петрова светлана
Конспект занятия с элементами тренинга «Этапы развития ребенка» (I часть)
▼ Скачать + Заказать документы
Цели занятия :
• Особенности детей, находящихся на разных возрастных этапах.
• Возрастные кризисы ребенка и умение родителя менять способы обращения с ребенком
по мере его роста.
• Причины и проявления отставания ребенка от возрастных норм.
Ожидаемые результаты: в результате занятия 1 потенциальные замещающие
родители должны:
- знать, как сохранять контакт с собственным детством и использовать его для
понимания чувств ребенка;
Публикация «Конспект занятия с элементами тренинга „Этапы развития ребенка“ (I часть)» размещена в разделах
- получить представление об этапах возрастного развития ребенка;
- иметь представления о трудностях и преимуществах каждого возраста;
- осознавать свои слабые стороны и уязвимые места как воспитателя детей разных
возрастов;
- понимать роль психологических потребностей в личностном развитии :
привязанность, безопасность, идентичность;
- развить умение распознавать и удовлетворять потребности детей разного возраста;
- признавать индивидуальные, культурные и этнические особенности детей.
Уважать различия.
Структура занятия :
1. Знакомство «Снежный ком».
2. Выработка и принятие правил группы.
3. Информативный блок.
4. Упражнение «Волшебные шары».
5. Информативный блок.
6. Упражнение «Да» - «Нет».
7. Информативный блок.
8. Упражнение «Семейный альбом».
9. Рефлексия, обратная связь.
Задачи и цели домашнего задания:
• Ответить на вопросы анкеты «Забота о детях разного возраста».
• Понять, сколько времени и сил потребует воспитание ребенка того или иного возраста.
• Плюсы и минусы каждого возраста».
10. Ритуал прощания.
Материалы: бланки с таблицами, ручки или карандаши, мяч.
Ведущий тренинга : педагог-психолог Петрова С. А.
Ход занятия
1. Знакомство «Снежный ком» (придумать тренинговое имя и отличительную характеристику своей личности; сосед повторяет ваше имя и качество личности и т. д. по кругу).
2. Выработка и принятие правил группы. Участникам группы предлагается вспомнить правила группы.
3. Сообщение ведущего: В детстве выделяют несколько периодов развития, каждому из которых присущи свои особенности. В каждом периоде перед родителем стоит задача приспособиться к изменениям, происходящим с ребенком. На этом занятии будут рассмотрены только вопросы, касающиеся нормального развития ребенка. В рамках данного занятия мы можем лишь наметить основные вопросы возрастного формирования детей.
Развитие ребенка традиционно понимается как поступательный процесс, который делится на стабильные и критические периоды. Под кризисом понимается достаточно краткий период времени, в течение которого происходят значительные изменения, как в личности самого ребенка, так и в его отношениях с окружающими.
Методические рекомендации: нарисуйте горизонтальную прямую, представляющую собой временную ось, и нанесите на нее отметки, соответствующие возрастам: 0 - рождение, 1 год, 3 года, 7 лет, 12 лет, 16 лет, 21 год.
Обозначенные отметки соответствуют кризисам. Некоторые из них проявляются трудным для окружающих поведением ребенка.
Периоды между кризисами считаются относительно стабильными. Принято следующее деление:
• 0-1 месяц - новорожденность;
• 1 месяц-1 год - младенчество;
• 1 год-3 года - ранний возраст;
• 3 года-7 лет - дошкольное детство;
• 7 лет-12 лет - среднее детство - младший и средний школьный возраст;
• 12 лет-16 лет - подростковый возраст;
• 16 лет-21 год - юность.
Два нижних уровня образуют так называемые базовые потребности. Они обеспечивают жизнедеятельность организма на физиологическом уровне. Следующий уровень - социальные потребности, связанные с ощущением собственной адекватности, принятия со стороны сообщества. Далее следуют потребности, связанные с чувством собственного достоинства. Высший уровень человеческих потребностей представляет потребность в самоактуализации, т. е. воплощении личностного потенциала, максимальном развитии позитивных возможностей, которыми обладает человек.
Новорожденный (0-2 мес.) — это начало младенческого возраста.
Процесс рождения — тяжелый, переломный момент. Недаром психологи говорят о кризисе новорожденности.
Ребенок в этом возрасте является слабым и совершенно беспомощным. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве, следят за его здоровьем. И, наконец, с ним общаются. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.
Важные события в психической жизни ребенка - возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук, например, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляется на 3-5 неделе.
Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа "комплексом оживления"
Комплекс оживления знаменует собой появление первой социальной потребности - потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит от новорожденности в собственно младенчество.
Младенческий (2 мес. -1 год) – Комплекс оживления при появлении мамы показывает возникновение потребности в общении, которая должна как можно более полно удовлетворяться. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.
Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, чья потребность не удовлетворяется, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Эти тяжелые последствия получили название госпитализма.
Эмоциональное общение со взрослым - ведущий вид деятельности. Общение со взрослыми способствует: - развитию речи - понимание речи (до 30 слов к 1 году); активная речь - гуляние, лепет, автономная речь (10 слов к 1 году); - развитию манипулирования - схватывание и удержание предметов; манипулирование - действия с предметами без учета их назначения; овладение простейшими предметными действиями - по подражанию, с учетом назначения предмета; - развитие рецепторов и движений (ползание, ходьба).
Особенности развития социальной сферы : общая жизнь ребенка с матерью (ситуация «Мы», закладываются первые навыки опрятности и аккуратности. Психологические новообразования возраста – потребность в общении со взрослым, прямохождение.
4. Упражнение «Волшебные шары»
Цель: Понимание того, что качество физического обращения в младенческом возрасте создает чувство безопасности и доверия - либо недоверия - к миру.
Инструкция:
• Предложите нескольким добровольцам побыть в роли «младенцев». Попросите их сесть на ковер, обняв колени, и закрыть глаза.
• Остальные члены группы по двое-трое садятся около них с двух сторон и, мягко при-касаясь, все время ориентируясь на невербальное выражение «удовольствия/неудовольствия», осторожно обнимают и начинают медленно покачивать «младенцев» из стороны в сторону, постепенно увеличивая амплитуду движения и все больше принимая на руки вес тела «младенцев».
• При этом те, кто качает «младенцев», тихо произносят фразы: «Как хорошо, что ты есть», «Мы здесь для тебя», «Здорово, что ты девочка», «Здравствуй».
• Постепенно амплитуда движения начинает уменьшаться до полной остановки (3-4 минуты).
Обсуждение в большой группе
• Спросите участников, которые были в роли «младенцев», о чувствах, которые они испытывали, когда их держали и качали.
• Попросите тех, кто был в роли «взрослых», описать чувства, которые они испытыва-ли, когда качали своих «младенцев».
• Скажите группе, что уверенность в благожелательности мира и чувство благополучия связаны для младенца с физическим обращением.
5. Сообщение ведущего: Кризис 1 года – начало кризиса приурочено примерно к 9 месяцам, когда ребенок становится на ножки и начинает ходить. Основа кризиса связана с раздроблением единой социальной ситуации «Мы». В ней появляются двое: ребенок и взрослый.
Теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет. В этот период взрослые вынуждены убирать многие вещи, их прятать от ребенка, вводить запреты, потому что предметы могут причинить вред ему самому или окружающим. Возникают противоречия между желанием обладать чем-либо (чаще вещью) и невозможностью достичь этого. В результате могут возникнуть следующие проявления: бурные аффективные вспышки (пронзительно кричат, падают на пол, бьют по нему руками, ногами и даже головой, особенно на слова «нельзя» или «нет».
Рекомендации по преодолению кризиса младенчества предлагаются следующие:
а) предоставить ребенку самостоятельность при перемещении и изучении нового (под контролем взрослого);
б) запрещать только то, что опасно для жизни ребенка и окружающих, делать это спокойно, без проявления агрессии (не кричать на ребенка, не швырять и не ударять его);
в) переключить внимание ребенка на другой объект, одинаковый по значимости;
г) предугадывать заинтересованность ребенка в опасном или дорогом для взрослого объекте и вовремя убирать его с поля зрения;
д) не наказывать ребенка при капризах и доброжелательным тоном успокаивать малыша;
е) проявлять в любых ситуациях терпение и выдержку;
ж) демонстрировать любовь к ребенку (обнимать, целовать, говорить ласковые слова);
з) быть последовательными в предъявлении требований к ребенку. Завершение кризиса младенчества позволяет ребенку установить новые отношения со взрослыми, расширить кругозор, усовершенствовать двигательную сферу и получить первый опыт знакомства с социальными запретами.
Ранний (1 год-3 года) – новый этап развития человека. Ребенок начинает овладевать телом, управлять движениями рук. В раннем возрасте ребенок уже не беспомощное существо, он чрезвычайно активен в своих действиях и в стремлении к общению со взрослыми.
Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная деятельность, которая влияет на все сферы психики детей. Переход от младенчества к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов – они начинают выступать для ребенка не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления. Основные интересы ребенка переносятся в область овладения новыми действиями с предметами, а взрослый приобретает роль наставника и помощника.
В течение второго года жизни дети обучаются большинству предметных действий. Орудийные действия в определенной степени могут являться показателем интеллектуального развития детей. К концу раннего детства зарождаются новые виды деятельности: игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Одна из ранних форм игры детей раннего возраста – предметная игра. Постепенно предметная игра перерастает в сюжетно-отобразительную, когда ребенок воспроизводит в действиях свои собственные наблюдения повседневной жизни. Дети раннего возраста сначала действуют с предметами, затем осознают смысл предмета в игре и дают предметам новые игровые названия.
В конце второго – начале третьего года жизни в поведении ребенка можно наблюдать феномен «роль в действии». Ребенок, воспроизводя действия конкретного взрослого.
Со стороны взрослых ребенку необходима помощь, живой интерес и практические советы.
Наглядно-действенное мышление возникает к концу первого года жизни и является ведущим видом мышления до 3,5-4-х лет. В процессе манипулирования с предметами ребенок решает различные мыслительные задачи. Например, играя со сборно-разборными игрушками, ребенок методом проб и ошибок ищет принципы их разборки и сборки, учится учитывать и соотносить между собой величину и форму различных деталей.
Автономная речь годовалого ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает.
Высшее достижение в понимании речи на третьем году жизни связано с пониманием рассказа другого человека, который сообщает о предметах и явлениях, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения ребенка и взрослого. Речь начинает выступать в роли основного средства познания.
К первому году словарь ребенка – 10 слов, к 1,8 г. – 50-100 слов, к 2-м годам – 200-300 слов, к 3-м годам – 1000-1500 слов.
Критическим периодом в развитии детской речи является, по мнению исследователей, возраст от 10 месяцев до 1,5 лет. Именно в это время нужны спокойные и развивающие игры и нежелательны стрессы. После 1,5 лет ребенок становится инициативным. Темп развития речи сразу возрастает.
Общение со взрослым имеет большое значение не только для формирования познавательной сферы, но и для развития личности детей раннего возраста. Представления о себе, первая самооценка детей в это время является на самом деле оценкой взрослого. Поэтому постоянные замечания, игнорирование пусть даже не всегда успешных попыток детей сделать что-то самостоятельно, недооценка их стараний могут привести уже в этом возрасте к неуверенности в себе.
Первые представления о себе возникают у ребенка к году.
К 3 годам – новый этап самоидентификации : с помощью зеркала ребенок получает возможность формировать свое представление о себе настоящем. В этом возрасте уже появляется местоимение «Я». Также у ребенка появляется и первичная самооценка – осознание не только своего «я», но и того, что «я хороший», «я очень хороший. В это же время у детей появляются первые признаки негативизма, упрямства, агрессии, которые являются симптомами кризиса 3-х лет.
Кризис 3 лет – кризис 3-х летнего возраста оказывается, как правило, первым серьезным испытанием для родителей. Родители ощущают, что их доселе милый и управляемый ребенок совершенно отбивается от рук, и превращается в какого-то монстра, который нарочно треплет им нервы. Перечисляя симптомы кризиса, психологи обычно выделяют их 7, называя «семизвездием кризиса 3-х лет». Это: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест, обесценивание и деспотизм (или ревность). Рано или поздно кризис заканчивается, воцаряется мир – но отношения родителей с ребенком уже другие, и то, что ребенок вынес из этой бури, останется с ним навсегда. Поэтому так важно родителям трехлеток помочь ребенку во время кризиса сделать, что называется, «правильные выводы». Основная проблема, которую решает ребенок в этом возрасте – как совместить свои собственные, отдельные от взрослых побуждения и желания со своим же собственным желанием соответствовать требованием взрослых. Это знаменитое противоречие между «хочу» и «надо», которое на самом деле сопутствует человеку всю его жизнь. Так или иначе, в борьбе мотивов «хочу» и «надо» если один мотив выигрывает, то второй всегда проигрывает! А для счастья человеку необходима реализация и того и другого мотива одновременно. И чудо заключается в том, что в 3-х летнем возрасте это вполне возможно! И проблема ребенка не в том, что желания его должны быть немедленно удовлетворены, а всего лишь в том, чтобы научиться ими управлять. Ребенок остро нуждается в помощи взрослых, поскольку сильные влечения и побуждения толкают его делать что-то и ему надо как-то с этим быть, и его еще только становящееся мышление не может с этим справиться.
Существует несколько приемов такой родительской помощи:
Если ребенок начинает драться или плеваться – это способы выражения гнева. Очень важно научить ребенка выражать эту негативную эмоцию правильным образом, а именно словом. При этом ни в коем случае нельзя делать двух вещей: осуждать ребенка за то, что он переживает эту эмоцию и запрещать ему выражать ее.
Поэтому родителям необходимо передать ребенку словами и собственными действиями следующую мысль «Ты хороший, но ведешь себя плохо». Как это сделать?
1. Научим его называть, словом переживаемую эмоцию. «Ты злишься! Тебе ужасно не нравится делать это» - говорим ребенку, когда он в гневе. Причем говорим это не с осуждением, а с уважением к эмоции ребенка, ведь это одно из проявлений его собственного «Я».
2. Показываем собственным примером такой способ выражать эмоции: «Я очень рассердилась, что игрушка сломана» - вместо того, чтобы ругать ребенка.
3. Не даем ребенку выполнить нежелательное действие (можно удержать его руку, ограничить движение) и подтверждаем словом «Бить людей нельзя!»
4. Если слово «нельзя» становится дополнительным фактором, раздражающим ребенка, используем другие слова - синонимы: «Так не поступают».
5. Научим ребенка направлять агрессию в безопасное для окружающих русло: «Ты очень рассердился, вот, ударь эту подушку». Можно завести специальную упругую подушку, в которой будут поселяться «капризки» и их нужно оттуда выбить. А это очень важное переживание и верное направление для агрессии.
6. Определим причину детского гнева. Если ребенок сердится, значит что-то, по его мнению, идет не так. Но это «не так» может оказаться очень разным: гиперопека со стороны родителей, отсутствие необходимых границ для его собственного поведения или неустановленный режим дня.
7. Если Вы нашли причину негативных эмоций ребенка, постарайтесь найти способ ее устранить – разумеется, не во время приступа агрессии, а в то время, когда ребенок спокоен. Например, если причина в ограничении самостоятельности ребенка, нужно найти возможности «отодвинуть» эти границы, дать больше возможностей для собственного действия: разрешить помыть посуду. А если причина в Вашем нездоровье – уделить время себе, заняться оздоровительными практиками.
Особенно остановлюсь на такой ошибке в воспитании, как отсутствие границ.
Казалось бы, ребенку все позволяют – чем он может быть недоволен? Однако это не так. В отсутствии разумных ограничений ребенок ощущает себя незащищенным, он попросту испытывает страх. Он чувствует, что рядом с ним нет взрослых, сильных, уверенных людей, которые организуют разумный порядок в мире. А быть самому источником порядка – для ребенка слишком большая нагрузка.
Если родитель что-то обещает, а потом не выполняет – например, угрожает наказать и не наказывает – он не создает прочные стены, защищающие ребенка от невзгод, а оставляет его на открытом всем ветрам пространстве. Такой же эффект создает отсутствие четких правил и разумного режима дня. Ребенок трех лет остро реагирует на психологическую обстановку в семье – скандалы, ругань, повышенные тона. Реакция на подобную атмосферу может быть непредсказуема, поэтому для родителей очень важно соблюдать гармонию в отношениях между собой, когда маленький член семьи входит в кризисный возраст. Если дети трех лет будут видеть ссоры в семье, то это приведет к выраженному чувству собственной неполноценности.
6. Упражнение «Да» - «Нет»
Цель: Прояснение конструктивной роли сопротивления, связи между умением уважать чужие границы и отстаивать свои.
Инструкция:
• Попросите участников встать в круг.
• Пусть один из участников повернет голову направо и, глядя своему соседу справа в глаза, произнесет «да».
• Тот, в свою очередь, поворачивается к своему соседу справа и говорит ему «нет».
• Следующий, глядя на своего партнера справа, произносит «да» и т. д., пока круг не замкнется.
• Затем все, кто говорил «да», делают шаг вперед, образуя внутренний круг, и пово-рачиваются лицом к тем, кто остался во внешнем круге. Таким образом, получились пары «да» - «нет», стоящие лицом друг к другу, и два круга - внутренний и внешний.
• Теперь людям в парах нужно поднять руки и приложить ладони к ладоням партнера. Задача внутреннего круга - говоря «да» и нажимая ладонями, вырваться вовне. Задача внешнего круга - говоря «нет», удерживать ладонями натиск.
• Упражнение выполняется 1 -2 минуты, затем партнеры меняются ролями: те, кто был в роли «да», становятся «нет» - и наоборот.
Обсуждение в большой группе:
• Спросите участников, легко ли им говорить «нет»?
• Что вызвало наибольшее удовольствие и что - дискомфорт по ходу упражнения?
• Что значит, по мнению участников, отстаивать себя и свои ценности, и как это соот-носится с «полюсами» «пассивная беспомощность - бессмысленное упрямство».
• Попросите участников привести примеры жизненных ситуаций, когда важно умение говорить «нет». В три года ребенок учится сопротивлению, и задача родителей - научить его делать это адекватно.
7. Сообщение ведущего: Дошкольный (3 года - 7 лет) – социальная ситуация развития дошкольника характеризуется существенным расширением спектра межличностных отношений, сохраняются в качестве наиболее значимых отношения с родителями. В этом возрасте ребенок начинает много играть со сверстниками, любит компании взрослых и детей. Предпочитает коллективные игры с правилами и ролевые игры в «жизненные ситуации». Умеет выражать свое недовольство не криками, а словами. Задает очень много вопросов. К шести годам его активный словарь составляет 2000 слов, он знает основные цвета и геометрические формы, способен схематично нарисовать фигуру человека, домик и т. д. Дети стремятся помогать по дому. Они уже много понимают в человеческих отношениях, ориентированы на сочувствие, их трудно заставить, но с ними легко договориться.
Ребенок замечает причинно-следственные связи, но может путать причину со следствием. Желаемое в его восприятии пока еще преобладает над действительным, бурно работает фантазия. При этом ребенок видит себя как центр происходящих вокруг событий, и, если происходит какое-то несчастье, ребенок склонен рассматривать себя как его причину.
Основная задача личностного развития - формирование инициативы. В благополучном варианте, когда ограничения взрослых разумны и последовательны, а наказания не приводят ребенка в ужас, инициативность добавляет к достигнутой на предыдущей стадии автономности качества предприимчивости, планирования и способности «атаковать» задачу из желания испытать себя. Если наказания непредсказуемы, и подавление инициативы носит тотальный характер, основной мотивацией в деятельности становится избегание неудач, а поведением управляют зависть к активным сверстникам и непреодолимый страх проявить себя. Это возраст, когда закладывается основа совести и моральной ответственности. Он усваивает семейные ценности. Главным новообразованием дошкольного возраста является формирование системы свойств, называемой комплексом готовности к школьному обучению. На психическое развитие каждого ребенка оказывают значительное влияние биологические и социальные факторы, являющиеся индивидуальными и неодинаковые у разных детей. К биологическим факторам развития, прежде всего, относится генотип, к социальным – стиль родительского воспитания, семейная среда и т. п.
8. Упражнение «Семейный альбом»
Цели:
• «Оживить» у участников воспоминая старшего дошкольного возраста.
• Помочь ощутить яркость и позитивную силу воспоминаний этого времени.
• Подчеркнуть важность сохранения воспоминаний, их значимость для формирования здоровой идентичности.
Инструкция:
• Попросите участников взять бумагу и ручку.
• Предложите им вспомнить, что с ними происходило в последнее лето перед тем, как они пошли в школу? Где и с кем они жили? Состав их семьи, как называли их близкие?
• Попросите их нарисовать портреты членов своей семьи.
• Уточните, что сходство с оригиналом не требуется. Главное, чтобы были изображены все члены семьи, которые были с участником в то время.
• На выполнение упражнения дается 10-15 минут.
Обсуждение в большой группе:
• Попросите участников посмотреть на свои рисунки и спросите их, всех ли членов своей семьи им удалось изобразить?
• Скажите, что желание из нескольких «фотографий» сделать одну может быть связано как с реальным чувством «единого целого» своей семьи в то время.
• Обратите внимание группы на то, что в этом упражнении для них могли быть какие- то неожиданности, чаще всего приятные: что-то, о чем они давно не думали или забыли, всплыло ярким и подробным воспоминанием.
• Спросите, кому из них удалось вспомнить свое домашнее имя.
9. Рефлексия, обратная связь.
Какие упражнения понравились, какие вызвали затруднение?
10. Ритуал прощания.
Глядя в глаза соседу сказать ему несколько добрых слов, поблагодарить за то, что произошло на занятии сегодня. Принимающий комплимент кивает головой и благодарит: "Спасибо, мне очень приятно!" - затем говорит комплимент своему соседу.