Людмила Зверева
Консультация для родителей «Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в трудовой деятельности в семье и детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
«Нравственно-эстетическое воспитание ребенка
в трудовой деятельности в семье и детском саду»
Публикация «Консультация для родителей „Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в трудовой деятельности в семье и детском саду“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Гармоническое развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и эстетического воспитания. Понятия этики и эстетики в педагогическом процессе всегда тесно взаимосвязаны. Действительно нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «правдивое» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе и людях.
Прививая детям чувство прекрасного, формируя у них первые нравственные представления средствами игровой деятельности как условие успешной реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ФГОС ДО, воспитатель стремится, прежде всего, развить у них свое отношение к тому, или иному явлению искусства или действительности. Это помогает сформировать у детей нравственно-эстетическое отношение. В ходе этого процесса ребенок приобретает первоначальный эмоциональный опыт, который помогает ему строить отношения с окружающими его людьми, формируется способность к эмоциональному сопровождению (осуждению зла, одобрения прекрасного). Возможность применения полученных знаний, что проявляется в культуре поведения, в жизненных ситуациях, возникающих в детском саду, семье.
Приобщение детей к миру взрослых людей, к миру чувств и переживаний - задача, которую человечество решает с того времени, когда стала осознаваться необходимость в передаче опыта последующему поколению. Без помощи взрослых, педагогов, родителей детям трудно ориентироваться в современном мире человеческих отношений. Оптимальным вариантом является игровая деятельность.
Труд представляет совместную деятельность детей. Общие интересы, задания, совместные действия в трудовой деятельности способствуют воспитанию положительных взаимоотношений, развивают умения и навыки, стимулируют развитие нравственно-эстетического отношения. Трудовые процессы ненавязчиво разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь детей радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха и хорошее настроение. Трудовые поручения, коллективный труд в природе развивает познавательную, эмоциональную сферу, формирует коммуникативные навыки. В нем расширяются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнёрства, дружбы, товарищества. В процессе труда познаётся и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей. В результате у детей формируется потребность помочь другому, стремление преодолеть трудности.
В средней группе перед воспитателем стоят ответственные задачи: формировать у детей произвольное поведение, т. е. умение сосредоточить свое внимание на указаниях и пояснениях воспитателя. Важно правильно объединять детей, учитывая тип их активности, а так же влияние, которое они будут оказывать друг на друга. Правильно организуя воздействие дошкольников для совместной трудовой деятельности, оказания помощи друг другу, можно создать хорошую основу для возникновения и развития позиции ненасилия, формирования представления у детей о радости и огорчении, дружелюбии и враждебности, доброте и злости.
Ребенок должен свободно выражать свои чувства во взаимодействии с другими детьми, а также умение чувствовать другого, сопереживать ему. Неумение открыто выражать эмоции порождает у ребенка недовольство собой, снижение чувства значимости своего «я», самооценки. Такие дети чаще всего не могут заявить о своих желаниях, что способствует замкнутости и зависимости от поведения и выбора других детей.
Воспитатель совместно с родителями развивает у детей способность понимать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других детей в процессе трудовой деятельности. Ребенок учится помогать родителям и воспитателю, младшим детям, выполнять посильные трудовые поручения, привыкает считаться с окружающими, делиться игрушками, книгами и т. д. Именно в привычных поступках, отвечающих принятым в нашем обществе нормам, формируется характер ребенка. Овладевая трудовыми навыками, ребенок учится ставить цель, довести начатое дело до конца. В дошкольном возрасте ребенок в состоянии осмыслить правила поведения, которым его учат в детском саду и дома, например: входя в помещение следует переобуться, потому что взрослые моют пол и их труд нужно уважать.
В дошкольном возрасте воспитываются навыки и умения трудовой деятельности следующими методами и приемами: показ, побуждение к подражанию, объяснение, как надо действовать, а как нет. Не теряет своего значения одобрение трудовых успехов.
Привлекая ребенка к посильному домашнему труду, родители стараются подчеркнуть, что своим участием, он оказывает помощь старшим, используют каждый удобный случай для того, чтобы дать ребенку почувствовать его сопричастность к делам семьи. Он горд тем, что взрослые всерьез принимают его помощь. Ребенок уже может помогать накрывать на стол, уносить посуду после еды, с помощью взрослых кормить домашних животных, поливать комнатные цветы. Систематически привлекая ребенка к трудовым поручениям, мы воспитываем привычку оказывать помощь окружающим. Так формируется заботливость, самостоятельность. С помощью взрослых дети могут вытирать пыль, стирать одежду куклы, мыть игрушки.
В этом возрасте укрепляются навыки самообслуживания (уметь есть аккуратно, пользоваться салфеткой, полностью одеваться и раздеваться, застегивать пуговицы, завязывать шнурки, умываться, правильно пользоваться полотенцем). При обучении наряду с показом большое значение имеет объяснение; умение заинтересовать ребенка, вызвать желание быть самостоятельным.
Таким образом, именно совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка является наиболее эффективным средством нравственно-эстетического воспитания дошкольников. А сотрудничество детского сада и коллектива родителей делает этот процесс наиболее успешным.
Литература:
1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ Р. С. Буре, Г. Н. Година, А. Д. Шатова 1989г.
2. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста/ Петерина С. В. 1986г.
3. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Г. Н. Пантелеева 1989г.
4. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду / А. М. Виноградова, Г. Н. Година, С. А. Козлова 1987г.
5. Посеешь привычку - пожнешь характер: Пособие для воспитателей детского сада 1980-95гг. Каплан Л. И.
6. Педагогика ненасилия в детском саду Методическое пособие / Маралов В. Г. 2009г.
7. Развитие социальной уверенности у дошкольников/ Е. В. Прима,