Татьяна Алекберова
Этноквест «В лабиринте времени»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №161 «Ёлочка» общеобразовательного вида г. Улан-Удэ.
Этно-квест «В лабиринте времени»
с элементами русской, бурятской, татарской, казачьей, украинской,
семейской, эвенкийской культуры.
Выполнила: Алекберова Татьяна Ивановна,
Старший воспитатель
высшей квалификационной категории
2018 год
г. Улан-Удэ
Этно-квест «В лабиринте времени».
Публикация «Этноквест „В лабиринте времени“» размещена в разделах
- Лабиринт. Дидактические игры на основе лабиринтов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
Этно-квест с элементами русской, бурятской, татарской, казачьей, украинской, семейской, эвенкийской культуры.
Номинация: игровой квест.
Целевая аудитория: педагоги дошкольных образовательных учреждений, учителя средних общеобразовательных школ, дети старшего дошкольного возраста, школьники, родители.
Актуальность. Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем. Данная тема недостаточно исследована и поэтому возникла проблема интеграции национально-регионального компонента в образовательный процесс. Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях истории родного края.
Приобщая подрастающее поколение к истокам культуры родного края, знакомясь с бытом, традициями коренных народов, учитывая потребности многонационального населения нашей страны, строится педагогический процесс.
Основная идея и концепция: формирование основ толерантности, возрождение традиций добрососедских отношений, чувства уважения, эмпатии к людям других культур, их обычаям и традициям через созданные условия для сохранения и распространения культурных ценностей на основе игровых технологий, изучения культуры, традиций, фольклора и прикладного искусства.
Применение квест – технологии в вопросе этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста, освоение этно-компетентностей педагогами ДОО и родительской общественностью является инновационным способом овладения знаний, умение применять их на практике, проявляя чувства сотрудничества, взаимопомощи, коллективизма, поддержки.
Цель: Знакомство с культурой, бытом, традициями и фольклором народов, населяющих Республику Бурятия. Возрождение, изучение и сбережение культуры народов Забайкалья, продолжение преемственности поколений, патриотическое воспитание, популяризация самобытного народного творчества, фольклора, развитие межнациональных отношений, дружбы и сотрудничества.
Задачи:
• Знакомить педагогов, детей и родителей с культурой народов Забайкалья: национальными орнаментами, элементами национального костюма.
• Продолжать знакомство с прикладным искусством народов Забайкалья, предметами быта.
• Учить педагогов, детей и родителей играть в национальные игры.
• Продолжать знакомство с музыкальными инструментами и элементами национальных танцев народов, населяющих Республику Бурятия.
• Воспитывать коммуникативные качества, умение работать в команде, находить решение поисковых, логических и аналитических задач.
Сценарий квеста:
В начале участников встречают этно-гиды (педагоги, дети в национальных костюмах - русских, бурятских, украинских, белорусских, татарских, эвенкийских, казачьих, семейских встречают гостей в кругу: здороваются по- разному.
Русские – здравствуйте, гости дорогие.
Буряты – сайн байна.
Украинцы – здрастуйтэ.
Белорусы – прывитання.
Татары – исэнмесез.
Эвенки – аялди.
Ведущий – этно-гид №1.
Квест - это динамическое командное взаимодействие, захватывающая игра для детей и взрослых, предусматривающая совместное достижение цели, командный успех и ощущение победы.
Сегодня у нас этноквест «В лабиринте времени» - это квест с национальным колоритом, с использованием элементов русской, бурятской, татарской, казачьей, украинской, семейской, эвенкийской культуры.
Кроме того - это весёлая игра, также квест предусматривает возможность наладить отношения, узнать больше друг о друге, увидеть сильные стороны своих членов команды и сплотиться как команда. Всего вам предстоит пройти 6 этапов. На каждом этапе вам предстоит выполнить задания: вопросы, загадки, задания о быте, культуре и традициях разных народов, проживающих в Республике Бурятия.
Этно - гид №2.
Условия квеста. Сейчас предлагаю участникам объединиться в команды по цветам, дети (по одному ребенку от каждой команды) подходят и выбирают цветные фишки для своей команды (всего участвуют 6 команд – 6 цветов). В команде могут участвовать до 10 человек. Общее количество участников – 60 человек.
Сейчас мы вам выдадим маршрутные листы с порядком прохождения этапов этноквеста «В лабиринте времени».
У каждой команды свой модератор (см. цветные бейджики у модераторов, который вас будет сопровождать по этапам квеста.
По итогам прохождения квеста вручаются дипломы 1, 2, 3 степени и ценные призы тем командам, которые быстрее прошли квест и выполнили все задания. Остальные команды получают дипломы участников и поощрительные призы.
Этно-гид №3.
Наши модераторы будут сопровождать вас по этапам квеста. За правильные ответы, выполненные задания участники получают отметку на этапе, памятный буклет и проходят к следующему этапу.
В завершении программы все участники собираются в музыкальном зале для награждения.
Этапы квеста
1. Творческий.
Необходимый материал: фольга, картон, кисточка с круглым концом или палочки для суши, шаблон, альбом (или мягкий материал для подложки, трафареты для чеканки, подставки, стеки, образцы чеканки.
Загадка: Перед тем, как войти в творческую мастерскую, необходимо догадаться по звуку, что происходит, чем там занимаются? (кузнец кует, работа ткацкого станка, плотник обрабатывает дерево, гончарный круг).
Правила работы в мастерской по чеканке «Дархан». Мастер – класс рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста, педагогов, родителей и творческих людей.
Техника чеканки очень древняя, развивающаяся на протяжении многих веков. Она была известна еще в Древнем Египте, в Древней Греции и Риме. С давних времен применялась чеканка в искусстве Ирана, Китая, Индии и Японии. Значительное развитие чеканка получила в эпоху Возрождения в странах Западной Европы. Высокого совершенства она достигла в домонгольской Руси и вновь расцвела в древнерусском искусстве ХV-ХVII вв. Чеканка это традиционный вид прикладного искусства бурят. Кузнецы - дарханы обычно окружались большим почетом.
. Цель: развитие художественно-творческих способностей средствами изобразительного искусства.
Задачи:
- развивать художественный вкус, чувство композиции; творческие способности;
- развивать кругозор детей, пополнять активный словарный запас;
- способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук;
- формировать и развивать навыки ручного труда;
- воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость.
Работают под наблюдением мастеров, каждый обязательно участвует в процессе создания шедевров. А что именно за шедевры должны изготовить участники - об этом они узнают от мастеров. (Приложение №1).
2. Спортивно-игровой.
Оборудование: макеты домов (русская изба, семейский дом, украинская хата, бурятская юрта, эвенкийский чум, атрибуты к народным играм.
Отгадай загадку:
- стоит в поле «теремок» он не низок не высок, из тооно идет дымок, нет ни окон, ни дверей, половинки две есть там и скамейки по краям (юрта).
- стоит в поле «теремок» он не низок не высок, из трубы идет дымок, ставенки резные, окна расписные, стены все цветные (семейский дом).
- стоит в поле «теремок» он не низок не высок, из трубы идет дымок, сам из глины и соломы, пирогами пахнет в доме (украинская хата).
- стоит в поле «теремок» он не низок не высок, из коры и шкуры сделан, он на севере стоит в нем тепло, огонь горит (чум).
- стоит в поле «теремок» он не низок не высок, дом бревенчатый, резной, на коньке петух стоит где юг, где север «говорит» (русская изба).
Правила игры: кто быстрее отгадает, тот и к дому подбегает, там находит предмет – атрибут народной игры, с ним играют в национальные игры. (Приложение №2)
Русская игра – «Жмурки» (Поясок)
Белорусская игра – «Мельница» («Млын»). (Мяч)
Семейская игра – «Платок». (Платок)
Эвенкийская игра – «Орокот». (Рога)
Бурятская игра – «Иголка, нитка, узелок (зун, утахан, зангилла)». (Нитки)
Казачья игра «Пятнашки» (Заяц)
3. Этнографический :
Задание на ориентировку в пространстве – «Ни на небе, ни на земле, нигде солнышко встаёт, нигде солнышко садится, и на юге тоже нет, а вот где? Ищи пакет». (Пакет находится в северной части помещения). В пакете 2 задания «Старинные предметы быта», «Профессии давно забытых лет».
1. «Старинные предметы быта» - Команда получает 12 различных хозяйственных инструментов и предметов быта из коллекции этнографического музея. Необходимо быстро сказать, как называется каждый предмет и для чего он служил, рассказать его предназначение (Приложение №3) :
Лучина – лампочка, кисет- портсигар, ботало (бур) -колокольчик
Береста – бумага, крынка - банка, казан (азерб) - кастрюля
Чугунок – кастрюля, туясок – корзина, кумалан (эвенк.) - оберег
Лукошко – сумка, прялка – ткацкий станок, рушник (укр) - полотенце
Ухват- прихватка, лапти – обувь, гребень – расческа,
2. «Профессии старые – аналоги новые»
Оборудование: картинки с изображениями современных профессий, картинки с наименованиями профессий в древности. (Приложение №4)
Правила игры: необходимо соотнести названия профессий в древности с картинками современных профессий.
4. Музыкально-познавательный.
Оборудование: аудиозапись с музыкой разных народов, кукла в русском костюме, кукла в бурятском костюме, картинки с изображениями музыкальных инструментов русского и бурятского народа. (Приложение №5)
Правила игры:
«Найди бурятские и русские музыкальные инструменты» педагоги, дети и родители должны выбрать и классифицировать музыкальные инструменты русские, положить их к кукле в русском костюме, также бурятские народные музыкальные инструменты – к кукле в бурятском костюме. По возможности назвать, как называются эти инструменты.
«Угадай по звуку» - по звучанию инструмента игроки должны назвать, какой инструмент звучит.
«Подбери движения» - звучит аудиозапись народных танцев разных народов, под соответствующую мелодию игроки, двигаясь по кругу, исполняют характерные движения (лезгинка, ёхор, цыганочка, русская плясовая, гопак, эвенкийские напевы, татарская плясовая, ламбада и т. д.).
5. Художественно-орнаментальный.
Оборудование: макеты жилищ разных народов (русская изба, семейский дом, украинская хата, эвенкийский чум, бурятская юрта, элементы национальных орнаментов. (Приложение №6). Пазлы по разным видам народного декоративно-прикладного вида творчества (гжель, хохлома, филимоново, каргополь, жестово, городец, дымка).
Правила игры:
украсить жилища соответственным орнаментом, назвать, как называются жилища.
Сложить пазлы разных видов декоративно-прикладного вида творчества, назвать вид.
6. Костюмированный
Загадка: бывают соломенные, бывают тряпичные, бывают обычные и совсем необычные, из пластика сделаны, а может из глины, бывают бумажные, бывают старинные, но все они с детства нас сопровождают, особенно девочкам с ними скучно не бывает (кукла).
Оборудование: куклы в костюмах разных национальностей, атрибуты одежды кукол, украшений (кумалан эвенкийский, кичка семейская, украинский венок, малахай бурятский, сарафан русский, папаха казачья, запан семейский). (Приложение №7)
Правила игры:
подобрать недостающие атрибуты к куклам, назвать национальность кукол, назначение предметов.
Подведение итогов, окончание игры.
Ведущий – этно-гид №1 : на этом наш этно-квест заканчивается.
Награждение участников квеста. Первым трем командам по итогам прохождения этапов квеста (время и качественное выполнение заданий) вручаются дипломы 1, 2, 3 степени и ценные призы. Остальные команды получают дипломы участников и поощрительные призы.
Ведущий – этно-гид №2 :
В заключение нашего этно-квеста мы хотели бы поиграть с вами в хороводную игру. В каждой культуре народов присутствуют хороводные танцы (русский хоровод, бурятский «Ёхор», эвенкийский «Хейро», татарский «Тимербай», эти танцы объединяют людей разных национальностей. Рисунок хоровода -простой круг, который олицетворяет движение Солнца вокруг Земли. (Приложение №8)
Ведущий – этногид №3 : До свидания, звучит песня «Так будьте здоровы, живите богато».
Конец.
Предварительная работа:
1. Подготовка атрибутов к площадкам, макетов, картинок, кукол, буклетов.
2. Буклеты по площадкам:
Игры казаков и семейских
Куклы национальные с описанием элементов в одежде.
Музыкально-дидактическая игра «Подбери музыкальные инструменты».
Описание прикладных видов росписи.
Описание орнаментов для разных видов жилищ.
Народные праздники.
Описание профессий в древности.
Старинные предметы быта, их функциональное значение.
Трансформируемость: этно-квест возможно проводить в разных вариациях и фрагментально (частями) в виде инновационных технологий, таких, как
клубный час – как осуществление самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
волонтерское движение с целью познакомить с играми, куклами народов Забайкалья, поиграть детям старшего возраста с младшими детьми.
Проводить этно-квест в школах, других дошкольных учреждениях в целях диссеминации опыта по этнокультурному компоненту.
Оригинальность креативной идеи
Изучение культуры, была, фольклора народностей – процесс многогранный и сложный для восприятия детьми дошкольного возраста. Использование технологии полиэтничности, то есть постоянного инициирования многостороннего диалога культур дает возможность дошкольникам более эффективно познавать и воспринимать необходимую информацию.
Общественная значимость темы.
Использование технологии этно-квеста позволяет установливать правила взаимодействия в разных ситуациях: создает условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, взрослыми и детьми, педагогами с родителями, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; также развиваются коммуникативные способностей детей, умения детей работать в группе сверстников.