Екатерина Афанасьева
Консультация для педагогов «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка»
Воспитатель: Афанасьева Е. Г
«Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон
Публикация «Консультация для педагогов „Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
Для развития личности дошкольника существенное значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка. В этом направлении огромную роль играет экспериментальная деятельность ребенка, т. е. поисковая деятельность, познавательная деятельность.
При этом решаются такие задачи как:
- умение видеть взаимосвязи и взаимозависимости, т. е. способность видеть многообразие мира; - развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств: эталонов, символов, условных заменителей, моделей; - включение в мыслительную деятельность моделирующих и преобразующих действий; - поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности; - развитие умения совместной деятельности не только между ребенком и взрослым, но и между детьми.
Организация идет по трем направлениям:
- живая природа : многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде, характерные особенности в различных климатических условиях ;
- неживая природа: воздух, вода, почва, электричество, звук, свет, цвет, вес и др.
- человек : функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства, преобразование предметов.
Роль семьи в развитии поисково – исследовательской деятельности ребенка
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решать без участия родителей, без тесного с ними контакта. Ведь даже в создании уголков экспериментирования большое место занимают родители, без их помощи мы выглядели бы очень бедно. При этом зачастую у родителей возникает вопрос:
«А зачем? Зачем нам заниматься этой деятельностью?» На помощь приходят индивидуальные беседы, наглядная агитация / выставки книг / идет планомерное убеждение родителей в том, что необходимо поддерживать познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Следуя мудрому совету В. А. Сухомлинского «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что–то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что–то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». Мы стремимся к тому, чтобы поддерживать в детях этот интерес, привлекая к этому и родителей.
Вот те немудреные советы, которые помогают в совместной работе родителей и педагога. Несмотря на занятость, ссылку на недостаток свободного времени на «такую ерунду» : «Зачем это нужно сейчас, когда можно и в школе», - и еще масса всяких отговорок, многие родители откликаются на предложение и советы и проделывают дома различные эксперименты.
Итак, какие же советы:
- не следует отмахиваться от желаний ребенка, ведь в основе этого «любопытства» лежит любознательность, в результате которой появляется потребность в исследовании;
- никогда не отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т. п. ;
- нельзя запрещать исследовательскую деятельность, т. к. это сковывает активность и самостоятельность;
- нельзя указывать на ошибки и недостатки, т. к. осознание своей не успешности гасит интерес к этому виду деятельности. Надо учить детей доводить начатое дело до конца и давать положительную оценку деятельности.
Подводя итог всему сказанному, хочется сказать, что если мы хотим, чтобы исследовательская деятельность проводилась и дома, необходимо каждому родителю давать индивидуально конкретное задание. Это обязывает к решению поставленной задачи не только детей, но и родителей. Родителей, как и детей, необходимо не только заинтересовать, но и похвалить за проведенную работу.
Литература:
1. С. Н. Николаева «Приобщение дошкольников к природе в саду и дома». 2013г. 2. О. В. Таглина «Секреты живой природы». 2011г.