Людмила Коваленко
Городское родительское собрание «Профилактика асоциального поведения ребенка-дошкольника в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Психолог: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады Вас видеть на нашем общегородском собрании. И сегодняшнюю нашу встречу мне хотелось бы начать с этой старой мудрой христианской притчи лишь потому, что все начинается с нас самих. Мы сами решаем какими мы будем, какой будет наша семья и каким будет наше общество.
Христианская притча «Пророк и длинные ложки»
Один правоверный пришёл как-то к пророку Элиасу. Его очень волновало, что такое ад и рай, потому что он хотел жить праведно.
— Где ад и где рай?
Публикация «Городское родительское собрание „Профилактика асоциального поведения ребенка-дошкольника в семье“» размещена в разделах
С этим вопросом человек обратился к пророку, но Элиас не ответил. Он взял вопрошавшего за руку и повёл тёмными переулками во дворец. Через железные врата они вошли в большой зал со множеством народа, бедными и богатыми, в лохмотьях и драгоценных одеяниях. Посреди зала стоял на огне огромный котёл, в нём кипел суп. От варева шёл приятный запах по всему залу. Вокруг котла толпились люди с впалыми щеками и бессмысленными глазами, стараясь получить свою порцию супа.
Спутник пророка Элиаса поразился, когда увидел у них в руках по ложке, величиной с них самих. Вся ложка была из металла, раскалённая от супа, и лишь на самом конце черенка имелась деревянная ручка. С жадностью голодные люди тыкали своими ложками в котле. Каждый хотел получить свою долю, но никому это не удавалось. Они с трудом вытаскивали тяжёлые ложки из супа, но так как те были слишком длинными, то и сильнейшие не могли отправить их в рот. Слишком ретивые обжигали руки и лицо и, охваченные жадностью, обливали супом плечи соседей. С руганью они набрасывались друг на друга и дрались теми же ложками, которыми могли бы утолить голод.
Пророк Элиас взял своего спутника за руку и сказал: «Вот это — ад».
Они покинули зал и вскоре уже не слышали адских воплей. После долгих странствий по тёмным коридорам они вошли в другой зал. Здесь тоже было много людей, сидящих вокруг. Посреди зала стоял котёл с кипящим супом. У каждого было по такой же громадной ложке в руке, какие Элиас и его спутник уже видели в аду. Но люди были упитанными, в зале слышались лишь тихие довольные голоса и звуки окунаемых ложек. Люди подходили парами. Один окунал ложку и кормил другого. Если для кого-нибудь ложка оказывалась слишком тяжёлой, то сразу же другая пара помогала своими ложками, так что каждый мог спокойно есть. Как только насыщался один, его место занимал другой.
Пророк Элиас сказал своему спутнику: «А вот это — рай!»
P.S. : «Ад» — это работа рядом друг с другом, но против друг друга; каждый — только за себя самого и против других. «Рай», напротив, предполагает готовность вступать в позитивные отношения с другими. Обе группы — люди в раю и люди в аду — имеют одинаковые или похожие проблемы. Но живут ли они в раю или в аду, зависит от того, как они эти проблемы пытаются решить. Рай и ад — в нас самих. Мы имеем возможность выбирать!
Ещё совсем недавно словосочетания «трудный ребёнок», «отклоняющееся поведение» относили в основном к подросткам. В последнее время всё чаще стали говорить и писать об асоциальном поведении младших школьников и детей дошкольного возраста. У дошкольников чаще всего встречаются такие формы социально не одобряемого поведения, как ложь, воровство, сквернословие, прямая физическая агрессия (дерутся, толкаются, кусаются, плюются). Поэтому назрел вопрос поговорить о профилактике асоциального поведения дошкольника и его семье.
Здоровый, психологически благополучный ребёнок не осложняет жизнь себе и окружающим разного рода девиациям.
Девиантность – это отклонение от нормы. Когда данный термин используется в характеристике поведения ребенка, это означает, что его поступки не вписываются в общепринятые рамки, выходят за пределы установленных норм.
В дошкольном возрасте существует такое понятие как «Отклоняющееся поведение». Его характерные признаки:
Непослушание Шалость Озорство Проступок Негативизм Упрямство Капризы Своеволие Грубость Недисциплинированность Агрессия, правонарушения (воровство).
Иногда нам кажется – ну пошалил ребенок, ну совершил какой-то проступок, нагрубил и прочее. Значит ли это, что ребенок ведет себя асоциально? Нет.
В большинстве случаев такое поведение в дошкольном возрасте не является абсолютным нарушением и легко корректируется родителями и педагогами. В некоторых случаях отклонения требуют консультации психолога. В дошкольном детстве закладываются предпосылки возможных поведенческих отклонений, и именно этот период является благоприятным к педагогическим воздействиям. Следовательно, в этот период жизни ребенка наиболее эффективны профилактические меры.
Цель детского сада в работе по данной проблеме:
- Эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка;
- Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии;
- Сформировать способности и желание учиться.
При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это не те дети, что были вчера.
И мне бы хотелось поделиться опытом своей работы по профилактике и коррекции асоциального поведения детей дошкольников.
Чтобы выявить детей «группы риска» и помочь им, мы начали обследование детей старшего дошкольного возраста и их семей.
Я, как педагог-психолог, с согласия родителей (законных представителей, провела исследование детей старшего дошкольного возраста, используя графическую методику «Кактус» и тест по «Методике диагностики показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки. Кроме того, с целью выявления агрессивности у ребенка в группе детского сада я использовала специальную анкету, разработанную для воспитателей (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М., 1992).
Анкета для воспитателей Критерии агрессивности у ребенка (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М., 1992)
1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
7. Он не прочь подразнить животных.
8. Переспорить его трудно.
9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
12. Часто не по возрасту ворчлив.
13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
16. Легко ссорится, вступает в драку.
17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.
Высокая агрессивность – 15-20 баллов.
Средняя агрессивность – 7-14 баллов.
Низкая агрессивность – 1-6 баллов.
После обследования детей мы провели анализ социальной характеристики семей воспитанников. Карты заполняют сами родители. В картах отображается состав семьи, образовательный уровень родителей, возраст, профессиональный статус. Такое обследование мы проводим ежегодно в начале учебного года.
СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ СЕМЬИ МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №19 «ЗЕМЛЯНИЧКА»
Ребенок : ___
№
п/п Критерии Содержание
1. Дата рождения
2. Мама
3. Папа
4. Гражданство
5. Адрес: Прописка:
Проживание:
6. Телефон: домашний:
мамы:
папы:
другой:
7. Братья/сестры
(дата рождения)
8. Образование мамы
9. Образование папы
10. Место работы мамы, должность
11. Место работы папы, должность
12. Занятость ребенка в свободное время (кружки, секции и т. д.)
На основе анализа результатов психологического мониторинга определяем пути решения проблемы, проектируется просветительская, развивающая, коррекционная работа с дошкольниками, родителями и педагогами.
агрессивных 13%, драчливых 11%, тревожных 6%, неконтактных детей 5%.
Всего 35% детей с отклоняющимся поведением, дети «группы риска»
Модель взаимодействия участников образовательного процесса по преодолению асоциальных форм поведения :
Для педагогов я провожу:
• практические занятия по обучению методам и приемам развития социально - коммуникативных навыков «Давайте жить дружно»;
• сплочение коллектива группы;
• повышению мотивации и адресной помощи в отношении конкретных детей - агрессивных, тревожных и др. ;
• психологическое просвещение педагогов по развитию социально - коммуникативных навыков детей;
• комплексы занятий по психогимнастике;
• консультации на тему «Почему ребенок дерется»,
«Гиперактивный ребенок. Что делать?»
Что мы делаем для родителей :
Мы стараемся донести до родителей, что им необходимо жить жизнью детей, постоянно быть вместе. Иначе потом, в пору переходного возраста, будет поздно. Не будет контакта - ребенок уйдет на улицу, а там…Представим одинокого ребенка на незнакомой, неведомой ему улице. Поэтому в нашем детском саду работа с родителями проходит в форме
• семинаров – практикумов на темы: «Почему ребенок не слушается», «Осторожно, компьютер!»
• круглых столов на темы: «Проблемы детей и проблемы родителей»,«Девиантное поведение – что это?»;
• психологического просвещения родителей по вопросам организации воспитательного процесса (стиль воспитания, организация деятельности детей дома, психологические индивидуально-возрастные особенности дошкольника и др.);
• индивидуальных бесед, консультаций.
Для детей:
• развивающие групповые занятия «Цветик- семицветик»;
• коррекционно-развивающие подгрупповые занятия:
1. Знакомство;
2. Мое имя;
3. Я люблю;
4. Настроение;
5. Наши страхи;
6. Ссоры дома;
7. Конфликт в детском саду;
8. Положительные эмоции;
9. Плохое настроение;
10. Волшебники;
11. Правила дружбы.
• индивидуальные коррекционные занятия:
На снижение уровня личностной тревожности:
1. Игра «Путешествие на облаке» (Фопель)
2. Упражнение «Эмоциональный словарь»
3. Беседа о хорошем и плохом настроении
4. Рисунок хорошего и плохого настроения;
На (понимание собственных эмоций и эмоций других) Формирование осознания собственных эмоций. На повышение самооценки:
1. Работа с эмоциями через сенсорные каналы
2. Упражнение «Что я люблю делать» (Фопель)
3. Методика «Я радостный, когда…»
4. Рисунок ситуации радости Методика «Злость – это…», «Я злюсь, когда…»
5. Работа с фотографиями, отражающими различные эмоции
6. Игра «Танцующие руки» (Фопель)
7. Рисунок ситуации, когда я злюсь
На (снятие агрессии и гнева приемлемым способом) Обучение отреагированию собственного гнева приемлемым способом:
1. Лепка гнева из пластилина
2. Пластическое изображение гнева, отреагирование гнева через движение
3. Рисунок своего состояния (на мокрой бумаге)
Проведение сюжетно-ролевых игр и упражнений на коммуникацию в процессе режимных моментов и повышение их статуса в группе: Упражнение «Дружба» (Фопель, игры: «Диалог руками», «Комплименты» «Подари движение», «Взаимоотношения» «Ладонь в ладонь», «Интервью», «Обзывалки» и другие.
Совместное обсуждение прочитанных книг нравственного содержания, просмотренных вместе мультфильмов, моральная оценка поступков героев («Спор деревьев» нар. сказка, «Врун» А. Афанасьев, «Верный друг» из книги Вахтерова, «Правда и кривда», «Доброе братство милее богатства» нар. сказка)
• арттерапия (рисование своего гнева, совместное рисование);
• индивидуальные занятия в сенсорной комнате (песочная терапия, кривые зеркала)
Воспитатели в группах организуют фотовыставку по теме: «Наша дружная семья», выставку детских рисунков «Самый добрый человек»;
Мы заботимся, чтобы в свободное от образовательной деятельности время наши воспитанники были вовлечены в работу кружков и студий. В нашем детском саду система дополнительного образования представлена в форме кружков: «Детский мюзикл» – худ. эстет. напр. Цветик-семицветик, «Маленький эконом»- познават. напр. Наши дети активно участвуют в городских, областных и Всероссийских конкурсах. (фото дипломов)
В физкультурно-оздоровительном направлении мы проводим:
- «День здоровья»;
– участие в соревнованиях «Малышиада», «Детское многоборье», «Турнир по мини-футболу»;
– организация семейных эстафет «В здоровой семье –здоровый дух!»;
- совместные спортивные праздники «Вместе с папой мы дружны, вместе с папой мы сильны».
Хочется отметить результаты работы по данной проблеме:
-увеличилась активность родителей : они с удовольствием участвуют в совместных праздниках и мероприятиях; в рамках данной проблемы родители принимали участие в городских общих родительских собраний по темам «Традиционные и инновационные формы и методы духовно-нравственного воспитания детей в условиях реализации ФГОС» и ««Традиционные и инновационные формы работы с семьей на современном этапе развития образования» автор методик по семейному воспитанию Н. М. Метенова
-увеличился охват детей социальными институтами 10 детей из нашего детского сада посещают кружки и студии по интересам в свободное от детского сада время в ЦВР «Алиса», СОК «Водник», ФОК «Красная горка» и «Кварц», ГД Библиотека
-осуществляется взаимодействие со школой №10, лицеем (мы отслеживаем поведение и успеваемость наших выпускников).
В нашем городе есть много мест, где родители и дети могли бы интересно и с пользой проводить свободное время. Это: «Сергиевская слобода», «Краеведческий музей», Развивающие студии для детей-дошкольников, конный клуб, игровые комнаты: «Антошка», «Зеркало», «Караван», «Алиса»,музей военной техники, различные спортивные секции «Спартак», «Красная горка», «Кварц», «Водник», «Школа греко-римской борьбы», также бассейн, различные танцевальные студии и кружки – ЦРВ «Алиса», ДК «Стеклозаводец», ДК «Теплоход», музыкальные и художественные школы, кинотеатр, Торговый центр «Зеркало» каждое воскресенье проводит праздники выходного дня.
Хочется пожелать Вам, дорогие родители, чтобы Вы общались со своими детьми, чтобы Вы знали друзей своего ребенка, чтобы Вы дружили со своими детьми, чтобы Вы доверяли друг другу, чтобы у Вас были общие интересы. И тогда не возникнет такой проблемы ни в будущем, ни в настоящем- как асоциальное поведение ребенка!
Ну, и закончить нашу сегодняшнюю встречу хотелось бы словами известного педагога Антона Семеновича Макаренко:
Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. Воспитание в семье – это основа основ. Все остальное – детский сад, школа, институт, окружение – дополнительная шлифовка, не более.
Спасибо за внимание!