Лучший педагог года

Методы и приёмы формирования умений и навыков в продуктивных видах деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Светлана Макеева
Методы и приёмы формирования умений и навыков в продуктивных видах деятельности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

1. Ребёнок познаёт окружающий мир и пытается отобразить его в своей деятельности – играх, рассказах, рисунках. Наиболее яркие возможности предоставляет ему изобразительное творчество. В рисунке ребёнок может выразить свои впечатления от увиденного, передать образы воображения, воплотить их с помощью линий и цвета. Поэтому для нас взрослых (воспитателей и родителей) одной из важных задач становится выявление художественных способностей детей и грамотное их развитие. И решаться она должна с учётом возраста детей, их психофизического уровня, условий воспитания, и безусловно от выбора тем и способов работы. Для детей 5-6 лет характерно интенсивное развитие памяти, внимания, наблюдательности, острый интерес к тому, что их окружает. Возрастают их возможности в изображении окружающего. Человек, животные, птицы, растения, транспорт, строения – вот основные предметы, преобладающие в детских рисунках. Опираясь на навыки, полученные раннее, дети 5-6 лет могут изображать знакомые им предметы различной формы, относительно сохраняя соотношения размеров их частей, передавая в рисунке некоторые характерные детали. Шире по тематике и богаче по изобразительным средствам становятся сюжетные рисунки.

Публикация «Методы и приёмы формирования умений и навыков в продуктивных видах деятельности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

2. Какие методы и приёмы обучения можно использовать с детьми дошкольного возраста как в непосредственно образовательной деятельности, так и совместной деятельности в режимных моментах?

Давайте с вами вспомним, что методы и приёмы обучения делятся на :

1. наглядные

2. словесные

3. игровые

4. практические и репродуктивные (упражнения, направленные на приобретение навыков и умений)

5. эвристические.

Наглядные методы и приёмы обучения.

Метод наблюдений лежит в основе всей системы обучения изобразительному искусству, так как искусство – средство познания и отражения окружающей действительности. К наглядным методам и приёмам относятся : использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приёмов изображения; показ детских работ в конце изобразительной деятельности, при их оценке.

Словесные методы и приёмы обучения.

К словесным методам и приёмам относятся : беседа, указания воспитателя в начале и в процессе изобразительной деятельности; использование словесного художественного образа.

Игровые приёмы обучения.

Игровые приёмы способствуют привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчают работу мышления и воображения. Чем меньше ребёнок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Но и с детьми старшего дошкольного возраста (конечно уже в меньшей степени) на занятиях по изобразительной деятельности возможно использование игровых приёмом. Например, воспитатель предлагает детям стать фотографами и с помощью воображаемых фотоаппаратов заснять любой интересный для них предмет и потом его проявить – нарисовать.

Практические, репродуктивные методы.

Одним из практических методов являются упражнения в освоении технических, а иногда изобразительных умений и навыков. Перед детьми старшего дошкольного возраста можно прямо ставить задачу – будим упражняться штриховать карандашами любой рисунок (разукрашивание раскрасок, или рисовать часть предмета, например голову человека и т. д.

Эвристический метод.

«Эвристика» - искусство нахождения истины. Этот метод способствует развитию находчивости, активности, творчества. С этой целью воспитатель может использовать разнообразные приёмы : совет, поощрение, частичный показ приёмов выполнения задания, напоминание, показ игрушки. Необходимо ставить ребёнка в такие условия, чтобы он сам мог найти пути их решения, пути выполнения замысла.

Отдельные методы и приёмы - наглядные и словесные – совмещаются и сопутствуют один другому. Наглядность обновляет материально-чувственную основу детской изобразительной деятельности, слово помогает созданию правильного представления, анализу и обобщению воспринятого и изображенного.

3. Какие методы и приёмы обучения я использую с детьми своей группы (старший дошкольный возраст) во время изобразительной деятельности детей.

Главным принципом обучения детей любого возраста рисованию является наглядность. Средств наглядности, используемых на занятиях по изобразительной деятельности много, все они сопровождаются словесными объяснениями. В ходе совместной изобразительной деятельности с детьми мной были использованы следующие методические приёмы :

1. слушание музыкального произведения композитора Глинки «». Музыка - это тот инструмент, который вызывает у детей интерес, включает их воображение, фантазию. В ходе изобразительной деятельности детей использование музыки позволяет воспитателю интегрировать образовательные области: художественное творчество и музыка.

2. игровой приём (появление необычного конверта с окошечками под снежным сугробом) + эвристический метод. Конверт с окошечками – это необычно, интересно. Дети активно пытаются отгадать, что же спрятано в этом конверте. Этот приём стимулирует познавательную активность детей, развивает детскую находчивость. Дети начинают рассуждать, предлагать свои варианты, у детей активизируются умственные и речевые процессы. Этот приём (конверт с окошками) можно использовать и в других видах детской деятельности.

3. использование картин, репродукций и книжных иллюстраций. Использование двух картин разных художников для сравнения – это тоже один из приёмов. Я использовала репродукции художников Шишкина «Зима» и Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца». Восприятие произведения изобразительного искусства должно быть целостным, т. е. охватывающим сразу не только содержание, но и средства, использованные художником для воплощения образа. При этом обязательно возникает эмоциональный отклик, определенное отношение к нему. Использование картин на занятиях по изобразительной деятельности в старшей группе не только помогает воспитателю в уточнении представлений детей о том или ином предмете, но и знакомит их с некоторыми изобразительными приёмами. При отборе художественных произведений нужно помнить о том, чтобы они были доступны детскому восприятию.

4. образец, изготовленный воспитателем. Чаще всего этот приём используется с детьми старшей группы в декоративном рисовании. В старшей группе образец используется только для объяснения.

5. полный или частичный показ воспитателем. В старшей группе частичный показ употребляется чаще. При объяснении воспитатель может не рисовать, а просто обрисовывающим жестом (этот приём я использовала в ходе своего показа) показать, как выполняется то или иное задание. Для старших детей этого достаточно, чтобы они поняли задачу и постарались выполнить её самостоятельно. Если вы видите, что ребёнок испытывает затруднения, то вы можете ему помочь, но вы должны помнить, что показ вы осуществляете не на рисунке ребёнка, а на отдельном листе. Частичный показ используется воспитателем для ознакомления детей с новым способом работы тем или иным материалом, иным орудием рисования (как на моём занятии - ватные палочки).

6. использование литературных произведений (стихов, загадок) расширяет тематику детских рисунков. Художественный образ, воплощенный в слове, обладает своеобразной наглядностью. Словесный художественный образ раскрывает конкретные черты какого-либо предмета или явления и в тоже время даёт возможность слушателю домыслить и сам образ, и ситуацию, в которой происходит действие. Изобразительность как черта художественного образа помогает реально представить цвет, форму, пропорции, состояние, расположение предмета в пространстве, т. е. внешние признаки объектов и явлений действительности. Художественный образы, содержащиеся в том или ином стихотворении, должны побуждать детей к воспроизведению в рисунке впечатлений от стихотворения. Для этого нужно использовать произведения мелодичные, звонкие, с красивым ритмом, с чёткой рифмой. Изобразительность и выразительность в поэзии тесно связаны между собой. Различные краски становятся более понятны детям благодаря тому, что поэт очень тонко и выразительно выделяет их в произведении с помощью эпитетов-прилагательных, прямо или косвенно указывающих на цвет предмета («белый снег пушистый»). Иногда авторы выражают цвет с помощью метафоры («поле снегом забелело», «лес, что шапкой, принакрылся чудной»). Метафоры помогают выразить общее настроение стихотворения, подсказывают средства для передачи его в рисунке. Передать колорит помогают глаголы (пришла, намела, рассыпалась). Выразительное чтение художественных произведений способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения.

7. анализ детских рисунков. Дети 5-6 лет с помощью наводящих вопросов воспитателя при анализе работ могут подметить и положительные стороны в рисунке, и ошибки путём сравнения с образцом или с имеющимися в сознании представлениями. У детей 5-6 лет повышается критическое отношение к результатам деятельности, поэтому здесь возможно подводить их к анализу своей работы на основе сравнения с образцом или с работой других детей. Ребёнок может заметить несоответствие, но дать полную, объективную оценку собственного рисунка ещё не может. Если ребёнок сам нашёл ошибку, ему необходимо дать возможность её исправить. Неудачную работу не следует обсуждать коллективно, е анализируют индивидуально.

8. беседа, вопросы, объяснения, указания. Цель беседы – вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы, возбудить интерес к заданию. В процессе изобразительной деятельности с детьми воспитатель постоянно разговаривает с ними, с помощью вопросов узнаёт от детей нужную информацию, объяснения и указания воспитателя помогают детям лучше справиться с поставленной задачей. Вопросы к детям помогают ребёнку восстановить в памяти увиденное. Цель указаний – объяснение темы и приёмов работы. Указания воспитателя могут быть обращены как ко всей группе (такие указания даются в начале работы, так и к отдельным детям (индивидуальные указания не должны отвлекать других детей, и с ними не надо спешить. Дайте детям время самим подумать и попробовать).

9. практический метод даёт возможность детям потренироваться на листочке и не испортить свой рисунок (непосредственно во время рисования). Практический метод можно использовать как вид организации детской деятельности. Предложить детям в свободное время поупражняться в рисовании чего-либо, в отработке технических навыков и умений.

10. предварительная работа – один из компонентов, которому следует уделить особое внимание. Предварительные наблюдения, чтения художественных произведений, заучивание стихотворений и т. д. дадут детям определенный запас знаний, которые помогут им во время работы.

План:

1. Изобразительная деятельность и дети старшего дошкольного возраста.

2. Методы и приёмы, используемые с детьми дошкольного возраста в непосредственно образовательной деятельности и совместной деятельности в режимных моментах :

• Наглядные

• Словесные

• Игровые

• Практические

• Эвристические

3. Методы и приёмы, используемые с детьми старшего дошкольного возраста в ходе совместной изобразительной деятельности :

• Слушание музыки

• Игровой приём + эвристический

• Рассматривание репродукций, картин, иллюстраций

• Образец, изготовленный воспитателем

• Полный или частичный показ воспитателя

• Использование литературных произведений (стихи, загадки)

• Анализ детских работ

• Беседа, вопросы, указания, объяснения

• Практический метод

• Предварительная работа

Литература:

1. С. В. Парафеева «Обучение детей рисованию» Москва «Просвещение» 1975 г.

2. Л. В. Компанцева «Поэтический образ природы в детских рисунках» Москва «Просвещение» 1985 г.

3. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе д/с» Москва «Мозайка синтез» 2010 г.

4. Э. В. Мазнина «Эстетическое воспитание в д/с» Москва «Просвещение» 1978 г.

5. «Теория и методика изобразительной деятельности в д/с» Москва «Просвещение» 1985 г.

6. О. В. Григорьева «Рисование и лепка» Санкт-Петербург «Смарт» 1996г.

7. т. Н. Доронова «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников» Москва «Просвещение»2006 г.

Публикации по теме:

Использование метода выкладывания в продуктивных видах деятельности с детьми раннего возрастаИспользование метода выкладывания в продуктивных видах деятельности с детьми раннего возраста Игры и поделки с использованием метода выкладывания играют огромную позитивную роль в развитии детей раннего возраста: - Способствуют развитию.

Критерии оценки умений и навыков детей младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности 1. Использование всех частей речи. Сформирован – использует в разговоре все части речи правильно, Частично сформирован - частично использует.

Критерии оценки умений и навыков детей среднего дошкольного возраста в театрализованной деятельности 1. Употребление слов, обозначающих эстетические характеристики и эмоциональные состояния. Сформирован – самостоятельно, без примера использует.

Критерии оценки умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности Критерии оценки умений и навыков детей в театрализованной деятельности (старшая группа). 1. Умение составлять предложение с заданными словами.

Мастер-класс «Методы и приемы формирования трудовой деятельности у детей дошкольного возраста»Мастер-класс «Методы и приемы формирования трудовой деятельности у детей дошкольного возраста» Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается.

Мастер-класс «Сотрудничество педагога и детей в продуктивных видах деятельности» .

Механизм формирования начальных представлений о видах спорта у детей старшего дошкольного возраста Механизм формирования начальных представлений о видах спорта у детей старшего дошкольного возрастаКомпоненты моделей Модели организации.

Методы формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста Методы формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Воспитатель: Муравьева Е. Ю. С года до трех малыш переживает особенно.

План по самообразованию «Развитие трудовых умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста» План по самообразованию воспитателя ДОУ 2012 – 2013 учебный год Воспитатель: Булыгина Олеся Валерьевна Тема: «Развитие трудовых умений.

Средства, методы и приёмы развития изобразительной деятельности в контексте формирования художественно-эстетических ценностей Если перефразировать Б. М. Неменского: «Будущее человечества еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методы и приёмы формирования умений и навыков в продуктивных видах деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 26 июня 2019 в 19:06
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы и приёмы формирования умений и навыков в продуктивных видах деятельности у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Макеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД