Татьяна Скрягина
Виды дидактических игр и их роль в развитии личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Традиция применения дидактических игр с целью воспитания и обучения детей в дошкольном возрасте, получила развитие в трудах многих ученых и педагогов, таких как: Ф. Фребеля, Е. И. Удальцовой и т. д. По их мнению, самая важная особенность дидактических игр определена всего одним словом «обучающие». Эти игры помогают развитию познавательной деятельности и интеллектуальных операций ребенка, которые являются основой обучения. Однако, детей в игре привлекает не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность – выполнить игровое действие и добиться правильного результата, то есть – победить. Возможность обучать маленьких детей с помощью интересной, активной деятельности – это и есть отличительная особенность дидактических игр.
Публикация «Виды дидактических игр и их роль в развитии личности дошкольника» размещена в разделах
Для ребенка в дошкольном возрасте важнейшее значение имеет игра. В первые годы обучения ребенка в школе потребность в игре сохраняется и занимает одно из главных мест. В игре не существует реальной обусловленности обстоятельствами, временем или пространством. Дети являются творцами настоящего и будущего. В этом и заключается обаяние игры. Ребенок является новичком в этом мире и все окружающие его предметы полны новизны. В процессе игры ребенок открывает для себя много того, что известно взрослому. Для детей в игре не стоит какой бы то ни было иной цели, нежели играть.
Для детей дошкольного возраста игра обладает исключительным значением: учеба для них – это игра, труд – опять игра, серьезная форма воспитания – тоже игра. Для дошкольников игра – это способ познать окружающий их мир. Воспитатель, руководя процессом игры, воздействует на все стороны развития личности детей – на чувства, волю, сознание и на поведение ребенка в целом. Ребенок приобретает новые навыки, знания именно в процессе игры. Игры, которые помогают развитию у ребенка восприятия, памяти, мышления, внимания и творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Игровая деятельность – это основная деятельность детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – это сложное, многословное педагогическое явление. Такая игра – это игровой метод обучения детей дошкольного возраста, а также форма обучения и самостоятельная игровая деятельность ребенка и средство всестороннего воспитания ребенка.
Дидактические игры помогают :
- развитию у ребенка познавательных и умственных способностей;
- получению детьми новых знаний, навыков;
- закреплению и обобщению уже имеющихся;
- расширению представлений ребенка об окружающей среде и явлениях природы, растениях и животных;
- развитию у ребенка внимания, наблюдательности и памяти;
- развитию умения высказывать свои суждения и делать умозаключения;
- развитию у детей речи – пополнению и активизации словарного запаса детей;
- социально – нравственному развитию детей. Всё это достигается при помощи дидактических игр, происходит познавание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой природы. В процессе игры ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, приобретаем умение быть справедливым, учится сочувствовать и в случае необходимости уступать и т. д. Основные и дополнительные компоненты образуют структуру дидактической игры.
Проведение дидактических игр состоит из следующих этапов:
1 этап. Знакомство детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала, например: показ картинок, предметов, краткое пояснение игры, в ходе которого, уточняются знания и понимание детей.
2 этап. Объяснение детям правил и хода игры и при этом наблюдение за четким выполнением этих правил.
3 этап. Показ детям игровых действий.
4 этап. Определение роли взрослого в игре, его участие в игре в качестве играющего, болельщика или же наблюдателя.
5 этап. Подведение итогов игры, что является ответственным моментов в руководстве игрой.
По результатам проведенной игры педагог может судить о ее эффективности, о том, будет ли эта игра использоваться детьми в самостоятельной игровой деятельности. Анализ проведенной игры дает возможность педагогу выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей, следовательно, правильно организовать индивидуальную работу с тем или иным ребенком.
Обучение в форме дидактических игр основывается на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию и вести себя в соответствии с ее законами и правилами, то есть полностью отвечает возрастным особенностям дошкольника. Чёткой классификации, группировки игр по видам ещё нет. Часто игры соотносят с содержанием обучения: игры по сенсорному восприятию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой и другие.
Иногда игры соотносят с материалом:
- игры с предметами или игрушками;
- настольно – печатные игры;
- словесные игры.
Дидактические игры различаются по :
- обучающему содержанию игры;
- познавательной деятельности ребенка;
- игровым правилам и действиям;
- взаимоотношениям и организации детей в игре;
- роли воспитателя в игре.
Игры с предметами основываются на непосредственном восприятии детей и соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким способом знакомиться с ними. В ходе игры с предметами дети учатся сравнивать их, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность дидактических игр заключается в том, что с их помощью происходит знакомство детей с формой предметов, их величиной и цветом.
Настольно-печатные игры являются интересным занятием. По видам игры делятся на: лото, домино, парные картинки и т. д. При помощи настольно-печатных игр можно с успехом развивать у детей речевые навыки, логику, внимание, математические способности, моделирование жизненных схем и принятие решений, а также развить навыки самоконтроля.
Словесные игры являются эффективным методом воспитания самостоятельности мышления и развития у детей речи. Такие игры построены на словах и действиях играющих, то есть дети самостоятельно решают возникающие мыслительные задачи: описывают предметы, выявляют различия и сходства этих предметов и явлений природы. В ходе игры дети уточняют, закрепляют и расширяют свои представления об окружающих предметах.
Дидактические игры – путешествия являются одним из наиболее эффективных путей активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Дидактическая игра опытнической деятельности помогает сформировать у детей познавательный интерес к окружающему, развить основные психические процессы, мышление и наблюдательность.
Таким образом, все дидактические игры способствуют развитию личности дошкольника. Приобретаются прочные знания, навыки и умения, развивается самостоятельность, уверенность, проявляется положительное влияние на дальнейшее усвоение математического материала в школе.