Юрина Алена Викторовна
Комплексы игр и упражнений для развития сенсорных систем
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексы игр и упражнений, направленные на развитие сенсорных систем:
Игры и упражнения с применением методов сенсорной интеграции
Система Игра/упражнение Оборудование и материалы
Вестибулярная и гравитационная система «Лодочка»
Ход упражнения: посадить ребенка на качалку. Попросить его взяться обеими руками за стороны качалки. Предложить ему покачаться несколько минут вперед-назад. При необходимости помочь: даже если раскачивать качалку будет специалист, ребенок извлечет пользу из этого упражнения Доска-качалка с мягким верхом, вестибулярная доска, скамья-качалка, лодка-качалка, кресло-качалка
«Прыгаем, как животные»
Ход упражнения: попросить ребенка встать на мягкую поверхность, например на гимнастический коврик или ковер. Ребенок должен выбрать животное, прыгать, как это животное, и изображать его голос и повадки (он может вести себя, как кролик, изображая руками длинные уши; как кенгуру, прижимая к животу мяч вместо кармана; как обезьяна, почесываясь и издавая звуки). Помогать при необходимости. Варианты проведения: ребенок может прыгать по комнате, следуя за специалистом, другим учащимся или источником звука (держась за плечо проводника) Гимнастический коврик или другая мягкая поверхность, мягкие игрушки – животные
«Перелезание через стулья»
Ход игры: ставится 2 стула спинками друг к другу, ребенку необходимо перелезть с одного стула на другой. Упражнение хорошо проводится с двумя детьми, при этом им нужно помогать друг другу Стулья со спинками
«Футбол бумажным пакетом»
Ход игры: надуть бумажный пакет. Играть им в футбол, дети должны соотносить силу удара об пакет, чтобы он не порвался Бумажный пакет
Проприоцептивная система «Объединение»
Ход игры: попросить детей встать в круг, взяться обеими руками за веревку на уровне поясницы и потянуть веревку в разных направлениях. Можно попросить детей отойти назад, натягивая веревку, тянуть веревку руками Широкая эластичная веревка, сшитая в кольцо
«Мешок-комбинезон»
Ход игры: попросить ребенка залезть в мешок-комбинезон (для этого ему может потребоваться ваша помощь). Попросить его вытягивать руки и ноги в разные стороны. Надевая мешок-комбинезон, ребенок должен чувствовать его прикосновение и натяжение по всей длине от ног до головы Мешок-комбинезон
Тактильная система «Аппликация»
Ход игры: специалист вместе с ребенком наклеивает на картон разный материал, стремится к повторению названий ребенком: пух, вата, мех, бумага. Необходимо наклеить на картон несколько одинаковых кусочков. В конце игры ребенок может на ощупь угадывать и называть наклеенные им кусочки Картон, пух, вата, мех, бумага
«Желе — мука»
Ход игры: специалист опускает руки ребенка поочередно в емкости с желе, с мукой, сопровождая действия произнесением слов: «желе», «мука». Затем ребенку завязываются глаза, взрослый поочередно опускает руку ребенка в емкости с продуктом и предлагает ребенку угадать, что у него в руке Емкости с желе и мукой
«Ком»
Ход игры: специалист совместно с ребенком раскатывает тесто, затем собирает его в ком. Вариантом игры может стать: скатывание кома из других материалов: творожной массы, глины и т. п. Глина, пластилин, соленое тесто
«Еж»
Ход игры: ребенок совместно со специалистом катает шарик из теста, обваливает его в гречке Соленое тесто, гречневая крупа
«Угадай предмет»
Ход игры: специалист раскладывает на столе предметы, накрывает их непрозрачной тонкой тканевой салфеткой. Ребенок через салфетку ощупывает предметы и совместно со специалистом или самостоятельно называет их Тканевая салфетка, различные предметы
«Водные процедуры»
Ход игры: на стол перед ребенком ставятся три емкости с водой: горячей, теплой и холодной (ледяной). Ребенку предлагается с закрытыми глазами опускать руку в миску и отгадывать, какая в ней вода, произнося соответствующие междометия Емкости с водой разной температуры
Тактильная система «Сухой бассейн»
Ход игры: игру желательно проводить на полу, предварительно постелив на полу покрывало или старую простынь. Возможно большое количество вариантов данной игры, в зависимости от целей занятия. Специалист демонстрирует ребенку все игрушки, называя их, побуждая ребенка произнести название игрушки вместе с ним сопряженно, «отхлопывая» рукой слоговую структуру слов. Затем взрослый опускает руку ребенка в банку с крупой, показывает, как можно пересыпать крупу, объясняет ребенку: «Игрушки решили поиграть с тобой в прятки (прячет игрушки в “сухом бассейне”, найди их». Ребенок, опуская руку в «бассейн», пытается на ощупь угадать игрушку и назвать ее либо достает и называет игрушку по вербальной инструкции взрослого Прозрачная емкость (миска, банка с широким горлышком и т. п., в которую насыпать любую крупу, например гречневую.
Покрывало (плед, мелкие игрушки: ваза, коза, лиса, пони, духи, боты, пума
«Сборщик»
Ход игры: ребенок садится на пол, сгибает в коленях ноги, а затем пальцами ног начинает собирать рассыпанные по полу мелкие предметы. Игра может применяться с разными целями. Вариант 1. У ног ребенка две коробки: одна с крышкой, другая открытая. Для понимания предлогов: взрослый по инструкции просит положить ребенка предмет НА коробку или в коробку.
Вариант 2. Ребенок должен ногами выбрать из мелких игрушек только животных или только фрукты, в этом случае игра будет направлена на закрепление понимания обобщающих понятий, закрепление лексических тем. Целесообразно задействовать в игре именно ноги, так как непривычный способ деятельности привлечет внимание ребенка, будет способствовать повышению мотивации к взаимодействию со специалистом Мелкие предметы (кубики, машинки, фигурки фруктов или животных и т. п.)
«Холодно-жарко»
Ход игры: Услышав слово «холодно», ребенок сжимается, напрягает мышцы. Услышав слово «жарко», расслабляется
«Цветная баночка»
Ход игры: Ребенок с помощью специалиста засыпает в банку слоями различные крупы и бобы: это могут быть мука, кофе, чай и т. п. Емкость, сыпучие материалы (крупы, ракушки, мука и т. п.)
Зрительная система «Узнай картинку»
Ход игры: узнавание картинок при закреплении соответствующих лексических тем. Узнавание: черно-белых изображений, теневых, зашумленных, наложенных друг на друга, недорисованных; соотнесение их с предметами Картинки с зашумленными изображениями, теневыми изображениями, недорисованные картинки
«Постоянные цвета»
Ход игры: ребенок должен называть слова и раскладывать картинки, соотнося их по цвету. Игра научит ребенка определять постоянные цвета предметов, позволит актуализировать в речи простые по слоговой структуре слова Набор цветных прямоугольников и контурных картинок (лимон, банан, малина, мак, салат, томат, язык, губы, туча, пума, семя, усы, шайба, вода, пальма, вишня). Цветные прямоугольники: желтый, красный, синий, зеленый, черный
«Фонарик»
Ход игры: игра проводится в темной комнате. Специалист периодически включает и выключает фонарик, направляя свет в различные места комнаты, ребенку необходимо «поймать» луч света, хлопнув по нему и сказав: «Оп!», «Свет!», «Нет!». Аналогично можно включать/выключать свет в комнате, телевизор и т. п. Фонарик
«Блеск»
Ход игры: ребенок совместно со специалистом засыпает контуры блестками, произнося сопряжено/самостоятельно названия изображений Черные контуры изображений (используются изображения простых по слоговому составу слов, промазанные канцелярским клеем
Обонятельная система «Запах специй»
Ход игры: специалист несколько раз дает понюхать ребенку один и тот же аромат, повторяя его название. Затем специалист демонстрирует картинки, изображающие указанные предметы и просит разложить натуральные предметы на картинки, называя их. В конце игры специалист просит по запаху с закрытыми глазами угадать аромат. В зависимости от речевых возможностей, указывает на соответствующую картинку либо называет аромат Ваниль, кофе, анис, мята и др. (выбор запахов обусловлен отсутствием аллергических реакций)
«Ароматные мешочки»
Ход игры: ребенку необходимо разложить мешочки к картинкам в соответствии с ароматом Различные мешочки, в которых находятся пахнущие предметы: кофе, ваниль, лаванда, корки лимона и т. д.
«Угадай предмет по запаху»
Ход игры: специалист предъявляет ребенку различные предметы, названия которых они совместно проговаривают. Затем ребенок с закрытыми глазами пытается угадать по запаху предмет (показывает или называет картинку) Мох, мак, помада, мыло, духи, пена (для ванны, гель (для душа, васаби, чай и др.
Слуховая система «Шумящие коробочки»
Ход игры: специалист предлагает угадать по звуку и назвать, чем заполнены коробочки: кофе, монеты, камни, бобы и т. д. Можно предложить ребенку парные по звучанию коробочки и предложить: «Найти такую же» Коробочки с наполнением
«Покричи в банку»
Ход игры: специалист издает в различные стеклянные банки гласные звуки, стимулируя ребенка к повторению этого действия Банки разного объема, пузырьки и бутылочки с горлышками разного диаметра
«День — ночь»
Ход игры: специалист произносит слово «день» — ребенку можно бегать по комнате, прыгать. Специалист произносит слово «ночь» — ребенку необходимо лечь и закрыть глаза. Целесообразно проводить игру в группе детей и поначалу использовать сюжетные картинки с изображением дня и ночи. Подобные игры также способствуют воспитанию волевых качеств, выработке равновесия, процессов возбуждения и торможения