Кургинян Гоар Артаковна
Эссе «Ученик, который учится без желания, как птица без крыльев»
▼ Скачать + Заказать документы
Обязанность. Желание. Связаны ли эти понятия? Об этом серьёзном вопросе наверняка задумывались многие писатели, философы, а в особенности - педагоги. Да и каждый из нас неоднократно размышлял над этой вечной темой.
В современном мире проблема учения не по желанию, а по обязанности стоит наиболее остро. И учителя стали понимать, что все их действия по отношению к обучению подрастающего поколения пагубно влияют на систему образования в целом. Я думаю, что учение будет качественное только тогда, когда ребёнок будет учиться по желанию, а не по обязанности.
Публикация «Эссе „Ученик, который учится без желания, как птица без крыльев“» размещена в разделах
И размышляя над этой проблемой, на ум невольно пришло высказывание советского, грузинского и российского педагога и психолога Шалвы Александровича Амонашвили: «Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям». Всматриваясь в унылые и равнодушные лица старшеклассников на многих уроках, невзначай задаё шь себе вопрос: «Кто погасил их лучезарные взгляды? Почему пропало желание и стремление?». Действительно, для маленьких первоклассников школа кажется чем-то удивительным и даже волшебным. Для них это значимый этап, и ребята с нетерпением бегут в школу, чтобы узнать что-то новое и чрезвычайно важное для них. Но, к сожалению, чем старше они становятся, тем все меньше желания у них остаётся и посещение школы становится уже не в радость, а больше обязанностью, которую они изо дня в день должны выполнять. Кто же в этом виноват? Быть может современная система обучения? С появлением ВПР, ГИА, ОГЭ, ЕГЭ у старших школьников буквально отбирают желание, стремление учиться. И обучение превращается в натаскивание на решение типовых тестов, выполнение однотипных заданий. У учеников пропадает творческая жилка, только потому, что ее негде применить.
Теперь хотелось бы взглянуть на проблему со стороны влияния учителя на поставленную проблему. Ведь желание учиться напрямую связано с человеком, который учит. Об этом ещё французский писатель и литературный критик Анатоль Франс говорил: «Воспитание, которое не развивает желание, есть воспитание, развращающее душу. Нужно, чтобы воспитатель учил желать.». А правда, если ребёнка учит и воспитывает человек, который давно потерял всякое желание учить, развиваться, общаться с детьми, который работает уже не по призванию, а по привычки, потому что он привык каждый день идти на надоевшую работу, смотреть из года в год на лица детей, но совсем не замечая их, проводить одинаково скучные уроки. То стоит ждать, что ученик будет проявлять желание или рвение в получении знаний? Наверное, нет. Но не все же учителя такие. Я верю, что в современных школах много учителей, которые пришли в школу не случайно, и такими станут большинство из нас. Их цель дать детям знания, научить их учиться, добывать знания. Такие учителя не задуют маленькую искорку в душе ребёнка, а смогут превратить в бушующее пламя.
Вспоминая свою практику, я могу сравнить два урока повторения. На одном, дети обобщали знания традиционным способом - беседой, тестом, заданиями из тетради. Они работали в среднем темпе, без особой инициативы. А другой подобный урок, который проводили уже мы, практиканты, мы решила провести по мотивам телевизионной передачи «Угадай мелодию». Учеников мы поделили на 3 команды по рядам, они сами выбрали себе капитана, разобрались в предложенных правилах игры. И с интересом приступили к их выполнению. У ребят появился некий азарт в глазах. Они старались брать самые сложные вопросы, чтобы принести своей команде как можно больше баллов. И пусть такой урок прошёл в более шумной обстановке, нежели традиционный. Но дети работали на уроке с огромным желанием и отдачей.
И заканчивая свои рассуждения, я действительно хочу сказать, что «ученик, который учится без желания, - это птица без крыльев». Птица без крыльев не сможет летать, а значит не увидеть новое, необычное, интересное, останется всю жизнь на одном месте, что не свойственно для неё. Так и дети, у которых вырвали это «желание учиться», не будут стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию, а вынуждены будут топтаться на исходной точке. Так давайте же не будем обламывать ученику его воображаемые крылья. Или кто-то думает иначе?