Наталья Емельянцева
Опыт работы «Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание: Стр.
Введение. Актуальность опыта работы. …1-4
Глава 1. Особенности развития театрализованной деятельности детей дошкольного возраста.
1.1. Содержание опыта работы, цели, задачи, формы и методы…. 5-6
1.2. Сущность театрализованной деятельности в развитии дошкольников ….7-10
Публикация «Опыт работы „Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
1.3. Изучение и анализ методической литературы по театрализованной деятельности…. 11-12
Глава 2. Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников.
2.1. Развитие детей средней группы средствами театрализованной деятельности….…. 13
2.2. Система работы по театрализованной деятельности с дошкольниками
средней группы… …14-26
2.3. Результат уровня развития детей средней группы через театрализованную деятельность…. 27-28
Заключение….29
Введение.
«Театрализация – это волшебный мир,
в котором ребенок радуется, играя,
а играя, познает окружающее.»
О. П. Радынова
В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару десятилетий. Ухудшение духовно-нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев, выражающая, в недостаточном развитии представлений о духовных ценностях и определенном искажении нравственного состояния, эмоционально-волевой сферы и социальной незрелости детей и подростков и молодежи.
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Существует мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».
1
С. Я. Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий: его лицо, он сам». Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик Б. М. Теплов, - создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».
2
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).
Таким образом, театрализованная деятельность – это обширная отрасль применения всех образовательных областей и при умелом использовании может привести к формированию определенных личностных качеств воспитанников, его умений и компетенций, что является так же актуальным в свете новых Федеральных государственных требований и нашло отражение в программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы.
Актуальность опыта.
Опыт актуален для работы с дошкольниками в современном детском саду тем, что театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи. Развивает память, мышление, воображение, внимание; позволяет обогащать и активизировать словарь детей, что является важным средством для подготовки детей к обучению в школе.
Знакомясь с различными видами театра, а так же участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии
через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
4
Глава 1. Особенности развития театрализованной деятельности детей дошкольного возраста.
1.1. Содержание опыта работы, цели, задачи, формы и методы.
Данный опыт состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части раскрываются задача, формы и методы работы, содержание занятий описаны исследования с использованием диагностик. Изложена коррекционная работа с детьми по устранению выявленных недостатков. По результатом проделанной работы сделаны выводы, предложены рекомендации для родителей. Практическая часть работы подтверждает теоретическую обоснованность опыта.
Цель: развитие эмоциональной сферы дошкольников, творческих способностей, развития словарного запаса, устной речи.
Задачи.
1. Развивать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности.
2. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя игровые импровизации.
3. Расширять представления детей об окружающей действительности.
4. Закреплять представление детей о различных видах кукольных театров.
5. Обогащать и активизировать словарь детей.
6. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
7. Развивать диалогическую и монологическую речь.
8. Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки.
9. Развивать память, мышление, воображение, внимание.
10. Учить детей правильно оценивать свои и чужие поступки.
11. Воспитывать желание играть театральными куклами.
12. Развивать умение использовать игровые импровизации в
самостоятельной деятельности.
5
Формы и методы работы
1. Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.
2. Игры драматизации.
3. Упражнения для социально – эмоционального развития детей.
4. Коррекционно-развивающие игры.
5. Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).
6. Задания для развития речевой интонационной выразительности.
7. Игры – превращения («учись владеть своим телом», образные упражнения.
8. Упражнения на развитие детской пластики.
9. Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук.
10. Упражнения на развитие выразительной мимики.
11. Упражнения по этике во время драматизаций.
12. Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
13. Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.
6
1.2. Сущность театрализованной деятельности в развитии дошкольников.
Театрализованная деятельность в детском саду - возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра.
Театрализация тесно связана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т. д., необходимо систематизировать её в едином педагогическом процессе.
7
В сфере познавательного развития :
-развитие разносторонних представлений о действительности;
-наблюдение за явлениями природы, поведением животных;
-обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития пространственных представлений, творчества, интеллектуальной инициативы;
-развитие памяти, предвосхищающего воображения, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.
В сфере социального развития :
-формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
-воспитание культуры познания взрослых и детей;
-воспитание эстетически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе;
-развитие эмоций.
В сфере речевого развития :
-содействие развитию монологической и диалогической речи;
-обогащение словаря, образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов;
-овладение выразительными средствами общения.
В сфере эстетического развития :
- приобщение к высокохудожественной литературе;
- развитие таких форм воображения, в основе которых лежит интерпретация литературного образа;
-приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;
-создание выразительного художественного образа;
-развитие пространственного воображения как основы проектного мышления, творческого замысла, прогнозирование результата;
-организация коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций;
-обучение самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов.
В сфере развития движений :
-согласование действий и сопровождающей их речи;
-развитие умения воплощать в творческом движении настроение, характер, и процесс развития образа;
-поддержка становления музыкально-двигательной импровизации в этюдах, выразительного исполнения основных видов движений.
Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает ребенку преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
10
1.3. Изучение и анализ методической литературы по театрализованной деятельности.
В настоящее время появилось немало парциальных программ воспитания и обучения дошкольников в процессе театрализованной деятельности, что является чрезвычайно актуальным с точки зрения творческого подхода к развитию личности.
• Программа «Театр-творчество-дети : играем в кукольный театр»
Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович.
Основные задачи: последовательно знакомить детей всех возрастных групп с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальной комедии, народный балаганный); поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам; совершенствование артистических навыков в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
Программа состоит из четырех разделов, соответствующих возрастным периодам дошкольного детства (3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет).
11
• Программа «Театрализованная деятельность в детском саду» Е. А.
Антипиной.
Цель программы – развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность.
Таким образом, рассмотренные мною программы и технологии
направленны на раскрытие творческого потенциала ребенка, развитие его
коммуникативных способностей, психических процессов, обеспечивают
выраженность индивидуальности личности, понимание внутреннего мира
посредством театрализованной деятельности.
12
Глава 2. Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников.
2.1. Развитие детей средней группы средствами театрализованной деятельности.
Работая в детском саду «Радуга», я очень долго наблюдала за детьми средней группы. Наблюдая за играми дошкольников, обратила внимание на то, что дети скованны, мало эмоциональны. Влюбленная в театрализованные игры, я решила организовать свою работу по театрализованной деятельности с целью развития эмоциональной сферы дошкольников, творческих способностей, развития словарного запаса, устной речи.
Изучив современную методическую литературу, я выбрала материал для внедрения их в практику своей группы, а также пришла к выводу, что используя данный материал, можно повысить интерес к театрально-игровой деятельности, расширить представления детей об окружающей действительности, совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки.
Деятельность работы с детьми строится на следующих принципах:
1. Принцип создания развивающей среды – создание в ДОУ и группе условий, которые будут способствовать творческому развитию детей.
2. Принцип психологической комфортности – создание в группе атмосферы безусловного принятия каждого ребенка.
3. Принцип активности и свободы самовыражения – создание в группе условий, способствующих постижению и преобразованию своих возможностей.
4. Принцип наглядности – имеет особо важное значение в обучении дошкольников, потому что мышление носит наглядно – образный характер.
5. Принцип индивидуального подхода к детям – педагог организует работу с детьми с учетом их индивидуальных особенностей.
6. Принцип преемственности взаимодействия взрослых с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье.
13
2.2. Система работы по театрализованной деятельности с дошкольниками средней группы.
В начале года я провела констатирующую диагностику. Диагностика была проведена с группой детей 4-го года жизни в количестве16 человек.
В качестве критериев я использовала следующие положения:
- устойчивый интерес к театрализованной деятельности;
- умение давать оценку поступкам действующих лиц в театрализованной деятельности;
- владение выразительностью речи;
- способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать своё;
- способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц;
- умение вживаться в создаваемый образ, совершенствуя его, находя наиболее выразительные средства для воплощения, используя мимику, жесты, движения.
Каждый критерий я оценивала:
- высокий уровень – творческая активность ребёнка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность;
- средний уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в театрализованную деятельность. Но ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор;
- низкий уровень – мало эмоционален, не активен, равнодушен, спокойно, без интереса относится к театрализованной деятельности. Не способен к самостоятельности.
14
Результаты диагностики 16-ти исследуемых детей показали:
1. Интерес к театрализованной деятельности :
- средний уровень - 6 человек (36%,
- низкий уровень - 10 человек (64%,
- высокий уровень - не выявлено;
2. Умение давать оценку поступкам:
- средний уровень - 10 человек (72%,
- низкий уровень - 6 человек (28%,
- высокий уровень - не выявлено;
3. Владение выразительностью речи:
- средний уровень - 4 человека (12%,
- низкий уровень - 12 человек (88%,
- высокий уровень - не выявлено;
4. Понимать эмоциональное состояние:
- средний уровень - 3 человека (20%,
- низкий уровень - 13человек (80%,
- высокий уровень - не выявлено;
5. Сопереживание героям сказок:
- средний уровень - 8 человек (60%,
- низкий уровень - 6 человек (40%,
- высокий уровень - не выявлено;
6. Вживание в образ:
- средний уровень - 5 человек (28%,
- низкий уровень - 11 человек (72%,
- высокий уровень - не выявлено. (Приложение №1)
Проанализировав результаты констатирующей диагностики, я сделала вывод, что дети моей группы проявляют малый интерес к театрализованной деятельности, слабо владеют выразительностью речи, способностью понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё, умением вживаться
в создаваемый образ и использовать мимику, жесты, движения. Поэтому я поставила перед собой следующие задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
2. Развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении.
3. Побуждать детей к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.
4. Познакомить детей с разными видами кукольных театров.
5. Обеспечить взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности.
6. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
Свою практическую работу я построила следующим образом:
1. Работа с детьми.
2. Работа с родителями.
3. Работа с воспитателями.
4. Создание развивающей среды.
В начале своей работы по данной теме я изучила и проанализировала методическую литературу, взяла на вооружение советы, рекомендации авторов. Составила перспективный план работы с детьми по теме : «Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников» в соответствии с календарно-тематическим планом. (Приложение №2). При составлении плана руководствовалась примерной программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и дополнительными программами (частично) «Театрализованные занятия в детском саду» М. Д. Маханёва, «Театр - творчество - дети» Н. Ф. Сорокиной.
Учитывая принцип интеграции образовательной области «Социализация» (развитие игровой деятельности детей и приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, я включала театрализацию во все виды детской деятельности.
Методы применяемые в работе с детьми :
1 .Игровые.
2. Наглядные.
3. Словесные.
Приёмы применяемые в работе с детьми :
1 .Чтение художественнойлитературы.
2. Рассматривание иллюстраций.
3. Дидактическая игра.
4. Театрализованные игры и драматизация.
5. Танцевальное и песенное творчество.
6. Литературные игры и викторины.
7. Художественное творчество.
8. Подвижные игры.
Для улучшения памяти детей, в своей практике, я использую приемы мнемотехники. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Этот метод направлен на развитие памяти ( разные виды: слуховая, зрительная, двигательная, тактильная, мышления, внимания, воображения, развитие творческого познания.
В младших группах используются мнемодорожки. Мнемодорожка несет обучающую информацию в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка. Работать с мнемодорожкой можно, используя приемы наложения и приложения. (Приложение №3).
В группе оборудован уголок «ряженья», где ребёнок может выбрать себе понравившийся костюм, маску и т. д. В зоне театрализованной деятельности я разместила разные виды кукольного театра :
Пальчиковый театр.
Театр кружек.
Театр игрушек Би- ба – бо.
Деревянный настольный театр.
Тетра на фланелеграфе.
Театр теней.
Театр на лопатках и на ложках.
Ребята самостоятельно воспроизводят известные сюжеты сказок, часто их переделывают на свой лад, придумывают свой конец сказки, зачастую полностью придумывают свою сказку, используя известные персонажи и сказочные слова: «Жили - были.», «В некотором царстве, в некотором государстве.» и т. д. В свободное время мы с детьми часто разыгрываем – песенки, потешки, короткие стишки, знакомые им с детства; учим пословицы и поговорки; изображаем различные эмоциональные состояния. (Приложение №4).
аботая над театрализацией сказки, я использовала следующий план:
I. 1. Чтение сказки.
2. Беседа по содержанию.
II. 1. Рассказывание сказки по ролям.
2. Обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки
III. 1. Работа с артистами :
а) выразительное чтение;
б) игровые движения;
в) мимика.
23
2. Индивидуальная работа по ролям.
3. Закрепление.
IV. 1. Объединённая репетиция для всех участников спектакля.
2. Закрепление.
V. Генеральная репетиция.
VI. Премьера.
Так же организовывала выставки игр, упражнений, заданий на развитие моторики, развитие речи, интонационной выразительности, воображения, мышления, памяти.
И это дало свои результаты. Родители стали интересоваться театрализацией. Стали спрашивать советы, какие сказки читать и как правильно это делать. В какие ролевые игры дома с ребёнком лучше играть. Мамы детей начали помогать шить костюмы, а папы делать декорации.
В уголок для родителей помещаю список детской литературы для домашнего чтения детям.
Все это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное – учит членов семьи взаимопониманию, сближает их.
Проявление такого общего интереса сплачивает семью, коллектив детей, воспитателей и родителей.
Основы драматизации и актёрского мастерства закреплялись и раскрывались на музыкальных занятиях, в самостоятельной театрализованной деятельности, на праздниках и развлечениях. (Приложение № 6).
В конце учебного года была проведена контрольная диагностика.
Результаты оказались следующими:
1. Интерес к театрализованной деятельности :
- средний уровень - 12человек (68%,
- низкий уровень - не выявлено,
- высокий уровень - 4человека (32%);
2. Умение давать оценку поступкам:
- средний уровень - 12 человек (68%,
25
- низкий уровень - 1 человек (8%,
- высокий уровень- 3 человека (24%);
3. Владение выразительностью речи:
- средний уровень - 8 человек (44%,
- низкий уровень- 2 человека (16%,
- высокий уровень - 6 человек (40%);
4. Понимать эмоциональное состояние:
- средний уровень -12 человек (68%,
- низкий уровень - 1 человек (12%,
- высокий уровень - 3человека (20%);
5. Сопереживание героям сказок:
- средний уровень - 9 человек (56%,
- низкий уровень - 1 человек (4%,
- высокий уровень - 6 человек (40%);
6. Вживание в образ:
- средний уровень – 10 человек (60%,
- низкий уровень -3 человека (20%,
- высокий уровень - 3человека (20%) .
(Приложение №1).
26
2.3. Результат уровня развития детей средней группы через театрализованную деятельность.
Благодаря проделанной работе :
1. У детей повысился интерес к театрально – игровой деятельности.
2. Усовершенствовались исполнительские умения детей в создании художественного образа.
3. Расширились представления детей об окружающей действительности.
4. Обогатился и активизировался словарь детей.
5. Усовершенствовалась интонационная выразительность речи.
6. Развивалась память, мышление, воображение, внимание детей.
7. Усовершенствовалось умение детей правильно оценивать свои и чужие поступки.
8. Дети учились понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё.
Рекомендации родителям:
1. Чтение произведений художественной литературы, устного народного творчества.
2. Проводить беседы по содержанию прочитанных произведений.
3. Анализировать характеры персонажей, давать оценку их поступкам.
4. Предлагать детям задания, игры, упражнения на развитие памяти, мышления, выразительной речи, мимики, жестов.
5. Постановка спектаклей, драматизация сказок в семейном кругу.
6. Посещение театров.
7. Принимать участие в тематических вечерах, праздниках, развлечениях.
Наблюдая положительную динамику проводимой работы, считаю целесообразным продолжать начатую работу с детьми. В дальнейшем буду больше использовать нетрадиционные методы работы с театром, расширять кукольный арсенал, создания музея театральной игрушки в детском саду, больше
27
привлекать родителей к совместной деятельности с детьми. Ведь театр не только будит наше воображение, помогает творить, но и обогащает жизнь положительными эмоциями, объединяет людей разных поколений и народов.
Считаю и надеюсь, что накопленный мною опыт разнообразит деятельность педагогов в работе с детьми дошкольного возраста по театрализованной деятельности и позволяет мне дать несколько советов педагогам, работающим в этом направлении.
• Воплощайте в действительность свои творческие способности и желания.
• Создавайте условия для формирования своего творческого потенциала и ребёнка.
• Открывайте в ребёнке маленького артиста.
• Учите ребёнка слышать, слушать, видеть, чувствовать, сопереживать, любить.
28
Заключение.
В заключение следует отметить, что развитие детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд педагогических задач, направленных на достижение конечной цели в театрализованной деятельности.
Перспективу я вижу в продолжении дальнейшей работы по данной теме; изучении, обобщении и применении на практике новых методик, ознакомлении с опытом работы других педагогов – практиков. Продолжать работу с детьми, ставить новые спектакли, включать детей в исследовательскую деятельность в ходе их подготовки. Осуществлять выход детей со спектаклями в другие детские сады.