяются:
Коллективные - родительские собрания (проводятся как групповые 3-4 раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года, групповые консультации, конференции; гостиные для родителей.
Индивидуальные - индивидуальные консультации, беседы;
Консультации для родителей.
• «Воспитание любви к родному городу в детском саду и семье».
• «Влияние природы на всестороннее развитие личности ребенка».
• «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников».
• "Азбука общения".
• "Как рассказать детям о Великой Отечественной войне".
Круглый стол:
• «Нужно ли воспитывать в детях патриотизм».
• "Из чего складывается трудолюбие?"
Тематические и традиционно - календарные праздники.
«Осенняя ярмарка», «День народного единства», «День матери», «Новогодний праздник», «День защитника Отечества», «8 марта»,», «Встреча весны- фольклорный праздник», «День Победы».
Особое внимание нужно уделять организации мероприятий, посвященных Дню Победы, так как на этих мероприятиях желательно, чтобы присутствовали ветераны и участники Великой Отечественной войны.
Фотовыставки: «Самые милые, самые любимые»», «Моя семья», «Мой выходной день»
Наглядно-информационные - папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото.
Нетрадиционные формы- акции:
«Птичий дом», «Покормите птиц зимой!»
Такая же акция прошла и в нашем детском саду
,
Информационно-аналитические- анкеты.
Досуговые - спортивные мероприятия:
«Вместе с папой», «Мама, папа, я – спортивная семья».
Познавательные –чтение художественной литературы, просмотр фильмов.
Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
Досуговые формы – это совместные досуги, праздники, выставки. Они призваны установить теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Познавательные формы – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям. Для формирования у родителей навыков и умений воспитания ребенка, также можно проводить тренинги, практикумы, дискуссии. («КВН», «Что, где, когда?», различные викторины).
Использование разнообразных форм и методов сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам патриотического воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся знания. Чтобы привлечь внимание родителей к проблеме гражданско-патриотического воспитания и организации полезного отдыха вместе с детьми, можно использовать такую инновационную форму работы как организация маршрутов выходного дня «Семейный поход», который включает в себя места, посвященные памятным и героическим событиям города, знаменитым людям. Дети не только будут получать знания о родном крае, городе в детском саду, но и активно участвовать в добывании этих знаний вместе с родителями. Данная работа поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций.
Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников имеет создание развивающей среды. В создании её большая роль принадлежит родителям группы. Предметная среда группы должна быть насыщена такими материалами и пособиями, чтобы ребенок, выполняя самостоятельную работу, играя, участвуя в совместных мероприятиях, незаметно, постепенно впитывал особенности культуры, быта народов, населяющих наш край, проникался сознанием важности и необходимости трудовых усилий для процветания родного поселка и страны.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг». Поэтому успешно решить задачи воспитания у дошкольников гордости за свою семью, развития представлений об индивидуальном своеобразии семей, воспитания культуры поведения возможно только при взаимодействии детского сада и семьи.
Спасибо за внимание!