Елена Барабашина
Эссе «Почему я работаю в детском саду?»
▼ Скачать + Заказать документы
Если бы мне в школьные годы сказали, что буду работать воспитателем, я не поверила бы. Есть такое изречение «Хочешь насмешить Бога – расскажи Ему о своих планах…». Волею обстоятельств уже в 18 лет, через год окончания школы, учась на заочном отделении педагогического института, пришла работать в детский сад воспитателем. И что удивительно – я почувствовала себя «как рыба в воде», «в своей тарелке», в общем - мне понравилось! Может быть, потому что я сама была ещё ребенком, и мы с детьми хорошо понимали друг друга. Но с тех пор прошло уже тридцать лет, а эта способность остается до сих пор и я этому несказанно рада. Как сказала Мария Эбнер-Эшенбах «Тот, кто не помнит совершенно ясно собственного детства, – плохой воспитатель», я хорошо помню свое детство и не стесняюсь детям говорить: «а когда я была меленькой…», что сразу привлекает их внимание.
Публикация «Эссе „Почему я работаю в детском саду?“» размещена в разделах
Порой нет сил, усталость, нездоровится, но знаешь, что придешь, увидишь своих ребят и чувствуешь прилив сил.
В такие моменты я думаю про себя: «Как хорошо, что я вернулась…» после долгого вынужденного перерыва в свою профессию, которую оставила не по своей воле, а в трудные 90-е. Со мною многие согласятся - кто работал в дошкольных учреждениях, куда бы ни забрасывала их судьба, мечтают вернуться, ведь как говорит наша заведующая детским садом Прудникова Е. А. : «Воспитатель - это диагноз». И я не исключение. Мой общий педагогический стаж 13 лет и каждый день не похож на предыдущий, каждый день мы открываем что-то новое в себе и в детях. Смысл жизни каждого человека – непрерывное развитие и самосовершенствование, которое включает в себя понятие самовоспитания, а по словам Эвгениуша Коркоша «самовоспитание – труднейшая разновидность самообслуживания».
Чтобы быть счастливым, надо найти себя. Свое призвание я обрела, и очень хочу, чтобы мои воспитанники с ранних лет смогли раскрыть свои способности, применить их и в дальнейшем определить свое место в жизни. Для меня непреложно правило индивидуального подхода к каждому ребёнку. При всей внешней схожести каждый – это «микрокосмос», изучить глубину которого помогает знание педагогики и психологии. Поэтому наличие педагогического образования для воспитателя считаю обязательным, но, по мнению родителей, и я с этим полностью согласна, в основе нашей профессии должны быть Любовь, доброта, внимание, чуткость. Любовь к детям никаким притворством не подменишь, фальшь они улавливают сразу же. Однажды один из моих детей спросил, почему порой я обращаюсь к ним «ангел мой» : «Мы, что ангелы?». Я ответила: «Несомненно». Даже когда их поведение далеко от «ангельского», когда «слышат», но не слушают, когда шкодят и хитрят, но как правильно заметила Эрма Бомбек «Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает», потому что он НИКОГДА не держит зла, не обижается больше минуты. Наблюдая за детьми и домашними любимцами, поражаюсь их незлобивости и всепрощению, которым нам, взрослым надо поучиться. Не только мы воспитываем и учим детей, но очень многому учимся у них. Мы, воспитатели, должны быть достойны их любви. Хочу пожелать всем коллегам - не теряйте в себе детства, «любопытного ребенка». Любите детей без оглядки, ни за что, просто за то, что они есть, потому что нас наделили огромным доверием их родители. И мы их не подведем!
Так незаметно, словно смешивая две краски, синюю и желтую, получая совершенно новую - зеленую для меня слились в одну жизнь семья и работа. При этом обе краски – основы остаются самоценны. А общение с детьми и их воспитание для меня стало естественным как дышать.
Вся моя деятельность строится на четырех столпах;
Первый столп - это моя семья, могу сказать, что «Мой дом - моя крепость!» Я выросла, окруженная теплом и лаской, детство мое было счастливым. В моей семье помнят корни и чтят традиции. В воспитании своих детей мне помогает профессиональный опыт, но и взаимоотношения со своими детьми помогают мне понять мотивацию поведения детей в детском саду. В моей работе домочадцы оказывают мне всяческую поддержку и помощь. Старшая дочь пошла по моим стопам и учится в педагогическом институте на факультете дошкольного образования. Младшая дочь с удовольствием играет разных героев на детских праздниках.
Второй столп - коллектив единомышленников нашего детского сада, со скромной объединяющей частицей «со» - соратники, соавторы, советники, сотворчество, сопонимание, сопереживание. Это больше, чем коллектив – это семья. Мои коллеги - сотрудники разного возраста, но душа у всех одинаково молода.
Я всегда открыта к общению, готова делиться наработками и учиться новому у других. Для обмена опытом каждый из моих коллег - педагоги с высокой планкой мастерства и начинающие педагоги, могут почерпнуть тему, актуальную для его возрастной группы через интернет – ресурсы, на которых я публикую свои разработки.
Главные же вдохновители на желание творчески работать - третий столп, мои «генераторы идей», «честно-правдивые» и «больше – не – буду делающие», фантазера и волшебники- мои воспитанники. Над теми, кто работает с детьми не властны года, потому что процесс творческого горения постоянный. А, как известно, горение излучает свет, которым мы, воспитатели обязаны делиться с теми, кто рядом. Я стараюсь воспитать в детях веру в чудо, важность любви и добра. Наши дети, не зависимо от возраста, очень благодарные слушатели. Как сказала Мария Эбнер-Эшенбах «Тот, кто не помнит совершенно ясно собственного детства, – плохой воспитатель», я хорошо помню свое детство и не стесняюсь детям говорить: «а когда я была маленькой…», что сразу привлекает их внимание. Глаза в глаза, я не могу обмануть доверия моих детей, да-да они «мои», потому что вкладываю в них свою любовь и душу. И самый прекрасный комплимент в своей жизни я услышала от самого большого непоседы и проказника: «Ты мои оладушки со сгущенкой»»
И четвертый основополагающий столп - источник жизненных сил и энергии- моя вера Православная, впитанная с молоком матери и тихими первыми молитвами и сказками моей бабушки Виноградовой Александры Ивановны.
Через веру, словно через призму мой взгляд на все происходящее преломляется как белый цвет на радужные цвета, окрашивая и наполняя мир новыми красками, истинным светом и смыслом. Так, как я родилась в православной семье, где вера проявляется не только на словах, но и делами, стараюсь воспитывать детей не только добропорядочными гражданами, а именно православными людьми с верою, любовью и верностью к Богу и своему Отечеству, помня, уважая и продолжая его традиции и историю.
Моя педагогическая и воспитательная деятельность не ограничевается стенами детского сада, я частый гость в нашей Прудовской школе, где на общественных началах по просьбам родителей в тему праздников знакомлю детей с основами Православной культуры. С постоянной группой совершаю паломнические поездки. Была и на Святой земле в Иерусалиме.
В немалой мере от нас, воспитателей, зависит развитие будущего общества. Как сказал английский философ Локк Джон : «От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа». Но быть воспитателем – призвание, как бы высоко это не звучало. Наша профессия подразумевает под собой личность многогранную – это и артист, и танцор, и художник, изобретатель и экспериментатор и просто фантазер. Детство у нас не кончается, мы проживаем его изо дня в день вместе со своими дошколятами. Ведь в каждом ребенке живет пытливый испытатель и неутомимый изобретатель.
Детский сад — это особое учреждение, практически второй дом для его сотрудников и детей, который всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым, не похожим на другие.
Мы наделены огромной ответственностью и доверием родителей детей. Родители - внимательные и придирчивые наблюдатели и отзывчивые и скорые помощники. Мы учимся доверять друг другу на общее благо наших детей. Ведь источником любви служит семья, и если ребенок недополучает её там, наша святая обязанность дать ему свою любовь. Но легко любить хороших или в ответ того, кто любит тебя, попробуй полюбить каков есть человек, при этом сам, становись лучше, чтобы окружающим было легко полюбить тебя. Всегда помня слова А. В. Сухомлинского: «Ребёнок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца…» стараюсь помогать нашим родителям сохранять, оберегать и приумножать эту естественную для детей нравственную чистоту.
Воспитатель находится рядом с ребенком у истока закладки его как личности и всем своим обликом, манерой поведения, правильной, развитой речью, умением общаться педагог влияет на то, какой личностью вырастает ребенок. И в первую очередь, по словам Карла Маркса «Воспитатель сам должен быть воспитан».
Нам необходимо всегда стремиться к такому профессиональному уровню, при котором внешние качества педагога и человека соответствуют его образу мыслей и поведению вне работы, в семье. Право воспитывать детей нам должно давать не только образование - мы должны его заслужить.