Надежда Гуро
Этапы развития творчества в продуктивных видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Этап накопления и обогащения.
Накопление интеллектуального, эмоционального, сенсорного опыта является основой для творчества.
Освоение продуктивной деятельности осуществляется в тесной взаимосвязи с другими образовательными областями:
в социально – коммуникативной области дети учатся описывать предметы, увиденные вокруг, используя прилагательные и наречия, учатся сравнивать; так же учатся взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, благодаря труду учатся разным умениям и навыкам, аккуратности, умению доводить дело до конца;
Публикация «Этапы развития творчества в продуктивных видах деятельности» размещена в разделах
в познавательной области дети знакомятся с различными предметами, с их свойствами, их применением в жизни; так же знакомятся с формами, величиной, делением на части, ориентировкой в пространстве и на плоскости;
в речевом развитии дети знакомятся с произведениями великих писателей, поэтов и композиторов, которые эмоционально и красиво описывали природу, предметы и образ жизни средствами художественного слова и музыки;
в художественно – эстетическом развитии дети знакомятся с основными и смешанными цветами, с сочетаниями цветов, а в лепке знакомятся с объемом предметов и соединением частей;
в физическом развитии дети закрепляют знания о частях тела, ориентировке в пространстве, учатся следить за своей осанкой.
Еще важным элементом является развивающая предметно-пространственная среда.
В группе создан центр творчества, который оснащен необходимыми материалами для продуктивной деятельности детей : листы бумаги и альбомы, кисти разной жесткости, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, трафареты, цветная бумага разной фактуры, бросовый материал, клей, ножницы.
Для творческой деятельности в центре имеются схемы для поэтапного рисования, лепки и оригами, альбомы по ознакомлению с декоративно-прикладным творчеством, видами и жанрами искусства, книжки–раскраски, иллюстративный материал.
Так же на данном этапе реализуется непосредственно образовательная деятельность по аппликации и ручному труду. При разработке перспективного плана использовали как традиционные (плоская аппликация, оригами, так и нетрадиционные (объемная аппликация, обрывная аппликация, элементы квиллинга, аппликация из салфеток и др.) техники выполнения поделок. Проведение организованного обучения, включает в себя:
обучение способам и приемам работы с материалами и инструментами;
помощь в осознании ребёнком результата своей работы, которая осуществляется через индивидуальное общение с ребёнком.
Этап подражания и имитации.
На данном этапе происходит освоение эталонов творческой деятельности, ее способов, технологий и средств. Главное на этом этапе – активизация имеющегося опыта ребёнка в эстетическом образовательном пространстве.
При организации непосредственно продуктивной деятельности используется комплексное и системное использование методов и приемов. Это наглядные (показ педагога, пример, помощь, наблюдение, рассматривание, словесные (объяснения, описание, поощрение, убеждение, использование пословиц и поговорок, практические (самостоятельное и совместное выполнение работы).
Существенное условие творческой активности ребенка – мотивация задания. От мотивации зависит вовлеченность в процесс всех детей, в том числе менее успешных, и результат их работы. Используем такую мотивацию, как для оформления детского сада, групповой комнаты, игровых уголков, использование в игре, подарки родным и близким и т. д.
Центр творчества на данном этапе пополняется уже освоенными, усложненными схемами для поэтапного рисования, лепки и оригами, обновляются альбомы творчества, книжки–раскраски по темам календарно–тематического планирования образовательной деятельности.
В группе есть стенд для выставки детских работ. Детям очень нравится организовывать выставки своих работ, чтобы показать, рассказать и поделиться своими впечатлениями с родителями и гостями группы.
Этап преобразований.
Цель данного этапа – применение освоенных эталонов и их трансформация в новых условиях в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями дошкольников.
На данном этапе реализуется факультативная деятельность, в которой используются не традиционные материалы (семена, салфетки, гофрированная бумага, газета и др.) и нетрадиционная техника выполнения (модульное оригами, квиллинг, торцевание и др.) для аппликации и ручного труда с детьми.
Факультативная деятельность проводится 1 раз в неделю, во второй половине дня. Длительность выполнения работы соответствует возрасту, но предполагает «открытый» временной конец, т. к. каждый ребенок работает в собственном темпе.
Детям предлагаются разные типы выполнения работ:
работа по образцу (показываю детям 1-2 образца, чтобы заинтересовать, но после рассматривания сразу убираю);
работа по незавершенным продуктам (при изготовлении радуги предварительно нарисованы семь дуг, а дети украшают комочками из салфеток);
работа по технологическим картам, схемам (они выставляются на стол или магнитную доску, оформлены в папку для использования в свободной деятельности);
работа по словесному описанию (без показа);
работа по замыслу (дается тема, а дети воплощают свои идеи)
В зависимости от размера работы могут быть индивидуальными или коллективными. Сложные работы дети выполняют в течение нескольких дней.
На данном этапе в центр творчества помещаются новый инструмент для работы, которым дети уже научились пользоваться. Так же обновляются альбомы с образцами работ, в освоенных техниках (торцевание, квиллинг и др., пополняются шаблоны, схемы для работ.
Этап альтернатив.
Данный этап направлен на индивидуализацию творческой деятельности, на самостоятельное выражение художественных образов.
На данном этапе создаются условия для самостоятельных практических действий детей, то есть наличие в зоне продуктивной деятельности разнообразных материалов для художественного труда, инструменты для работы, образцы поделок, схемы, фотографии, модели.
Творческие работы детей пополняют развивающее пространство группы. Поделки, изготовленные из бросового материала, очень нравятся детям. Дети учатся по – новому смотреть на старые ненужные вещи, находить им необычное применение, т. е. у них развивается фантазия, воображение.
Дети могут разместить свои работы, выполненные в детском саду или дома, в любом центре группы. Дети видят практическое применение своим работам, это повышает их самооценку и служит мотивацией к продолжению творческой деятельности. Кроме того, вложив свой труд в организацию развивающей среды, дети более бережно к ней относятся.
Таким образом, формируя у детей желание, самостоятельно работать, творить, думать, фантазировать мы способствуем тому, что жизнь ребёнка становится более интересной, содержательной, насыщенной. Очень хочется, чтобы наши дети смотрели и видели мир глазами творца и созидателя.
Ни один этап не имеет чётких границ завершения и начала следующего. В течение всего дошкольного возраста, дети не перестают расширять набор сенсорных стандартов, получая представления об объёмных предметах. Иными словами, переход от одной ступени развития продуктивной деятельности к другой происходит плавно, и ни один из них не перестаёт быть актуальным в старшем дошкольном возрасте.