Анна Ульянова
Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников
Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т. к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.
Публикация «Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Известно, что дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача детского сада заключается в том, чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности.
Задачи проектно-исследовательской деятельности по развитию коммуникативно-речевых навыков детей:
• обогащение и активизация словаря детей за счет широкого охвата проблемы проекта
• развитие связной речи (диалогической и инициативной форм речи)
• развитие умения пользоваться аргументациями, доказательствами
• развитие грамматически правильной и выразительной речи
• развитие умения кратко и доступно формулировать мысли
• формирование культуры общения
Проекты познавательно-речевого и социально-нравственного направления:
• Проекты, направленные на изучение семейных традиций, родственных отношений : «Моя семья», «Родословная моей семьи», «Семья традициями сильна» (Цель - собрать и исследовать информацию о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”, о семейных традициях, семейных реликвиях)
• Проекты, направленные на развитие патриотизма, любви к родному краю, расширение географических познаний :«Достопримечательности родного края», «Город, в котором я живу», «Дальний Восток - земля моя родная»
• Проекты, направленные на изучение с окружающим миром живой и не живой природы: «Удивительное под ногами», «О чем рассказали деревья в лесу?», «Где обедал воробей?», «Кто живет у нас в лесу?»
• Проекты, направленные на изучение нравственно-этических правил и норм поведения «Страна волшебных слов», «Гость и хозяин», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Остров дружбы» (Цель: развитие умений обращаться к взрослым с просьбой, используя вежливые слова; употреблять вежливые слова в общении с другими людьми, освоение правил этикета, умений использовать их в повседневном общении, : умение совместно решать бытовые и учебные задачи, доверять, поддерживать партнера по деятельности, формируется умение делать простейшие выводы в процессе специально смоделированной проблемной ситуации)
• Проекты, направленные на творческое развитие личности, эстетический вкус: «Я — сказочник», «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!»
В рамках литературного проекта, который проводился в саду, мы с ребятами нашей группы изучали жизнь и творчество Владимира Григорьевича Сутеева.
Тип проекта: комплексный: информационный, практически - творческий, игровой
Продолжительность проекта: долгосрочный (август – февраль)
Предмет проекта: творчество В. Г. Сутеева
Цель проекта: Сформировать устойчивый интерес у детей к литературе. Познакомить детей старшей группы ДОУ с творчеством советского писателя, иллюстратора, мультипликатора В. Г. Сутеева.
Задачи проекта:
• Познакомить детей с биографией В. Г. Сутеева
• Познакомить детей с основными произведениями автора
• Способствовать формированию у детей интереса к книгам, литературным произведениям
• Воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них
• Способствовать накоплению эстетического опыта, слушая и обсуждая литературные произведения
• Обогащать и развивать словарный запас детей
• Познакомить с литературными профессиями: писатель, поэт, редактор, библиотекарь, художник-иллюстратор, мультипликатор
• Способствовать гармонизации отношений между родителями воспитанников и сотрудниками детского сада
• Способствовать поддержанию традиций семейного чтения
• Формировать у детей умение выразительно читать стихотворения, инсценировать эпизоды сказок
• Развивать образное мышление, творческие способности
Этапы реализации проекта:
1 этап «Подготовительный»
Составление плана реализации проекта
- проведение родительского собрания, анкетирование родителей «Чтение художественной литературы дома»
- Опрос детей по темам «Моя любимая книга», «Мой любимый детский писатель»
2 этап «Основной»
- Знакомство с произведениями В. Г. Сутеева
- Беседы о жизни и творчестве писателя
- Оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателя
- Оформление выставок рисунков и поделок в группе по произведениям автора
- разработка и создание дидактических игр, презентаций, логических заданий по творчеству писателя
- Проведение игр, презентаций, викторин, конкурсов по творчеству писателя
- Организация фотовыставки, посвященной проекту
3 этап «заключительный»
- Инсценировка сказки В. Г. Сутеева «Под грибом»
- Создание сборника материалов по итогам проекта
- Организация выставки лучших рисунков и поделок детей, посвященных проекту
- Организация фотовыставки «Год литературы в детском саду»
- Презентация проекта на педагогическом совете
- Опубликование в периодических изданиях и сайтах
Результат работы по проектной деятельности:
• обогатился и пополнился словарный запас детей
• речь стала более чистой, грамматически правильной, выразительной
• дети стали проявлять инициативу в общении, делиться впечатлениями со сверстниками
• у детей сформировалась потребность узнать что-то новое и поделиться этим с другими людьми
• исчез страх перед публичными выступлениями
• расширился личный опыт детей, повысился уровень самостоятельности