Ирина Борисова
Эссе-рассказ «Использование кейс-технологии в работе с педагогами ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе-рассказ
«Использование кейс – технологии в работе с педагогами ДОУ»
Меня зовут Борисова Ирина Николаевна. Работаю я старшим воспитателем в МБДОУ «Детский сад №4» города Бугуруслана всего лишь один год. Что делает воспитатель, многие знают, а старший воспитатель – нет!
На сегодняшний день основная работа старшего воспитателя – это работа с педагогическими кадрами. Это работа на качество, результаты работы всего детского сада он влияет опосредованно, через воспитателя. Поэтому старший воспитатель должен уметь работать с детьми и учить этому педагогов. Коллектив нашего детского сада небольшой, 12 человек. Возраст педагогов варьируется от 28 до 56 лет. И к каждому необходимо найти свой подход. Это самая сложная задача, и поэтому от старшего воспитателя требуется, прежде всего, умение и терпение работать с людьми.
Публикация «Эссе-рассказ „Использование кейс-технологии в работе с педагогами ДОУ“» размещена в разделах
В настоящее время управление ДОУ требует новых подходов к работе с педагогическим коллективом при неформальном обучении педагогов. Мне хотелось бы поделиться опытом использования в работе метода кейса. Данный метод я использую для реализации обучения «на месте» (учебных практикумов в рамках педагогических советов и внутренних учебных семинаров в ОУ).
В профессиональном образовании кейс-технология — это набор определенных ситуаций учебного характера, которые разработаны специально на базе реального фактического материала с целью изучения и дальнейшего разбора на учебных занятиях.
Как показывает опыт нашего детского сада, метод кейса на педагогических советах и семинарах вызывает у воспитателей положительные эмоции, обеспечивает им возможность для овладения практическими навыками. В то же время метод кейса становится при длительном применении «образом мышления» воспитателя. Можно сказать, это его специфическая парадигма позволяет педагогу думать, действовать по-иному, постоянно обновляя свой творческий потенциал.
В ходе анализа ситуаций педагоги осваивают элементы командной работы, учатся анализу, принятию оперативных решений по управлению воспитательно-образовательным процессом. Главную особенность метода составляет изучение прецедентов, иными словами, практических ситуаций, которые имели место в прошлом. Кейсы, которые я использую в своей работе, имеют различную тематику, но каждый кейс включает в себя :
• проблемную ситуацию — некий случай или проблему, историю из реальной жизни;
• контекст данной ситуации — контекст места, временной, исторический, особенности (психолого-педагогические характеристики) участников ситуации;
• комментарий к ситуации, который представлен ее автором.
Работу мы строим следующим образом:
Педагоги делятся на 2 группы. В группе не более 6 участников.
Шаг 1. Знакомство с ситуацией. ( Например: месяц назад, у нас в детском саду, случилась такая ситуация…”). Требования к случаю: должен быть основан на реальной ситуации; четко определена задача (проблема, вокруг которой строится анализ. Случай должен содержать следующие пункты: места, позиции и роли основных действующих лиц ( например: педагог, родитель, и т. п.); краткое описание - только факты - основных этапов развития событий и действий действующих лиц.
Шаг 2. Анализ ситуации и организация обсуждения кейса.
Шаг 3. Процесс моделирования с использованием метода SWOT-анализа. В ходе обсуждения в таблицу заносятся ответы на вопросы, поставленные в кейсе :
1. Восстановите последовательность событий.
2. Проанализируйте ситуацию (состояние участников, мотивационную оценку характера взаимоотношений).
3. Выделите сильные стороны ситуации.
4. Выделите слабые стороны ситуации.
5. Определите угрозы (возможность возникновения конфликта) и возможности.
6. Выделите педагогическую проблему, которая вырисовывается в данной ситуации.
Шаг 4. Решение проблемы мини группой. Задание: Продумайте решение данной ситуации, напишите варианты решения данной ситуации и аргументируйте выбранные действия.
Шаг 5. Презентация решений и оценка решений по группам.
Шаг 6. «Обратная связь» и рефлексия: оценка участниками собственного вклада в работу всей группы.
Дискуссия занимает центральное место в кейс-технологии. При этом большая нагрузка ложится на плечи педагога-ведущего, который должен быть достаточно эмоциональным в течение всей дискуссии, разрешать и не допускать конфликты, создавать обстановку сотрудничества и, самое главное, обеспечивать соблюдение личностных прав всех участников группы.
Продуктивный ход дискуссии снижает: непонятная инструкция, наличие правильного ответа и его поиск, «подстегивание» временем», сравнение с другими, неправильно выбранное время для кейса (когда нет лидера, тема далека или не понятна, острая тема, мало времени, недостаток информации; повышает: знакомая тема, подсказки, шутки, снятие рамок, множественность решений.
6. Подведение итогов. Рефлексия.
Упражнение: «Подарок»
Цель: положительное завершение встречи, рефлексия. Передаем по кругу волшебную палочку.
- Давайте подумаем, что Вы могли бы подарить нашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие. Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!
Рефлексия
«солнышко» - мне всё удалось,
«солнышко и тучка» - мне не всё удалось,
«тучка» - у меня ничего не получилось.
- Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Спасибо всем за участие!
Вывод:
Во-первых, кейс-метод позволяет погрузить группу в проблемную ситуацию и путем подбора решений найти выход. При этом результатом работы является не только наиболее хорошее решение проблемы, но и сам процесс выработки решения.
Во-вторых, использование кейс-метода обеспечивает высокую активность и личную включенность педагогов при работе с кейсом за счет широкого использования методов активного обучения.
В-третьих, очень важна ориентация на практическое использование полученных знаний, тесная связь содержания кейса с практикой. Этой цели служат и групповые обсуждения и задания, которые педагоги прорабатывают в малых группах.
В-четвертых, кейс-метод позволяет изучить эмоционально сложные ситуации в безопасных условиях, а не в реальной жизни. Участники могут учиться без чувства тревоги за неприятные последствия, которые могут возникнуть при принятии неправильного решения.
Список используемой литературы и электронных источников:
1. Давыдовский А. Г., Пищова А. В. Способ системного многомерного анализа педагогических ситуаций // Репозиторий БГПУ.
2. Материалы педагогического вебинара «Кейс-технология как условие продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС».
3. Кораблева А. С. Модерация - современная образовательная технология интерактивного обучения / Сборник «Актуальные проблемы и перспективы развития профессионального образования» – Челябинск, 2017.
4. Материалы сайта https://www.babyblog.ru/.
5. Ситуационный анализ или Анатомия кейс-метода / Под ред. Сурмина Ю. П. – Киев. : Центр инноваций и развития, 2007.