Евгения Анатольевна Шаура
Эстетическое воспитание дошкольника в семье
▼ Скачать + Заказать документы
В становлении личности человека, его развитии велико влияние искусства. В книге педагога из г. Душанбе Ю. Н. Хижняк «Как прекрасен этот мир» есть удивительные слова, обращенные к нам, взрослым:
«Когда ушла моя юность и пришла зрелость, я поняла, что влияние красоты на душу человека огромно. Если научить ребенка видеть и понимать ее, анализировать, размышлять о ней, наслаждаться ею, он вырастит совершенным гармонично развитым человеком, который сделает таковыми же свои отношения с другими людьми, свою работу, творчество, увлечения, семью».
/Д. М. Чумичева «дошкольникам о живописи»
Публикация «Эстетическое воспитание дошкольника в семье» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Москва. «Просвещение» 1992 г. /
А может ли человек прожить жизнь, не общаясь с искусством?
- Наверное, может.
Можно ли общаться с искусством на уровне собственного неразвитого вкуса, воспринимая искусство как получится?
- Тоже можно.
Но только прогрессивное искусство несет нем все нормы лучшего в мире. И передаются они голосом художника, который говорит на определенном языке:
актер, писатель и поэт – языком слова
художник - языком живописи
композитор - языком музыки
Мы все хотим, чтобы наши дети были счастливы. Поэтому, если в жизнь человека с детства лучшим другом войдет искусство, он никогда не будет одинок, и будет уважать себя за то, что он Человек.
Без воспитания эстетически грамотных людей, без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал, невозможно становление цельной, гармонично развитой и творчески активной личности.
Нельзя желать положительного результата там, где с утра до ночи не выключается радио, телевизор, прокручивают музыку так громко, что дрожат стены. Об эстетическом наслаждении музыкой здесь не приходится говорить, и кроме нервного перенапряжения ребенок ничего не получит.
Хорошо если в вашем доме звучит не только легкая, но и классическая музыка: оттого, какая музыка «шлифует» слух ребенка во многом зависит развитие его музыкального вкуса.
Большое значение имеет воспитание у детей наблюдательности, умение видеть, рассматривать, отдавать себе посильный отчет в увиденном.
Смотрят же люди вокруг себя очень различно. Один посмотрит – ничего особенного не увидит. Другой увидит характерное, отличительное от других предметов. Поэтому систематическое поощрение ребенка к наблюдениям – одно из наиболее эффективных средств в эстетическом воспитании.
Например, можно сделать это так: спросить ребенка после прогулки, что он видел сегодня интересного! И самим вспомнить красивый восход солнца, удивительно яркие листья на асфальте, теплый дождик. Дети с удовольствием включаются в эту игру.
Любая экскурсия с детьми на природу, прогулки по городу, в парк имеют большое познавательное значение для детей, но не надо забывать и об эстетическом воспитании.
Правильно делает мама, когда говорит: «Какое сегодня красивое небо. А облака похожи на фантастических животных, а вот это на зайчика, бегущую лошадку, птицу с распростертыми крыльями».
Или, прогуливаясь по осеннему лесу, обращаем внимание на листочки осины. У осины они становятся совсем темно – красными, у березы золотистые, а у клена особенно яркие. И как красивы все эти оттенки вместе в лесу.
Надо обращать внимание детей на особенности и красоту отдельных зданий в городе, на их различия.
Восприятие всего этого ребенком, эстетические чувства, вызываемые окружающим, имеют большое значение в пробуждении и укреплении любви ребенка к родному краю, к своему городу, к своей стране.
Важный аспект семейного воспитания – изобразительное искусство.
К нему ребенок впервые начинает приобщатся в семье. Именно в семье начинают формироваться его первичные взгляды, художественные чувства, вкусы.
В большинстве случаев у ребенка те же критерии отношения к искусству, которые были приняты в семьях.
Пренебрежение искусством, принятое и утвердившееся в семье, как правило передается и следующим поколениям.
Приобщение детей к изобразительному искусству осуществляется с помощью разнообразных форм:
посещение музеев, театров,
мастерских художников,
экскурсии в природу,
изготовление карнавальных костюмов,
занятия живописью, графикой, лепкой, декоративно – прикладным искусством,
коллекционирования репродукций полотен художников,
изучение их биографий.
Детям необходимо создать условия для занятий изобразительной деятельностью. Немаловажное значение имеет качество материалов, которыми пользуется ребенок для своих рисунков и поделок.
Купите ребёнку альбом, краски, обязательно качественные кисти. Хорошие материалы доставят вашему ребёнку большую радость и наслаждение.
Когда в семье растут дети, эстетические формы совместного досуга могут стать одной из очень действенных форм укрепления семьи.