Моника Иванова
Этюды для развития эмоций дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ЭТЮДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: в статье этюды для развития эмоций рассматривается методика проведения тренажев, игры-этюды на осознание и выражение основных эмоций. Авторами разработана система этюдов на основе работы.
Ключевые слова: эмоция, этюды, методика проведения этюдных тренажов,
Публикация «Этюды для развития эмоций дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
В результате эволюции человека за определенными ощущениями и чувствами закрепились характерные моторные «выражения» (реакции). Моторный компонент обязателен при любой эмоциональной реакции, при любом эмоциональном состоянии. Определить особенности внешнего проявления эмоциональных состояний можно по мимике — выразительным движениям мышц лица, по пантомимике - выразительным движениям всего тела, по вокальной мимике - выразительным свойствам речи. В более широком понимании к выразительным движениям относятся и физиологические реакции, сопровождающие эмоции, - сосудистые, дыхательные, секреторные [3;608].
Восприятие внешнего выражения эмоций возбуждает ответные эмоциональные переживания и реакции у людей и играет видную роль в человеческом общении. Владение выразительными движениями предполагает также тонкое понимание всех оттенков и нюансов выражения лица, жеста и движения тела другого человека.
Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Эмоции и чувства – специфическая форма отражения действительности. Если в познавательных процессах отражаются предметы и явления, то в чувствах – значимость этих предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. То есть чувства носят личностный характер. Они связаны с потребностями и выступают показателем того, как происходит их удовлетворение [3; 57].
Эмоциональные состояния — психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена, но и направленность поведения. Эмоции управляют человеком намного сильнее, чем это кажется на первый взгляд. Даже отсутствие эмоций — это эмоция, точнее целое эмоциональное состояние, которое характеризуется большим количеством особенностей в поведении человека [3; 58].
Удивление возникает при встрече человека с новым объектом. По мнению, К. Изарда, внешней причиной удивления нередко является внезапное и неожиданное событие – удар грома, взрыв фейерверка или неожиданное появление друга. Оно быстро наступает и быстро проходит. Удивление – это переживание захваченности, зачарованности, любопытства. У человека, испытывающего удивление, возникает желание исследовать, вмешаться, расширить свой опыт путем включения новой информации. [8]
Если бы человек жил в стабильном, неизменном мире, возможно, в удивлении не было бы нужды. Однако, мы живем в постоянно меняющемся мире и обладаем способностью испытывать удивление, не позволяющее переменам остаться незамеченными. С помощью удивления эмоционально окрашивается и выделяется новое, имеющее ценность для человека. Удивление «запускает» мышление. По мнению Платона, с удивления начинается всякое познание.
Радость - положительная эмоция, характеризующаяся ощущением уверенности, удовлетворенности и личной значимости. В связи с тем, что чувство радости гармонизирует состояние человека, насыщая его самоудовлетворенностью, удовлетворенностью окружающим его миром и миросозданием в целом, эмоция эта, по объективным причинам, является относительно кратковременной, подверженной смене другими эмоциональными состояниями.
Радость имеет большое значение в жизнедеятельности человека, облегчая и усиливая социальные связи, тем самым, увеличивая адаптационные характеристики личности и обозначая освобождение от негативной стимуляции и напряженных состояний. [8]
Этюды – это упражнения, служащие для развития и совершенствования актерской техники. Состоят из различных сценических действий, импровизированных или заранее разработанных преподавателем.
Виды этюдов :
1. Учебные - они используются для знакомства детей с возможными вариантами построения танцевальной композиции.
2. Творческие - они предлагаются детям для более или менее самостоятельного создания композиции танца.
Методика проведения этюдных тренажев.
Организация.
Этюдные тренажи проводятся с группой, состоящей из 6–10 человек, 1–2 раза в неделю. Длительность одного занятия — от 20 до 60 минут в зависимости от возраста детей.
Для проведения этюдных тренажев необходимо просторное помещение с ковровым (мягким) покрытием.
После завершения программы можно поставить с детьми спектакль. В ходе подготовки к нему дети могут использовать полученные знания и умения, продемонстрировать зрителям (и себе) свои достижения. Необходимо помнить, что спектакль должен быть эмоциональным.
Правила проведения этюдных тренажев.
Самое главное условие эффективности — это добровольное участие в них детей.
Не оценивайте детей, не добивайтесь единственно правильного, на ваш взгляд, ответа.
Малыши легко заражаются чужими эмоциями, поэтому, чтобы заинтересовать их, надо самому увлечься. Если вы с удовольствием готовитесь к этим занятиям, с удовольствием проводите их, то дети это обязательно заметят.
Занятия не должны утомлять, поэтому, если дети устали, закончите занятие.
Каждое занятие должно завершаться чем-то радостным, веселым, положительным.
Необходимо обращать внимание детей на поступки, эмоции своих и окружающих, тем самым закрепляя пройденный материал.
Методические приемы.
Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами.
Словесные, настольно-печатные, подвижные игры.
Рисование эмоций.
Проигрывание этюдов.
Игры-этюды на осознание и выражение основных эмоций.
У каждого человека есть эмоции, которые проявляются в разных жизненных ситуациях по-разному. Ребенок только учится адекватно выражать свои эмоции. Каждый из вас наверняка сталкивался с такой ситуацией, когда незначительное действие или ситуация вызывает у ребенка слишком бурные, неадекватные реакции. Это говорит о том, что малыш еще не владеет эмоциями, не умеет адекватно выражать свою радость или гнев, недоумение или испуг, счастье или обиду. Для того, чтобы, выражая свое горе или проблему, ребенок не кричал и не плакал, необходимо его научить показывать свои эмоции е помощью мимики или жестов. При этом достигается цель привлечения к себе внимания, а также снижаются импульсивные эмоциональные реакции ребенка.
Обучение выразительным движениям
Внимание детей, привлекается к какому-то одному компоненту выразительности: «Он так удивился, что у него даже брови полезли на лоб». В этюдах «Удивление» и «Сердитый дедушка» следует тренировать мышцы, отвечающие только за брови — лоб, в этюдах «Гневная гиена» и «Соленый чай» — только мышцы носа (наморщивание) и губ. Можно упражнять мимику и во время психомышечной тренировки. Постепенно объем внимания ребенка надо расширить. Эти же этюды рекомендуются, плохо различающим выражение лица другого человека. Такие тренировки помогают им осмысливать сцепление определенных движений мускулов лица с определенными переживаниями. Одновременно ребенок учится называть свои чувства. Ему становятся понятны слова: интерес, удивление, радость, горе и т. д.
Помощь детям с маловыразительной пантомимикой состоит из проигрывания этюдов с последовательным изучением поз, походки и других выразительных движений. Затем можно провести мини-конкурсы типа: «Кто лучше покажет позу», «Кто лучше пройдет» и т. п. Можно поиграть в игру «Кто это?». Два ребенка сидят или стоят на расстоянии нескольких шагов друг от друга. Третий ребенок должен определить, кто из них боится, кто грустит; на чьем лице мина отвращения, а на чьем написано удовольствие. Это могут быть и контрастные по эмоциональному состоянию персонажи из только что проигранных этюдов. Эти игры доставляют детям много радости, хотя и представляют собой интенсивный тренаж.
Дети занимаются не только этюдами с куклами, но и этюдным тренажем. Этюдный тренаж – это работа актера над собой. Этюды и упражнения помогают малышам развить память, внимание, воображение, умение двигаться на сцене, общаться с партнерами.
Использованная литература
1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования
2. Аверин В. А. Психология детей и подростков, 2-е издание, Издательство Михайлова В. А. - Санкт-Петербург, 1998.
3. Бабаджан Т. С., Двоскина Ю. А., Метлов Н. А., Румер М. А. Музыкально-ритмическое воспитание в дошкольных учреждениях. М. 1930.
4. Горшкова Е. В. «От жеста к танцу» Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце. Пособие для музыкальных руководителей детских садов. – М: Издательство «Гном и Д», 2004-120 с.
5. Немов В. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М. : Владос, 2001. – Кн. 2: Психология образования. – 608 с.
6. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка/ Российская А. Н. ; Российский фонд культуры; - 3-е изд., - М. : АЗЪ, 1995 - 928С.
7. Ядэшко В. И. и Сахана Ф. А. Дошкольная педагогика (1978 г.)
8. https: //5ballov.qip.ru/referats/preview/76831/4