Ольга Полуяхтова
Методика преподавания развития связной речи у дошкольников. Применение схем, моделей, мнемотаблиц для речевого развития
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта:
По содержанию: обучающий
По числу участников проекта: групповой
По времени проведения: длительный,
Участники проекта: дети, педагоги, родители
Форма реализации: совместная деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: педагог – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители.
Публикация «Методика преподавания развития связной речи у дошкольников, Применение схем, моделей, мнемотаблиц для речевого развития» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Актуальность: изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования.
Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.
В речи детей существуют множество проблем:
- недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;
- бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.
Я считаю что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.
Цель проекта: развитие связной речи дошкольников с использованием приемов мнемотехники.
Задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования связной речи.
2. Изучить приемы мнемотехники, используемые для работы с детьми.
3. Использовать приемы мнемотехники для повышения уровня развития связной речи у воспитанников.
[b]Теоретические основы развития речи дошкольников [/b]
Речь – сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредованная языком. Речь возникает как необходимое и достаточное средство для решения тех задач общения, которые встают перед ребенком на определенном этапе его развития.
Каждого ребёнка в детском саду необходимо научить правильно излагать свои мысли. Речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связность речи – это связность мыслей, где отражается логика мышления ребёнка, его умение осмысливать воспринимаемое и выражать в связной речи. Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы. Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, однако центральным является обучение родному языку на занятиях.
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность (по данным Л. С. Выготского, Ф. А. Сохина, О. С. Ушаковой).
К пяти годам речь ребенка должна быть в основном сформирована: он должен правильно строить фразу, четко произносить все звуки родного языка, его словарный запас должен быть достаточно обширен и богат. Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимым условий полноценного развития личности ребенка.
Работая с детьми, я столкнулась с проблемами развития речи у детей. В детской речи множество проблем: трудности в построении монолога, плохая дикция, отсутствие навыков культуры речи. А нам педагогам необходимо научить ребёнка связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях окружающей жизни.
Взяв в основу мнения великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, использую в работе по развитию связной речи у детей приёмы мнемотехники.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начала работу с простейших мнемоквадратов.
Серию этих квадратов мы рисовали вместе с детьми. Я сразу объяснила деткам, что по этим рисункам можно интересно рассказать о диких животных, и что каждое окошко что – то обозначает.
Например, зачёркнутый домик говорит о том, что это не домашнее животное, а дерево со стрелочкой вверх – что это животное живёт на дереве.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
строение рассказа,
последовательность рассказа,
лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:
обогащения словарного запаса,
при обучении составлению рассказов,
при отгадывании и загадывании загадок,
при заучивании стихов.
Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры.
Проведение таких занятий требует предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр, изготовления наглядных пособий.
Поэтому, чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Этапы реализации проекта:
Организационный этап
Оценка уровня словесно-логического мышления;
Постановка проблемы и цели.
Составление перспективного плана работы по проведению проекта.
Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта, прогнозирование результата, разработка конспектов занятий по ознакомлению детей с мнемотехникой.
Проявление интереса и помощь в подборе тематического материала.
Проявление интереса к теме проекта и принятие участие в сборе тематического материала.
Участие в анкетировании.
Основной этап.
В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта:
Заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным материалом по темам с использованием мнемотаблиц, опорных картинок, алгоритмов.
Знакомство с составлением описательных рассказов и заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц.
Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх.
Составление загадок, скороговорок и поговорок по мнемотехнике.
Изготовление игр, наглядных пособий для детей.
Заключительный этап.
Оформление выставок детско-родительских работ, презентация проекта.
Создание детьми своих творческих мини-проектов: рисунки, аппликации, поделки из природного и бросового материала.
Оформление наглядной информации в родительском уголке.
Планируемый результат:
Улучшение показателей связности речи;
У детей сформированы умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники;
Родители проявили большой интерес к теме проекта.
Заключение:
Таким образом, эффективность работы по речевому развитию значительно повысилась:
• Улучшились показатели связности речи;
• У детей сформированы умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники;
• Родители проявили большой интерес к теме проекта.
Список используемой литературы:
1)Лира Т. А. «Речевое развитие дошкольников с использованием моделей»
2)Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей.
3) Ушакова О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.
4) Голицына Н. С «Конспекты комплексно-тематических занятий»;