Ася Дмитренко
Эссе «Учитель и ученик растут вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе «Учитель и ученик растут вместе»
На основе «личного дневника» учителя.
Мы живем в быстроменяющемся мире высоких технологий. Дома, на работе, в дороге, – практически везде мы используем инновации, средства коммуникации и общения, электронные устройства.
Если предыдущие поколения могли десятилетиями жить по определенному укладу, следуя традициям, то сейчас приходится практически каждый день быть готовым к переменам, новшествам, причем не просто принимать их, но еще и уметь активно использовать.
Публикация «Эссе „Учитель и ученик растут вместе“» размещена в разделах
Школа - это одно из основных звеньев жизни человека, и современные технологии не обходят её стороной. В школьной практике активно применяются различные методики, основанные на применении современного оборудования, а также на основе требования современного общества. Учитель – это человек, который призван передать свои знания, знания народа ученикам. Но поскольку сегодня дети часто отвлекаются на гаджеты, то привлечь их внимание, сосредоточить их на изучаемом предмете и материале становится все сложнее. Решение для такой проблемы - расти и развиваться вместе с учениками, не игнорируя особенности нашей жизни, используя их во благо. Мы не можем отгородить детей от веяний времени: от социальных сетей, от моды фотографировать, снимать видео. Возникает резонный вопрос: «А нужно ли вообще это делать?» Ограничивать, запрещать – нет! Объяснять, использовать для обучения – да! Как? Вот для примера несколько дней моей «учительской» жизни.
Понедельник.
«Понедельник - день тяжелый», - обычно говорят так. Но не для меня. Понедельник – день встречи с учениками после выходных, начало новой недели, а значит – новых событий, творческих идей и проектов. Бегу на работу вся в предвкушении уроков, прокручивая в голове предварительный план своей работы.
Как классный руководитель должна настроить ребят на рабочую неделю, что и делаю с удовольствием. Как учитель русского языка – проверяю домашнее задание. Необходимо было нарисовать иллюстрацию к орфограмме «Безударная гласная в корне слова». Несколько детей выполнили работу, но без энтузиазма. Думаю, как бы их заинтересовать всех, ведь нужно повторять следующую орфограмму «Непроизносимая согласная в корне слова». Если дать похожее задание или только письменное упражнение, то дети снова выполнят его автоматически, но вряд ли хорошо запомнят. Размышляю весь день, из головы не выходит орфограмма. Вечером смотрю рекламу по телевизору, и в голове словно бы лампочка зажигается! Точно! Сделать рекламу на орфограмму «Непроизносимая согласная в корне слова», только надо предварительно доступно объяснить, как выполнить такое задание, какие материалы можно использовать.
Вторник.
Сегодня нужно повторить уже знакомую детям тему «Простое предложение». Урок проходит легко. Дети без труда разбирают предложения. Подходит время домашнего задания, и я начинаю разъяснять его. Ученики принимают идею с воодушевлением, выражая свой восторг междометиями и вопросами: «А можно так?», «А если так сделать?», демонстрируя свою заинтересованность. На что я отвечаю положительно, говорю: «Любое творчество приветствуется!»
Готовлюсь к следующему уроку, начну его с проверки домашнего задания.
Среда.
Подходит время урока. Дети еще на перемене интересуются: «А вы будете проверять домашнее задание?» Те, кто посмелее, сразу подбегают, показывают свои «проекты». Я вижу необычные слоганы, картинки, душу наполняет такая всеобъемлющая радость! Урок еще не начался, а тон ему уже задан. Настроение у меня улучшается от того, что дети потрудились с радостью, что ответственно подошли к заданию, что творчески выполнили его.
Звенит звонок. После традиционного приветствия говорю: «Проверяем домашнее задание. Давайте представим свою рекламу!» Несколько человек по очереди выходят к доске и озвучивают свои работы.
И тут одна ученица говорит : «А мы с Викой не просто нарисовали рекламу, мы еще и видео сняли о том, как мы это сделали!» Я удивилась, конечно, но прошу продемонстрировать видео. Воспроизвожу его. Дети с улыбками и неподдельным интересом следят за происходящим на экране. А я про себя думаю: «Настоящий мастер-класс!» Ставлю им отметку «отлично», хвалю за такой необычный подход к выполнению домашнего задания.
После урока я спросила у детей, какими программами они пользовались при создании видео? Потому что точно знаю, что теми, которыми владею я, таких эффектов не добиться. Ученицы с радостью сообщают мне нужные сведения.
Сегодня я повторила с ними орфограмму, показала, как можно использовать жанр «реклама» при составлении правила. А они научили меня использовать нестандартные идеи при составлении домашнего задания.
И так происходит из урока в урок. Конечно, не всегда развитие ученика и учителя связаны только с современной техникой. Например, бывало так, что дети слишком шумно вели себя на уроке. Я делала замечания, могла пригрозить плохой оценкой, но поняла, что эти методы не самые действенные и гуманные. Когда начинаешь говорить спокойно, дети прислушиваются. Когда делаешь урок не по шаблону, вносишь в него что-то необычное, то дети заинтересовываются. Когда готовишься к уроку, повторяешь, казалось бы, все такое знакомое, выученное тобой много раз, а потом вдруг находишь что-то необычное, ранее неизведанное. Как тут не радоваться?
Многие сейчас любят повторять фразу: «Моральных ценностей нет», делая акцент на том, что их детям неведомо, что такое «хорошо», а что такое «плохо». Мне кажется, что как раз мы, взрослые, и должны ребятам это объяснять, используя опыт прежних лет, опираясь на фундамент прошлого, строить новое. Нужно расти вместе с детьми, слушать их, видеть и понимать их увлечения, потребности.
Учитель призван не только обучать предмету, но и воспитывать в детях личность. Я думаю, ни один университет не научит тому, как воспитать ребенка, как вложить в него только все самое лучшее. Этому дети учат нас сами от урока к уроку, от четверти к четверти, от года к году. Дети – это настоящие университеты педагогического знания.
Каждый раз, когда я захожу в класс и вижу их горящие глаза, каждый раз, когда я вижу их победы, результаты, пусть даже самые маленькие, я понимаю, что всё не зря! Я уверена: мы учимся и растем вместе!