Бахинская Ю В
Консультация для родителей «Эта нужная артикуляционная гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители!
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он понятно может выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться о совместной деятельности. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.
Публикация «Консультация для родителей „Эта нужная артикуляционная гимнастика“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации для родителей
- Темочки
Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.
Артикуляционная гимнастика - это совокупность упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умения объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования основных звуков и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
При отборе материала для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность - идти от простых упражнений к более сложным. проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме.
В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляется последовательно, с паузами перед каждым новым движением, чтобы взрослый мог контролировать качество движения, а ребенок - ощущать, осознать, контролировать и запоминать свои действия.
Артикуляционные упражнения выполняются перед зеркалом. в случае, если с ребенком занимается мама, ей лучше всего накрасить губы яркой помадой - это привлечет внимание малыша. мама садится с ребенком перед зеркалом, и, глядя на свои отражения, они вместе играют в лягушат, обезьянок или котят, которые лакают молоко.
Для детей более старшего возраста артикуляционные упражнения объединены в комплексы. Дети постепенно вырабатывают артикуляционные уклады, необходимые для произношения определенных групп звуков (свистящих "С", "З", "Ц", шипящих "Ш", "Ж", "Ч", "Щ", сонорных "Л", "Р").
После того, как ребенок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребенка (ощущения движения и положения органов артикуляционного аппарата). С помощью наводящих вопросов взрослого ребенок определяет, что делает его язык (губы, где он находится, какой он (широкий, узкий) и т. д. Это дает детям возможность делать свои первые "открытия", вызывает интерес к упражнениям, повышает их эффективность.
Каждому упражнению в соответствии с выполненным действием дается название (например, движения широкого кончика языка за верхние и нижние зубы - "Качели", к нему подбирается картинка-образ. Картинка служит ребенку образцом для подражания какому-либо предмету или его движениям при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики.
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, желательно 2-3 раза в день, чтобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными. Упражнение не должно доводить орган до переутомления. Первым признаком утомления является снижение качества движения, что и служит показанием к временному прекращению данного упражнения.
Из выполняемых трех упражнений новым может быть только одно, два других даются для повторения и закрепления.
Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не все будет получатся с первого раза. Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой - залог успеха.
В игре обязательно должен присутствовать элемент соревнования, должны быть награды за успешное выполнение упражнений. для красочного и забавного оформления игры-занятия используются картинки. игрушки, сказочные герои, привлечение стихотворных текстов.