Виктория Криворотько
Эссе «Роль исследовательской деятельности воспитаников в развитии личности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе "Роль исследовательской деятельности воспитаников в развитии личности дошкольников"
Автор: Криворотько В. Н.
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».
Ральф У. Эмер
Публикация «Эссе „Роль исследовательской деятельности воспитаников в развитии личности дошкольников“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Для меня эта фраза является ключевой в развитии познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Именно на этом этапе развития у детей повышен интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно малыш познает новые предметы, стремится узнать их названия, предназначения, черты сходства и различия, задумывается над простейшими причинами явлений, за которыми он наблюдает. По сути своей, каждый малыш, является природным исследователем окружающего мира. И именно через опыт личных действий, ощущений, переживаний ребенок и открывает этот загадочный для него мир. Наблюдая за детьми своей группы, я выявила, что в процессе практико-познавательной деятельности (опыты, эксперименты, наблюдения, обследования) дети исследуют окружающую среду. В дошкольном возрасте познавательная деятельность направлена на предметы живой и неживой природы, через использование опытов и экспериментов. Для этого в группе была создана предметно-пространственная среда (центр экспериментирования) в котором дети «превращаются» и проводят разнообразные опыты. Благодаря которым они сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения, умозаключения. Ведь в процессе познания включаются все органы чувств. Дети слушают, смотрят, пробуют на вкус, улавливают запах, открывают многообразие признаков предметов, явлений.
У дошкольников идет системная познавательная активность через все виды деятельности : игра, занятие, прогулка. Поэтому в процессе работы, играя с детьми, пытаюсь создавать проблемные ситуации, позволяющие ребенку делать какие-то выводы. И важнейшим результатом данной деятельности являются знания в ней добытые. Важным является то, что активизируя познавательную деятельность в ребенке, мы, тем самым, активизируем мышление, способствуем интеллектуальному и творческому развитию личности, учим самостоятельному поиску, открытию, усвоению нового.
При этом одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности с детьми является тесное сотрудничество воспитателя с родителями. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. На помощь приходят индивидуальные беседы, консультации, памятки по развитию любознательности. Родителей нужно убедить в том, что необходимо поддерживать познавательный интерес детей. Их стремление узнавать новое, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности. Взрослые должны внимательно относиться к детским вопросам, не отмахиваться от них, не раздражаться из-за них на ребенка. Ответы должны быть краткими и доступными для понимания ребенком. Никогда не отказываться от совместных действий с ребенком (игр, прогулок на природу, походов в театр, музеи и т. д.). Нельзя запрещать исследовательскую деятельность, так как это сковывает активность и самостоятельность. Нельзя указывать на ошибки и недостатки ребенка, так как осознание своей неуспешности гасит интерес к этому виду деятельности. Надо учить детей доводить начатое дело до конца.
Завершая свое эссе, я бы хотела еще раз сделать акцент на том, что исследовательская деятельность очень важна и необходима детям, а мы, взрослые, должны способствовать и помогать узнавать больше интересного и следовать мудрому совету В. А. Сухомлинского «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».