Ольга Шилова
Опыт работы «Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
В. А. Сухомлинский
Я все больше убеждаюсь, что выбрала правильный профессиональный путь. Выбор педагогики в качестве основного направления профессиональной деятельности мне спрогнозировали еще мои школьные учителя. После окончания школы, когда передо мной встал вопрос о выборе профессии, я решила стать учителем. Став дипломированным специалистом, начала трудиться в школе, передавала детям свои знания, дарила им свою любовь, внимание и заботу. Моя работа мне была интересна.
Публикация «Опыт работы „Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Шло время, у меня родился сын. Когда сын подрос, мы вместе с ним «пошли» в детский сад. Так я волею судьбы оказалась в детском саду с маленькими обитателями. Мне очень хотелось стать хорошим воспитателем, настоящим другом, второй мамой для детей, которых мне доверили родители. Я старалась относиться к своим маленьким подопечным так, как я хотела, чтобы окружающие относились к моему сыну.
Мой педагогический стаж 37 лет, но что я твердо усвоила за эти годы – это то, что мастерство педагога – не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд.
Воспитывая, в каждого ребенка я стараюсь вложить частицу себя, своего сердца и тепло души. Мне позволено судьбой быть рядом с нашим будущим. Я встречаю их совсем маленькими – некоторым нет и 3 лет, а выпускаю уже шестилетними – семилетними детьми, способными рассуждать и размышлять, высказывать свою точку зрения.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием.
Методы, используемые в моей работе, помогают ребенку самостоятельно найти ответы на все интересующие вопросы:
- задания, развивающие логическое мышление;
- моделирование проблемных ситуаций;
- экспериментирование;
- опытно-исследовательская деятельность;
- решение кроссвордов, головоломок.
Большой опыт практической деятельности позволил мне сделать вывод о том, что в процессе совместных дискуссий, рассуждений, поиска ответов на бесконечные вопросы, создаются благоприятные условия для побуждения детской пытливости и познавательной активности. Что конечно же способствует радостной и интересной жизни детей в детском саду. Поэтому развитие познавательной активности детей – одна из основных целей моей педагогической деятельности. Основным средством достижения этой цели на данном этапе я избрала организацию детского экспериментирования и исследовательской деятельности. Почему экспериментирование? Да потому, что этот вид деятельности самый-самый «детский». Детское экспериментирование предшествует даже игровой деятельности. Ведь то, что многие взрослые воспринимают как детские капризы (выбрасывание из кроватки погремушек, битая посуда, рассыпанная из банки крупа, – ничто иное, как детское экспериментирование и исследовательская деятельность. Ребенок рождается с задатками исследователя. Он все познает методом проб и ошибок.
В 1990 годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н. Н. Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатый опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обобщение памяти ребенка, активизируются его мысленные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Исходя из проблем, которые выдвигают дети, я ставлю следующие педагогические задачи:
1. Развивать поисковую деятельность (способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам, явлениям, нравственную оценку отношениям, поступкам).
2. Стимулировать детей к сравнению, поиску сходства и различия, связей вещей и явлений, к словесному анализу-рассуждению.
3. Развивать познавательную инициативу дошкольников, любознательность, самостоятельную исследовательскую деятельность за счет партнерства со взрослым.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться. Мои дети стремятся к активной деятельности, а я стараюсь не дать этому стремлению угаснуть, способствую его дальнейшему развитию, в проведении этих исследований, сделать их полезными. Дети с удовольствием добывают знания, сведения, материалы, используя различные источники информации.
В процессе работы я поняла, что исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Предметно-развивающая среда, созданная в группе, выступает мощным стимулятором личностного развития ребенка и способна провоцировать его к познавательно-исследовательской деятельности. Для этого мы создали в группе детскую мини-лабораторию, в которой размещены различные материалы и оборудование. Исследовательская деятельность не задается мною заранее, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте.
Организуя исследовательскую работу с детьми, я соблюдаю определенные правила, позволяющие мне успешно решать задачи исследовательского обучения. Конечно, к этому процессу нужно подходить творчески. Для этого я:
1) учу детей действовать самостоятельно и независимо, избегаю прямых инструкций,
2) не сдерживаю инициативы детей,
3) не делаю за них то, что они могут сделать самостоятельно,
4) не спешу с вынесением оценочных суждений,
5) помогаю детям учиться управлять процессом усвоения знаний.
Когда ребенок слышит, видит и чувствует сам – усваивается все прочно.
Эссе я хочу закончить словами: «Для меня воспитатель – это не просто профессия, это состояние души, призвание. Так и в моей работе каждому ребенку необходима любовь, понимание его индивидуальности. Ведь только в любви открывается неповторимость каждого ребенка, раскрывается его образ. Каждое утро, встречаясь со своими воспитанниками, я вижу в их глазах доверие и уважение, чувствую их откровенную любовь. Это ли не счастье? И за это каждодневное ощущение счастья я благодарна моей профессии.»
к моему сыну.
Мой педагогический стаж 37 лет, но что я твердо усвоила за эти годы – это то, что мастерство педагога – не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд.
Воспитывая, в каждого ребенка я стараюсь вложить частицу себя, своего сердца и тепло души. Мне позволено судьбой быть рядом с нашим будущим. Я встречаю их совсем маленькими – некоторым нет и 3 лет, а выпускаю уже шестилетними – семилетними детьми, способными рассуждать и размышлять, высказывать свою точку зрения.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием.
Методы, используемые в моей работе, помогают ребенку самостоятельно найти ответы на все интересующие вопросы:
- задания, развивающие логическое мышление;
- моделирование проблемных ситуаций;
- экспериментирование;
- опытно-исследовательская деятельность;
- решение кроссвордов, головоломок.
Большой опыт практической деятельности позволил мне сделать вывод о том, что в процессе совместных дискуссий, рассуждений, поиска ответов на бесконечные вопросы, создаются благоприятные условия для побуждения детской пытливости и познавательной активности. Что конечно же способствует радостной и интересной жизни детей в детском саду. Поэтому развитие познавательной активности детей – одна из основных целей моей педагогической деятельности. Основным средством достижения этой цели на данном этапе я избрала организацию детского экспериментирования и исследовательской деятельности. Почему экспериментирование? Да потому, что этот вид деятельности самый-самый «детский». Детское экспериментирование предшествует даже игровой деятельности. Ведь то, что многие взрослые воспринимают как детские капризы (выбрасывание из кроватки погремушек, битая посуда, рассыпанная из банки крупа, – ничто иное, как детское экспериментирование и исследовательская деятельность. Ребенок рождается с задатками исследователя. Он все познает методом проб и ошибок.
В 1990 годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н. Н. Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатый опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обобщение памяти ребенка, активизируются его мысленные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Исходя из проблем, которые выдвигают дети, я ставлю следующие педагогические задачи:
1. Развивать поисковую деятельность (способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам, явлениям, нравственную оценку отношениям, поступкам).
2. Стимулировать детей к сравнению, поиску сходства и различия, связей вещей и явлений, к словесному анализу-рассуждению.
3. Развивать познавательную инициативу дошкольников, любознательность, самостоятельную исследовательскую деятельность за счет партнерства со взрослым.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться. Мои дети стремятся к активной деятельности, а я стараюсь не дать этому стремлению угаснуть, способствую его дальнейшему развитию, в проведении этих исследований, сделать их полезными. Дети с удовольствием добывают знания, сведения, материалы, используя различные источники информации.
В процессе работы я поняла, что исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Предметно-развивающая среда, созданная в группе, выступает мощным стимулятором личностного развития ребенка и способна провоцировать его к познавательно-исследовательской деятельности. Для этого мы создали в группе детскую мини-лабораторию, в которой размещены различные материалы и оборудование. Исследовательская деятельность не задается мною заранее, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте.
Организуя исследовательскую работу с детьми, я соблюдаю определенные правила, позволяющие мне успешно решать задачи исследовательского обучения. Конечно, к этому процессу нужно подходить творчески. Для этого я:
1) учу детей действовать самостоятельно и независимо, избегаю прямых инструкций,
2) не сдерживаю инициативы детей,
3) не делаю за них то, что они могут сделать самостоятельно,
4) не спешу с вынесением оценочных суждений,
5) помогаю детям учиться управлять процессом усвоения знаний.
Когда ребенок слышит, видит и чувствует сам – усваивается все прочно.
Эссе я хочу закончить словами: «Для меня воспитатель – это не просто профессия, это состояние души, призвание. Так и в моей работе каждому ребенку необходима любовь, понимание его индивидуальности. Ведь только в любви открывается неповторимость каждого ребенка, раскрывается его образ. Каждое утро, встречаясь со своими воспитанниками, я вижу в их глазах доверие и уважение, чувствую их откровенную любовь. Это ли не счастье? И за это каждодневное ощущение счастья я благодарна моей профессии.»