петрова светлана
Конспект занятия с элементами тренинга «Этапы развития ребенка». 2 часть
▼ Скачать + Заказать документы
Цели занятия :
• Особенности детей, находящихся на разных возрастных этапах.
• Возрастные кризисы ребенка и умение родителя менять способы обращения с ребенком по мере его роста.
• Причины и проявления отставания ребенка от возрастных норм.
Ожидаемые результаты: в результате занятия 1-2 потенциальные замещающие
родители должны:
- знать, как сохранять контакт с собственным детством и использовать его для
понимания чувств ребенка;
Публикация «Конспект занятия с элементами тренинга „Этапы развития ребенка“, 2 часть» размещена в разделах
- получить представление об этапах возрастного развития ребенка;
- иметь представления о трудностях и преимуществах каждого возраста;
- осознавать свои слабые стороны и уязвимые места как воспитателя детей разных
возрастов;
- понимать роль психологических потребностей в личностном развитии :
привязанность, безопасность, идентичность;
- развить умение распознавать и удовлетворять потребности детей разного возраста;
- признавать индивидуальные, культурные и этнические особенности детей.
Уважать различия.
Задания и цели домашнего задания:
• Ответить на вопросы анкеты «Забота о детях разного возраста»,
• «Понять, сколько времени и сил потребует воспитание ребенка того или иного возраста»,
• «Плюсы и минусы каждого возраста».
Структура занятия :
1. Знакомство «Снежный ком».
2. Выработка и принятие правил группы.
3. Информативный блок.
4. Упражнение «Необитаемый остров».
5. Информативный блок.
6. Упражнение «Башня неспроведливости».
7. Информативный блок.
8. Упражнение «Знакомство в слепую».
9. Информативный блок.
10. Упражнение «Кем бы я хотел быть?»
11. Рефлексия, обратная связь.
12. Ритуал прощания.
Материалы: бланки с таблицами, ручки или карандаши, мяч.
Ведущий тренинга : педагог-психолог Петрова С. А.
Ход занятия
1. Знакомство «Снежный ком» (придумать тренинговое имя и отличительную характеристику своей личности; сосед повторяет ваше имя и качество личности и т. д. по кругу).
2. Выработка и принятие правил группы. Участникам группы предлагается вспомнить правила группы.
3. Сообщение ведущего: Кризис 7 лет – переход ребенка от дошкольного к младшему школьному возрасту. Начало кризиса семилетнего возраста обычно совпадает с моментом поступления ребенка в школу. Стать школьником означает для него прикоснуться к жизни взрослых, то есть малыш впервые начинает осознавать свое общественное Я. Все это определяет, появление у ребенка новой психологической характеристики — уважения к самому себе.
Итак, самоуважение — основное новообразование кризиса 7 лет.
Старший дошкольник начинает стремиться к участию в жизни не только своей семьи, но и общества в целом, а наиболее близкий и способ реализации этого стремления — поступление в школу. Шести-семилетний ребенок стремится всячески продемонстрировать, что он уже стал взрослым, что он многое знает и понимает, он хочет постоянно участвовать в разговорах взрослых. Как правило, все это вызывает недовольство родителей, они постоянно одергивают малыша, призывая вести себя прилично.
Таким образом, мы с вами, уважаемые родители, вольно или невольно подавляем потребность ребенка - уважать самого себя.
Это происходит потому, что взрослые в своем внутреннем восприятии малыша, как правило, отстают от его реального развития.
Не получая со стороны взрослых возможности быть самостоятельным, ребенок ищет новые способы реализации возникшей потребности.
Он обнаруживает, что не может просто так выразить и высказать то, что он думает, поскольку, делая это, он вызывает чувство недовольства у взрослого.
Не получая возможности говорить прямо, ребенок начинает капризничать, привлекая к себе внимание взрослых доступными ему способами.
Здесь проявляется еще один разрыв, характерный для кризиса 7 лет.
С одной стороны, ребенок хочет казаться взрослым и самостоятельным, с другой, — использует для этого детские формы поведения.
Дорогие родители, вы уже имеете определенный опыт общения с ребенком в периоды кризиса и знаете, что все эти явления абсолютно нормальны и, более того, необходимы для дальнейшего психологического развития малыша.
Тем не менее, мы возьмем на себя смелость дать вам несколько несложных рекомендаций, как общаться с ребенком в этот непростой для него период:
• Поощряйте самостоятельность и активность ребенка. Постарайтесь взять на себя роль консультанта, а не запретителя. Помогайте ребенку в сложных ситуациях.
• Привлекайте ребенка к обсуждению различных «взрослых» проблем.
Поинтересуйтесь его мнением по обсуждаемому вопросу, внимательно выслушайте его, прежде чем критиковать.
Дайте ему возможность высказаться и тактично поправьте, если он в чем-то ошибается.
• Будьте готовы принять точку зрения малыша и согласиться с ним.
Это не нанесет ущерба вашему авторитету, зато укрепит в ребенке чувство самоуважения.
• Будьте рядом с ребенком, покажите, что вы понимаете и цените его, уважаете его достижения и можете помочь в случае неудачи.
• Поощряйте даже самый маленький успех ребенка на пути достижения цели.
• Отвечайте на вопросы ребенка.
Не отмахивайтесь от вопросов малыша, даже если вы неоднократно отвечали на них.
Ведь 6—7-летний возраст — это возраст почемучек, ребенку интересно буквально все, его любознательность не знает границ. Возможность получить ответы на все возникающие вопросы дает сильный толчок для интеллектуального и социального развития малыша.
• Будьте последовательны в своих требованиях.
Если вы что-то не разрешаете ребенку, то стойте на своем до конца.
В противном случае слезы и истерики станут для него удобным способом настоять на своем мнении.
Следите за тем, чтобы все окружающие предъявляли к ребенку одинаковые требования.
• Подавайте ребенку пример «взрослого» поведения. Не демонстрируйте при нем обиду и раздражение, недовольство другим человеком.
Соблюдайте культуру диалога. Помните, что ваш малыш в общении во всем подражает вам.
Младший школьный возраст (7 лет -11 лет) Школа - это выход в широкую социальную действительность, семья становится базой для совершения путешествий вовне. Ребенок вступает в самостоятельные отношения с детьми и взрослыми в процессе социально значимой и социально оцениваемой деятельности - учения. Раньше его любили просто за то, что он есть, теперь на отношение к нему влияют его достижения. В жизни ребенка появляются новые авторитеты («. а учительница сказала.»). Он начинает соотносить семейные ценности с социальными ценностями более широкого порядка. Постепенно у него формируется иерархия ценностей и мотивов поведения. Самооценка приобретает более реалистичный характер. К 12 годам завершается формирование коры головного мозга, и мыслительные возможности ребенка становятся потенциально равны возможностям взрослого. Дети в этом возрасте еще очень доверяют взрослым, в первую очередь родителям. Они ориентируются на оценку взрослых, стремятся заслужить похвалу, делятся важными переживаниями и секретами. Это - возраст действия, поиска твердых и однозначных убеждений, когда особое значение в межличностных отношениях приобретают кооперация и справедливость. Основная задача развития в личностном плане - формирование трудолюбия. Если раньше игра ребенка подчинялась принципу удовольствия, то теперь принцип работы учит его удовольствию от целесообразного завершения своего труда, который связан с усилиями. В неудачном варианте результатом школьного опыта становится чувство неполноценности. Если ребенок в отчаянии от своей неспособности справиться с учебными задачами или с отношениями со сверстниками, это приводит к отказу от деятельности и отторжению от своей группы, сопровождающимся чувством несостоятельности и неадекватности.
4. Упражнение «Необитаемый остров»
Цель: Осознать реальность социальной иерархии, которой в этом возрасте ребенок начинает придавать большое значение.
Инструкция:
• Предложите участникам сесть поудобнее, закрыть глаза и представить себя на необитаемом острове.
• Предложите им вообразить природу этого острова, ближайшие окрестности. Какие там деревья? Какие там животные и птицы? Какой климат на этом острове?
• Спросите участников, хорошо ли им в этом месте.
• Спросите их, сколько времени они хотели бы пробыть там в одиночестве.
• Готовы ли они принять у себя на острове гостей, и кого бы они согласились позвать в первую очередь?
• Скажите, что на разных концах острова расположены два дома. С кем из своих род-ственников или друзей они хотели бы поселиться в одном доме? Кого пригласили бы на остров, но поселили бы отдельно?
Методические рекомендации
• Данное упражнение проводится в режиме активного воображения: участники рабо-тают во внутреннем плане и по ходу упражнения не должны вслух отвечать ведущему.
• Упражнение «Необитаемый остров» отражает объективную социальную иерархию. «Необитаемый остров» - субъективные предпочтения в отношении разных людей.
Обсуждение в большой группе
• Спросите участников, приятно ли им было чувствовать себя хозяевами положения в этом упражнении, когда от них самих зависела дистанция в общении с другими людьми.
• Обратите внимание участников на то, что родственная близость не всегда означает близость душевную.
• Узнайте, были ли среди участников такие, кто никого не хотел бы вообразить на острове, кроме себя. Если да, то почему?
• Обратите внимание участников на то, что в этом возрасте рефлексия еще не сфор-мирована, и ребенок воспринимает свои отношения с другими как что-то от него не зависящее. Он не понимает, насколько человек в состоянии влиять на эти отношения.
5. Сообщение ведущего: Кризис 11-13 лет – это кризис социального развития. В литературе описан как "возраст второй перерезки пуповины", "негативная фаза полового созревания". Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Человеческое Я и мир разделены более, чем в иные периоды. Кризис относится к числу острых. Это важный период детства, ведущей в котором становится учебная деятельность. Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное рассуждающее мышление, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей.
Другим важным новообразованием этого возраста можно назвать умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что является важным качеством личности ребенка.
Подростковый возраст является одним из самых важных, существенно влияющим на дальнейшее развитие, критическим периодом в жизни человека. Он выступает в роли «переходного мостика» между детством и взрослостью.
Традиционно в качестве одной из основных причин возникновения выделяется половое созревание, которое влияет на психологический и психофизиологический облик, определяет его функциональные состояния (импульсивность, неуравновешенность, утомляемость, раздражительность). Оно создает основания для специфических тревог, связанных с физическим Я, образом тела и определяет соответствующую кризисную симптоматику.
Подростки как бы специально «нарываются» на запреты, преднамеренно «принуждают» родителей к ним, чтобы иметь возможность собственными усилиями раздвинуть рамки, задающие пределы их возможностям. Именно через это столкновение они узнают себя, о своих возможностях, удовлетворяют потребность в самоутверждении. В случаях, когда этого не происходит и подростковый период проходит гладко, бесконфликтно, то в дальнейшем можно столкнуться с двумя вариантами: с запоздалым, а потому особенно болезненным и бурным протеканием кризиса в 17–18 лет или с затяжной инфантильной позицией «ребенка».
Возможны два пути протекания кризиса:
Симптомы первого – это классические симптомы практически любого из кризисов детского возраста: строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, недооценка взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, протест-бунт. Некоторые авторы добавляют сюда также ревность к собственности. Для подростка требование не трогать ничего у него на столе, не входить в его комнату, а главное – «не лезть ему в душу».
Второй путь противоположен: это чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, возврат к старым интересам, вкусам, формам поведения.
Если «кризис независимости» – это некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил, то «кризис зависимости» – возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство защищенности.
Позитивный смысл подросткового кризиса заключается в том, что через него, через борьбу за собственную независимость, происходящую в относительно безопасных условиях и не принимающую крайних форм, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, у него не просто возникают чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и формируются способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями. Подростки обычно вызывают на себя много негативных эмоций со стороны окружающих взрослых. Они нетерпимы, несдержанны, демонстративны. Но они – наши дети, которые ждут помощи и поддержки от родителей. Как быть родителям, чтобы помочь своему подростку пережить это сложное время? Прежде всего, понимать и принимать позицию ребенка. Можно соглашаться с ней, а можно не соглашаться, но обязательно стараться понять, почему именно Ваш ребенок так поступил. Запретами в этом возрасте ничего не добиться, на запреты может быть единственная реакция – протест. Стараясь договориться с ребенком, Вы учите его обсуждать проблему, искать пути её разрешения. Только договариваясь, Вы поможете подростку не пойти на поводу у своей разрушительной энергии. Обязательно стоит оказывать поддержку в выполнении домашних заданий, поэтому, будьте искренни в своем желании помочь ребенку. Ведь внешне отвергая помощь родителей, на самом деле, подростки надеются и ждут помощи и поддержки только от своих пап и мам.
Младший подростковый (11, 12 лет - 15, 16 лет) Подростковый период - это возраст, который специалисты сравнивают со вторым рождением.
«Физиологическая революция». Бурный физический рост и половое созревание, полная перестройка иммунной и гормональной систем сопровождаются утомляемостью, вспышками раздражения, перепадами от бурной активности к подавленности.
Когнитивное развитие. Абстрактное мышление становится преобладающим. Развиты критичность, восприятие жизни становится более реалистичным. Появляются самостоятельные интеллектуальные интересы.
Психологическое развитие. Подобно тому, как в момент рождения происходило физическое отделение ребенка от матери, так в подростковом возрасте происходит психологическое отделение ребенка от семьи. Теперь особое значение для него приобретает общение со сверстниками и самостоятельность. Мнение сверстников и значимых для подростка людей начинает преобладать над авторитетом родителей. Подросток жаждет почувствовать себя отдельной, независимой личностью.
Все вышеперечисленные изменения разрушают ощущение личностной целостности. Мучительные поиски ответа на вопросы: кто я? - попытка эту целостность восстановить.
В подростковом кризисе идентичности возникает задача заново пройти все предыдущие критические моменты развития, решить все старые задачи, что именно такой выбор значим для самого подростка и для общества. Тогда социальное доверие к миру, самостоятельность, инициатива, трудолюбие создадут новую, зрелую целостность личности.
Недостаток внутренних ресурсов приводит к размытой идентичности, а именно:
• неопределенность социального положения и ожиданий;
• противоречивое поведение;
• неспособность сохранять постоянные личностные черты в разных ситуациях.
Невозможность четко ответить на вопрос «кто я?» естественным образом формирует
подспудный страх «я - никто!» и служит источником невроза.
«Трудные подростки» трудны, прежде всего, для самих себя.
6. Упражнение «Башня несправедливости»
Цели
• Почувствовать, что возможность, пусть даже в игровой форме, выразить гнев по поводу жизненных несправедливостей приносит некоторое облегчение.
• Осознать, что за разрушительной активностью ребенка всегда стоит ощущение несправедливости.
Инструкция
Строится башня из предметов: кубики; сумки; стулья; диванные подушки и т. п.
• Два участника по очереди произносят фразу «Несправедливо, когда.», заканчивая ее каждый по-своему. Одновременно с окончанием фразы, они с размаху сбивают один предмет с башни.
• Затем башня строится снова и выбирается та несправедливость, которая вызвала наиболее сильные чувства. Например, «несправедливо, когда тебя бросают».
• Участники «обрушиваются» на башню, посвященную этой главной несправедливости, и разрушают ее до основания.
Методические рекомендации
• Хорошо, когда в упражнении удается использовать большие и мягкие предметы, поскольку в этом случае участники могут вкладывать всю силу, сбивая предметы.
• Добейтесь, чтобы башня была как можно выше, и чтобы называемые несправедли-вости не были формальными.
Обсуждение в большой группе
• Спросите участников, которые разрушали башню, об их чувствах во время выполнения упражнения и после него.
• Если был кто-то, наблюдавший за этим со стороны, спросите, какие чувства испытывал этот человек: не испытывал ли он неловкости или дискомфорта, не было ли у него желания остановить происходящее.
• Обратите внимание группы на то, что существует социальный запрет на выражение злости, и, в то же время, людям нужно избавляться от подобных переживаний.
• Скажите слушателям, что одна из целей воспитания - это научить ребенка социаль-но приемлемым образом выражать свой протест.
7. Сообщение ведущего: Кризис 17 лет. Кризис 17 лет возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. При нежелании учиться и низкой успеваемости не все стремятся, потом пойти в технические колледжи, значительная часть из них идет работать. Если подросток выбрал для себя этот путь, переходный период (15 лет) превращается в ярко выраженный кризис, и кризис 17 лет, таким образом, смещается, наступает раньше в 15 лет.
Подростки, особенно во время кризиса, бывают циничны и достаточно откровенны, ясно формулируя свое жизненное кредо. Живя настоящим, они не всегда четко планируют будущее, и период юности для них будет, скорее всего, временем проб и ошибок. Но и им обычно свойственны элементы той духовности, против которой они протестуют, — например, стремление к глубокому чувству. Если интеллект высок, они достаточно критичны к своему характеру, причинам низкой успеваемости в школе.
Одиннадцать классов кончают более благополучные дети. Но в 17 лет кризис протекает не менее остро, чем в 15.
Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, характерны различные страхи. Ответственность перед собой и своими родными за выбор — уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей — перед армией. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций. Может начаться обострение гастрита, нейродермита или другого хронического заболевания.
Индивидуальные различия в переживании кризиса 17 лет велики. Но даже если выпускник мало тревожен и все складывается для него удачно, резкая смена образа жизни, включение в новые виды деятельности, общение с новыми людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Помогают адаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе, чувство компетентности.
8. Упражнение «Знакомство в слепую»
Цели
• Упражнение направлено на активное групповое и межличностное взаимодействие. Физический контакт с малознакомыми людьми, буквальная зависимость требуют доверия к другим, определенной уверенности в себе и способности рисковать.
• Понимание того, что стандарты и границы в общении защищают нас, но без радостей и риска непосредственного общения жизнь была бы скучной. Это то, что подростки ищут в отношениях с людьми.
Инструкция
• Предложите участникам разделиться на две группы, равные по количеству человек.
• Одна подгруппа образует круг, повернутый лицом вовне, и закрывает глаза.
• Каждый участник второй подгруппы подходит к участнику первой подгруппы, сто-ящему с закрытыми глазами, так чтобы образовались пары.
• Предложите участникам, у которых закрыты глаза, протянуть руки вперед и начать осторожно ощупывать тех, кто стоит напротив. Задача - узнать, кто перед ними, или хотя бы составить представление о партнере, на основе осязательных ощущений.
• Скажите группе, что, если у участников, к которым прикасаются, возникает протест или дискомфорт, они могут отступить или остановить партнера рукой, но без слов. (У участника, к которому прикасаются, глаза открыты, и у него есть возможность для маневра.)
• Предложите начать выполнять упражнение и скажите, что на его выполнение отво-дится 2-3 минуты.
• Участники, узнавшие партнера, могут открыть глаза раньше.
Методические рекомендации
• Очень важно обеспечить, чтобы участники, стоящие с закрытыми глазами, не от-крывали их до конца упражнения.
• Участники должны сначала внимательно выслушать инструкцию и начать действо-вать строго по вашему сигналу.
• Очень важно, чтобы участники, у которых глаза открыты, не разговаривали!
Обсуждение в большой группе
• Спросите участников, какие чувства у них возникали (волнение, удовольствие, не-ловкость).
• Удалось ли им угадать своего партнера?
• Как меняется восприятие внешности другого человека, «увиденного» руками?
9. Сообщение ведущего: Поиск спутника жизни и профессиональное самоопределение являются основными задачами юности.
Если предшествующие стадии личностного развития пройдены успешно, молодой че-ловек не испытывает страха перед близостью с другими. Он способен оставаться собой в любых ситуациях: когда личность имеет устоявшиеся черты, чужое влияние не представляет угрозы.
Желание сохранять дистанцию, не пускать на свою «территорию», в свой внутренний мир служит антитезой близости - и представляет собой попытку сохранить неустойчивое личностное равновесие, платой за которое становится одиночество.
Выбор профессии, места жительства, обретение финансовой самостоятельности или хотя бы источника личных доходов - это глобальные задачи, встающие перед молодым человеком. Их решение требует участия и поддержки со стороны взрослых, но не в той форме, в которой она оказывалась в детстве.
10. Упражнение «Кем бы я хотел быть?»
Цели
• Помочь понять слушателям, насколько важна в юношеском возрасте поддержка и понимание взрослых, а не подавление.
• Подчеркнуть, как важно для взрослых не путать разумное руководство с давлением.
Инструкция
• Раздайте участникам по листку бумаги и ручки.
• Попросите их письменно в режиме индивидуальной работы ответить на три вопроса.
- Кем вы хотели быть в юности, была ли у вас мечта?
- Нравится ли вам ваша работа?
- Назовите три вида деятельности, в которых вам было бы интересно попробовать свои силы. Кем бы вам хотелось побыть, если бы это было возможно, что испытать?
• Когда участники ответят на вопросы, попросите их разделиться на пары и обсудить с партнером эту тему. На каждого участника отводится по 3 минуты.
• Попросите высказаться кого-либо из тех, кому в большой степени удалось воплотить свою мечту и кто испытывает по этому поводу удовлетворение.
• Спросите, есть ли в группе кто-то, кто до сих пор сожалеет о том, что по каким-то причинам (например, родители не позволили) не смог стать тем, кем хотел. Если такой человек есть, попросите его сказать о своих чувствах. Уточните, собирается ли он сделать что-нибудь, чтобы реализовать это желание, или предпочитает сожалеть о несбывшемся.
• Скажите участникам, что в юношеском возрасте вопрос самоопределения - один из главных, и поддержка взрослого в это время очень важна. Молодому человеку может просто не хватить опыта и знаний для правильного выбора. С другой стороны, излишнее давление может привести к тому, что он пойдет не по своему пути, а по вашему.
11. Рефлексия, обратная связь.
Какие упражнения понравились, какие вызвали затруднение?
12. Ритуал прощания.
Глядя в глаза соседу сказать несколько добрых слов, поблагодарить за то, что произошло на занятии сегодня : (аккуратен, отвечал хорошо, интересно рассказал) либо отметить качества, которые в нем привлекательны (умный, красивые глаза, волосы и пр.). Принимающий комплимент кивает головой и благодарит: "Спасибо, мне очень приятно!" - затем говорит комплимент своему соседу.