Грязева Таня
Эссе «Педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
«Педагогическая философия»
Воспитатель - это не профессия, а состояние души. Моя душа радуется, когда меня каждый день окружают дети - «цветы жизни». Я искала свой путь методом проб и ошибок, выстраивая свою дорогу перед собой по мере того, как продвигалась вперед. Я должна сама верить в то, чему учу своих детей и как воспитываю. И когда у меня это получается, я понимаю, что не напрасно работаю, так как из всех творений самое прекрасное – получивший достойное воспитание человек.
Публикация «Эссе „Педагогическая философия“» размещена в разделах
Несомненно, быть воспитателем интересно. Здесь я могу быть няней, художником, маляром, артистом, садовником, мамой, волшебницей и даже государственным деятелем - в нашей маленькой детсадовской стране. Ведь каждый настоящий деятель - педагог печется о воспитании своих мальчишек и девчонок. Я думаю, что работа воспитателя гораздо значительнее самых высоких должностей и самых высоких почестей. Так как для воспитания ребенка требуется более проникновенное мышление, более глубокая мудрость, чем для управления государством. Воспитатель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а напрямую. Я стараюсь воспитывать детей своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.
Работая с детьми и наблюдая за ними можно сказать, что современные дошкольники стали более эгоистичными. Они не проявляют сочувствия, обижают слабых, смеются над больными. Что это? Детское недомыслие или уже испорченность? Беспокоит и то, что у многих детей уже развито (с помощью родителей) чувство превосходства над другими: «Я лучше», «У меня все лучше, красивее».
Я часто задумываюсь: «Есть ли путь к воспитанию добрых детей?». Хочется вспомнить слова В. А. Сухомлинского: «Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – будет зло, ибо ребенок не рождается готовым человеком. Человеком его надо сделать». По - моему мнению, воспитание ребенка – есть дело величайшей сложности и трудности. Воспитывает не только педагог, а все общество в целом, вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта, вся живая повседневность, в которой нет мелочей. Одной из основ своей профессии я считаю именно Любовь и Доброту, и в работе на первый план выходит простое человеческое: помочь, приласкать, посочувствовать, поговорить по душам. Потому что самая большая ценность на земле – это дети, то, во имя чего мы живем. Ведь если мы посадим дерево, построим дом, но не воспитаем сына или дочь, то для кого этот дом и дерево?
Мои основные принципы в жизни и в работе с детьми заключаются в следующем:
- относись к детям так, как бы ты хотела, чтобы они относились к тебе;
- постоянно учись сама, чтобы научить других;
- всегда стремись принимать детей такими, какие они есть, старайся быть терпеливой к их ошибкам и всегда прощай их;
- несмотря на то, что давно расстался с детством, позволяй детям учить себя тому, что знают и умеют они;
- без микстур и уколов лечить словом, советом, лаской, вниманием;
- «играя – обучать, обучая – развивать и делать это с удовольствием»;
- «встречай, улыбайся, люби, твори, учи, обижайся, терпи и молчи!»;
-Любить ребенка, так как без этого невозможно воспитать гуманную душу человека. А любовь она облегчает воспитание. Добро стимулирует взросление, доброе отношение к близким, сострадание. Задумайтесь. Любовь, добро, ласка, нежность не терпит грубости. Ущемления, какого - либо давления, все это составляет некую темную силу и вносит в жизнь ребенка разочарование и злобу.
Говори хорошие слова: добрые, ласковые, нежные – дети запомнят их навсегда».
Ежедневно в конце рабочего дня, я остаюсь наедине со своими мыслями, подвергая анализу каждую минуту, проведенную с детьми. Как прошел день? Что интересного узнали дети? Комфортно ли было им в общении со мной? Чем я смогу удивить и заинтересовать их завтра? И вновь идеи, поиск.
-Я стараюсь создать среду для ребенка домашнюю, чтоб ему было комфортно, уютно, чтоб его ничего не раздражало, не рождало в нем страх и уныние. Когда ребенку некомфортно, он теряется и может придти к озлобленному душевному состоянию, от этого ребенок может причинять зло другим детям.
Мне бы хотелось привести один пример из моей профессиональной деятельности. В работе педагога я чувствую и детей, и родителей. Их отношение, манеру общения, поведение. Но на это иногда очень тяжело смотреть, и сказать или донести про это бывает не просто. Все взрослые люди. А ведут себя как дети. Какой же круговорот? Задаешься вопросом: «Где же это понимание, любовь, чуткость, доброта, отзывчивость родителей для тех детей, которым они так нужны?». Когда ты для такого ребёнка становишься более важным чем кто – то из близких, тут же появляется противоположная реакция. Зависть, недовольство, раздражительность. И в твоей голове произвольно рождаются строчки…
Он сядет к тебе на колени
И нежно прижмется к руке.
Ты погладишь его по детской, нежной щеке.
Ты посмотришь в его грустные, усталые глаза
И прочитаешь: «Но где же ты мама, - опять не пришла».
Становится мерзко и тяжко в груди
Ну что вы, родители, опять не пришли!
У вас хороший мальчик растёт,
Только не видит любви.
Продолжается это в день изо дня.
Забота проснулась как – то сама.
Он стал называть тебя мамой…
И вдруг прогремела гроза:
Мальчишку забрали отсюда -
И полные слез глаза
И вертится: но как же он там без меня?
Обидно за раненную душу ребенка…
(Грязева Т. В.)
Говоря об этом, хочется вспомнить такие слова…
«Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы, писал Л. Корчак. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни оттого мы устаем. А от того что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть». Я согласна с этими словами. Мы должны воспитывать детей так, чтобы нам не было стыдно. Как гласит принцип искусства воспитания: дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого.
Родители берегите своих детей! С самых первых дней каждый человек требует к себе внимания, добра, ласки, некоего участия в его жизни. Если ничего этого нет, если ребенок вырастает в обстановке равнодушия и бессердечности, маленькое сердечко становится черствым, в нем нет чуткости к добру и красоте.
Хочется крикнуть людям:
Будь щедрей на ласку.
Путь человека труден,
Мало похож на сказку.
В мире без ласки – знайте,
Слезы, дожди, озноба,
Детям и взрослым – знайте.
Ласка нужна - не злоба…
(отрывок из стихотворения «Ласка», М. Мревлишвили)
В завершении хочу сказать так: «Сколько буду я работать в этой профессии, в своем маленьком детском государстве, столько и буду искать тот путь к воспитанию добрых детей, и если найду, то хочу, чтоб все о нем знали; воспитатели, родители и, может, даже ученые».