Марина Машкова
Консультация для педагогов «Роль изобразительной деятельности в развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обновить и расширить знания педагогов о роли изобразительной деятельности в развитии дошкольников.
Не секрет, что изобразительная деятельность наиболее любимый вид деятельности дошкольников. Но не все знают, что эта деятельность, помимо развития воображения и творческих способностей, способствует всестороннему развитию ребенка : формирует целостную картину мира (через воображение и творчество, закладывает основы математических представлений (фигуры, пространственное расположение, и, что немаловажно, помогает развитию речи (моторика). Следовательно, чем больше ребенок рисует и лепит, тем лучше. Среди специалистов профессионально занимающихся изобразительной деятельностью с дошкольниками бытует мнение : «Если ребенок от года до семи лет не рисует это можно сравнить с тем, что он не разговаривает». Задача педагога вызвать у ребенка желание заниматься изобразительной деятельностью, поддерживать его и ни в коем случае не отбить. Для этого в свободном доступе всегда должны находиться различные краски, карандаши, бумага и тому подобные вещи. Помимо этого не стоит забывать и некоторые тонкости, присущие детскому рисунку. Рассмотрим их далее.
Публикация «Консультация для педагогов „Роль изобразительной деятельности в развитии дошкольников“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Во-первых, ребенок до четырех лет имеет право не рисовать фигуративно. Это связано с тем, что мышление ребенка абстрактно, оно пока не содержит большого количества образов, поэтому не стоит требовать от него нарисовать именно круглое солнце или квадратный домик, а тем более заставлять сделать именно так. Во-вторых, ребенок изображает в рисунке наиболее информативные для него объекты и их части. Например, при рисовании человека, он обязательно нарисует голову, глаза, рот, ноги, руки, но не нарисует туловище. Эта часть тела не является для ребенка главной, поэтому он ее не отображает. Кстати, чем важнее и информативнее для ребенка та или иная часть, тем массивнее он ее отобразит (например, ствол дерева в детских рисунках обычно очень большой). В-третьих, ребенок может выбрать именно ту краску, которую считает нужной, он так видит. Не нужно загонять его в рамки, что вода должна быть именно синей, а трава зеленой, ведь если рассмотреть картины известных художников, мы увидим всевозможные цвета в изображении того же моря. Кстати, демонстрация этих картин и их подробное рассмотрение послужит хорошей мотивацией для использования большего количества цветов и оттенков в работе. Стоит затронуть использование черного цвета, уже давно он перестал быть показателем негатива, страха и опасности, поэтому не нужно заострять на этом внимание, к тому же, в искусстве есть целое направление, посвященное этому цвету.
Учитывая все вышесказанное, педагог должен подбирать те виды деятельности, которые будут способствовать развитию образности, цветового восприятия и воображения у дошкольника. В первую очередь, сюда можно отнести наблюдения за живой и неживой природой, а также экскурсии (в лес, парк и т. п.). Ведь ни одна фотография или картинка не сможет сравниться с тем, что ты видишь собственными глазами. Большое значение будут иметь беседы и рассматривания картин известных художников. Рекомендуется демонстрировать детям художников разных жанров, при этом уделить особое внимание абстракционизму (напр. В. В. Кандинский, так как этот жанр требует внимательного рассмотрения, нахождения образов, зачастую очень нестандартных, выходящих за общепринятые рамки. Полезным будет и просмотр мультфильмов, но они должны иметь хороший сюжет и красивую рисованную графику (хорошо нарисованы мультфильмы, выпущенные в СССР).
Нужно помнить и о том, чего педагогу делать категорически нельзя:
- рисовать на рисунке ребенка, это его внутренний мир, в который взрослый не имеет права лезть;
- ругать или высмеивать работу ребенка, это может травмировать и навсегда отбить желание к творчеству;
- выделять лучшие работы;
- требовать «похожести», каждый рисунок индивидуален и неповторим, это авторское мировосприятие;
- требовать аккуратности и чистоты в работе, а тем более ругать за грязь, даже известный художник не рисует аккуратно и на его рабочем месте всегда будут пятна от краски.
Если педагог в своей работе будет учитывать эти рекомендации, занятия по изобразительной деятельности будут гораздо плодотворнее и полезнее для ребенка.