Приложение МААМ

Этапы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по формированию основ безопасности жизнедеятельности

Пушкина Анна Сергеевна
Этапы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по формированию основ безопасности жизнедеятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Этапы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности дошкольника

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Данный возраст характеризуется повышенной любознательностью и попыткой узнать окружающий мир самостоятельно. Недостаточное воспитательное воздействие, как самих родителей, так и воспитателей нередко является причиной детского травматизма. Задача нас, педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Необходимо создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности

Публикация «Этапы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по формированию основ безопасности жизнедеятельности» размещена в разделах

Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать.

Основы безопасности жизнедеятельности - это единая, непрерывная система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежащий уровень подготовленности человека в области безопасности жизнедеятельности, сохранения и укрепления своего здоровья.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в целевых ориентирах прописано, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен пытаться самостоятельно объяснять поступки людей, обладать начальными знаниями о социальном мире, в котором он живет, быть способным к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, и может соблюдать правила безопасного поведения.

Эти требования отражены в образовательной программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (М. : Мозаика-Синтез, 2015). Анализируя программные задачи образовательной области «Безопасность», раздел «Безопасность собственной жизнедеятельности», следует отметить последовательное усложнение программных требований в зависимости от возраста детей.

Во второй группы раннего возраста (от 2 до 3 лет) стоят задачи: знакомить с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами; знакомить с понятиями «можно-нельзя», «опасно»; формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой.

В младшей группе - знакомить детей с источниками опасности дома (горячая плита, утюг и т. д.); формировать навыки безопасного передвижения в помещениях (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила, открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку); формировать умение соблюдать правила в играх с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос, не брать их в рот). Развивать умение обращаться за помощью к взрослым.

Формировать навыки безопасного поведения в играх с песком, водой, снегом.

Задачами формирования безопасности собственной жизнедеятельности в средней группе являются:

Знакомить с правилами безопасного поведения во время игр. Рассказывать о ситуациях, опасных для жизни и здоровья.

Знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, электрочайник, утюг и др.).

Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож, ножницами.

Знакомить с правилами езды на велосипеде.

Знакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми.

Рассказывать детям о работе пожарных, причинах возникновения пожаров и правилах поведения при пожаре.

Старшая группа:

Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека.

Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.).

Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.). Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами.

Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Знакомить с работой службы спасения — МЧС. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03».

Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.

Учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.

Подготовительная к школе группа:

Формировать у детей представления о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды (электроприборы, газовая плита, инструменты и бытовые предметы). Закреплять правила безопасного обращения с бытовыми предметами.

Закреплять правила безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, катание на санках, коньках, лыжах и др.).

Подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности, учить оценивать свои возможности по преодолению опасности.

Формировать у детей навыки поведения в ситуациях: «Один дома», «Потерялся», «Заблудился». Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.

Расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи. Уточнять знания о работе пожарных, правилах поведения при пожаре. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03».

Закреплять умение называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.

Этапы реализации данных задач:

1 этап – диагностика, уточнение представлений детей о правилах поведения в быту, социуме, есть ли у них личный опыт, на который в дальнейшем может опереться воспитатель (заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности);

2 этап – расширение первоначальных представлений, накопление новых знаний;

3 этап - закрепление полученных знаний и формирование осознанного отношения к соблюдению правил безопасности (ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила);

4 этап - на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями;

5 этап - развитие чувства контроля и самоконтроля. Эти качества во многом помогают ребенку правильно ориентироваться в создавшейся ситуации.

Работа по формированию основ безопасности должна быть систематической. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. В работе необходимо использовать различные формы взаимодействия с детьми.

В часы утреннего приёма проводятся «минутки безопасности»; Показ коротких серий мультфильма «Аркадий Паровозов»,«Фиксики» и т. д. По окончании просмотра обязательно проговариваем, проигрываем эти ситуации.

Важным моментом освоения дошкольниками знаний и умений безопасного поведения считается ситуативно-имитационное моделирование. Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения (Как вести себя если ты остался один дома? Можно ли открывать дверь незнакомым людям? и т. д, имитация действий с потенциально опасными бытовыми предметами дают возможность формировать опыт безопасности («Опасные предметы»).

В ходе утренних и вечерних прогулок организуются наблюдения, позволяющие выявить потенциальные опасности на участке детского сада, познакомить детей с моделями безопасного поведения при осуществления различных видов деятельности. При проведении подвижных игр делается акцент на аспектах безопасности осуществления двигательной деятельности в разные сезоны года

Ознакомление с художественной литературой: - литература заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни.

Примером для детей служат литературные произведения:

-сказки: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кот, петух и лиса», «Красная Шапочка», «Семеро Козлят и серый волк», «Белоснежка»

-рассказы: «Рассказ о неизвестном герое» С. Я. Маршака, Е. Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял»; С. Михалков «Дядя Степа»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Электрическая лампочка». - Е. Хоринская «Спичка-невеличка»; Г. Остер «Вредные советы» др.

Как указывается в современных исследованиях по обучению детей безопасному поведению «… большинство известных сказок содержат хотя бы один элемент грубого нарушения правил персональной безопасности». Например, Красная Шапочка пошла через лес, и не задумалась о незнакомых людях. Семеро Козлят открыли двери постороннему.

- Что могло произойти с Красной Шапочкой?

- Знали ли Козлята, что с ними случится, когда они откроют двери волку?

- Вы бы стали пускать в дом незнакомых людей?

Поэтому в своей работе, на примере литературных персонажей, анализируем их поведение и поступки, решаем, как бы сами поступили в данной ситуации. Мотивируем детей на развитие дискуссии, искусственно создаём препятствия стимулирующие развитие ситуации.

Использование ИКТ (интерактивных досок, компьютеров, аудионосителей) – неотъемлемая часть проведения данных мероприятий. Применение компьютерной техники позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать её нетрадиционной, яркой, насыщенной, помогает использовать разные способы подачи нового материала. Дети имеют возможность смотреть обучающие фильмы: «Уроки тетушки Совы», «Уроки Аркадия Паровозова», «Барбоскины» «Лунтик» и др.

Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами, организованными в единый педагогический процесс.

Особое место в организации образовательного процесса по разделу “Безопасность” занимает сотрудничество с семьей. Особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам содержанию образовательной работы в группе. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Информирование родителей и стимулирование их активного участия в образовательном процессе ДОУ происходит в ходе заседаний родительского клуба, тематических бесед, индивидуальных консультаций, с помощью информации в “уголках родителей”, отражающих текущие события, несущие конкретные знания и рекомендации по освоению детьми раздела “Безопасность”.

Всё, чему учат взрослые детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике. Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. 1) Надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком нормах поведения. 2) Научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте. 3) Развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Публикации по теме:

«Уголок безопасности» как форма взаимодействия с семьей по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности«Уголок безопасности» как форма взаимодействия с семьей по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности Здравствуйте, друзья и гости странички. Спешу поделиться с Вами очередной публикацией из опыта работы. Недавно у нас в группе прошла «Неделя.

Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.

Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе»Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе» Никому не секрет, что количество детей в сельских детских садах сильно отличается от городских садов. К большому сожалению, молодёжь уезжает.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУПсихолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

Перспективный план работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности. Старший дошкольный возраст Основной целью, главной задачей любого цивилизованного общества, является обеспечение здоровья и сохранение жизни детей. В практику дошкольных.

Планирование воспитательно-образовательного процесса с детьми средней группы на прогулке осенью 1. Месяц/неделя 2. Наблюдения 3. Беседа 4. Трудовая деятельность 5. Подвижные игры 6. Дополнительно Сентябрь 1 неделя Наблюдение за сезонными.

Планирование воспитательно-образовательного процесса с детьми средней группы на прогулке весной Март 1 неделя Наблюдение за погодой Цель: - закреплять знания о сезонных изменениях в природе. - воспитывать наблюдательность. Наблюдение.

Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий, обеспечивающих высокий уровень языковой.

Сценарий кукольного спектакля по формированию основ безопасности жизнедеятельности «Сундучок с секретом» Кукольный спектакль для детей Действующие лица:[/b Ведущий 2 злодея в масках (взрослые) Мышка Лягушка Ёжик Лиса Волк Медведь Полицейский.

Опыт работы «Робототехника как средство решения воспитательно-образовательного процесса»Опыт работы «Робототехника как средство решения воспитательно-образовательного процесса» Введение «ФГОС ДО» обязало нас создать образовательную модель, в основу которой вошли развивающие, игровые и информационно-коммуникативные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Этапы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по формированию основ безопасности жизнедеятельности
Опубликовано: 18 мая 2021 в 15:37
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Этапы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по формированию основ безопасности жизнедеятельности» (включая файлы) размещена пользователем Пушкина Анна Сергеевна (УИ 1412630) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД