Екатерина Денисова
Технологии Н. А. Зайцева в ДОУ. Эссе.
▼ Скачать + Заказать документы
Технологии Н. А. Зайцева в ДОУ. Эссе.
Ура! Я победила! Победила «Северный ветер»! «Северный ветер» - это кодовое название моей прошлогодней неудачи. Мне еще никогда с таким трудом не давалось «занятие на тему». Достаточно было лишь один раз просмотреть материал, чтобы понять, как с ним работать. На худой конец – отработать с одной группой и внести необходимые корректировки. Но не в тот раз.
Публикация «Технологии Н, А, Зайцева в ДОУ, Эссе,» размещена в разделах
Научный руководитель попросил к зачёту предоставить конспект («не занятия!») образовательной деятельности знакомства детей с одной из Стихий. Из четырёх мне ближе воздух. С ним знакомить и буду.
Как в одно действо соединить саму стихию, мифопоэтику и формирование познавательных интересов детей с использованием технологий Зайцева? В сказке!
И на поверку оказалось, что ни одну полноценную сказку с участием ветра (а именно он представитель стихии воздуха) я вспомнить не могу. На ум приходят лишь пушкинские строки «Ветер, ветер! Ты могуч…» - но этого, к сожалению, для зачёта недостаточно. Великий Гугл предложил мне сказку Шуралёвой Дарины «Где живёт Северный ветер». Про то, как медведи в спячку из-за затянувшейся осени лечь не могли – тепло слишком. Тема отличная! Как раз для нашего региона, когда уже декабрь на носу, а на улице бабье лето по третьему кругу шагает.
Из персонажей: Белка, Бобр (Ожегов настаивает, Дятел, Северный олень, Чайка и Белый медведь, да Медведица с Медвежонком. Великолепно! Можно проиллюстрировать карточками из авторского пособия Н. А. Зайцева «Кто вокруг меня живёт». А можно с помощью коллекционных игрушек. Правда, дятла в нашей коллекции нет. И северного оленя тоже. Ещё в сказке медвежонок следует за Полярной звездой в Арктику, через лес, через тундру, прямо к Ледовитому океану. Точнее, не он (он с медведицей дома остался, а его друзья. Это была первая правка, которую внесли дети – достали медвежонка и от его имени спрашивали у встретившихся на пути животных и птиц, где Северный ветер живёт? Толи идею с «лесным телеграфом» не поняли: белка сказала бобру, бобр встретил дятла, тот оленю передал; толи не захотели – сам затеял Северный ветер найти – сам иди и ищи, а не проси об этом других.
От участия Белого медведя в постановке постепенно пришлось отказаться. Вначале он вместе с Чайкой, нарушив авторский замысел, вплавь отправился на поиски Северного ветра. Потом без Чайки за ним плавал… А потом надо было выбирать: или Чайка или Медведь.
И с Дятлом тоже надо было что-то делать. Он создавал дисбаланс – слишком долго по лесу летал и с Бобром разговаривал – целых 18 строк. Другим персонажам на это нужно было в два раза меньше времени. На отрывке про дятла детвора скучала, вначале его (отрывок) пришлось сократить, а потом и вовсе убрать.
Ещё в детстве меня приучили бережно обращаться с чужими книгами. Поэтому каждая правка – мера вынужденная. Но что же делать? Должно быть интересно, а интерес пропадает. Внимание не держится.
Когда в сказке остались Белка, Бобр, Олень и Чайка с семейством бурых медведей, дело, вроде бы пошло. Вначале прорабатывали текст (рассказывала и показывала историю про медведей, которые наступления зимы ждали, затем писали кубиками слова из сказки, и озвучивали разными голосами. Но ожидаемого единства действия так и не получилось. Не то. Не так. Не так как со сказкой «Как коза избушку искала», или «Как Маша с подушкой поссорилась», или «Репка наоборот». В чем же дело? Можно сослаться на то, что текст ребятам не знаком, но про Козу тоже не знал никто, и сказка сложная, с персонажами-деревьями, и слова длинные. Однако, собирали слова на раз-два и за сюжетом следили. У всех глаза горели. А с медведями прямо беда! Экспериментировать с этим текстом дальше смысла не имело – в сказку поиграли во всех группах. С представителем воздушной стихии ребят познакомили. Зачёт сдали. А неудовлетворённость своей работой осталась. Надо бы до ума довести. В следующем году.
Идея пришла неожиданно. Почему бы эту сказку нам не услышать от Снежинки? (Холода в этом году наступили, как положено, и первый снежок уже успел порадовать моих малышей). Только пусть вначале Снежинка спрячется, и поиграет в «Угадайку». (Эту игру я подсмотрела на семинаре у Натальи Пятибратовой). Закрываем листиками бумаги задуманные склады на таблице (С не ЖИ Н КА). Ребятам объявляется: я начну, а вы продолжите. И начинаю петь, например, НУ-НО-НА-НЭ-НЫ - ?. Малыши отвечают хором – «Н»! А дальше приглашаю малыми подгруппами (двойками-тройками) к столу с кубиками и предлагаю найти нужный наперегонки: кто первый увидит «Н»? Болеют друг за друга, кричат! И в тоже время порядок. Все знают, что без внимания никто не останется – все к столу выйдут. Всё справедливо, никаких обид! Так всё слово и собрали - «НнеЖИСКА». И начинается веселье. По очереди кубики передвигали, да вместе читали. Хохотали! Пока до нужного слова не добрались.
А дальше Снежинка рассказала сказку, какую ещё от своей бабки, Снежной тучи, слышала. Только в этот раз, да простит меня создатель сказки, медвежонок САМ на поиски Северного ветра отправился. И вначале ему ЁЖ встретился. А потом ЛОСЬ (потому что ЛОСЬ – самый высокий в лесу). Потом РЫСЬ. Потому что она умеет на высокие деревья забираться. Но тонкие веточки под ней ломаются. Поэтому на помощь приходит птица (какая в коллекции оказалась) – Полярная сова. Она-то и нашла Северный ветер на верхушке самой высокой ели – он в иголках запутался и сладко спал…. И такие слова как Арктика, Тундра, Полярная звезда остались за нашей сказкой. Они нам ещё пригодятся. Позже. Мы непременно посмотрим на звёздное небо и найдём там Большую медведицу. И Полярную звезду. И с жителями Арктики познакомимся. Но сейчас четырёх жителей леса, которых медвежонок повстречал около одной ели, оказалось достаточно, чтобы малыши на одном дыхании, не шумя кубиками, не отвлекаясь друг на друга, прожили эту историю вместе с главным героем и дождались первых снежинок, принесённых Северным ветром на лесную поляну.
Екатерина Денисова
Воспитатель МБДОУ г. Ростова-на-Дону «Детский сад № 296»
Использованная литература к «не занятию» :
https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2014/03/17/skazka-gde-zhivet-severnyy-veter