Лариса Павлова
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
Мое призвание - воспитатель. Для меня «воспитатель» - не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа. Для меня «воспитатель» - это жизнь. Я не работаю воспитателем, я живу воспитателем. Что значит, быть воспитателем? - Каждый день общаться с детьми. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о них. Сопереживать успехам и неудачам. Нести ответственность. Любить. Детский сад - моя стихия. В ней я чувствую себя, как рыба в воде, - легко и свободно. Скажешь что-нибудь ребенку - и сразу же видишь живую, непосредственную реакцию. Мне доставляет радость человеческого общения, радость встречи.
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Склонность к профессии у меня проявилась довольно рано, ещё в детстве. Мои подруги играли во «врачей», «актрис», «продавцов». Ну, а я любила быть «воспитательницей». Мне нравилось учить своих кукол, сверстников. Я научила свою младшую сестру завязывать шнурки на ботинках, определять время по часам, таблице умножения и т. д. Поступив в педагогический институт, я поняла, что приблизилась к тому, чтобы стать воспитателем. Мне дали знания: глубокие, обширные знания и по педагогике, и по психологии, показали направление саморазвития и самосовершенствования. Передо мной ожили лучшие примеры отечественной и зарубежной педагогики. Педагогический опыт А. С. Макаренко, К. Д. Ушинского, Р. И. Жуковской, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой и многих других помогал мне выбрать правильный путь и вселял уверенность, что можно стать настоящим воспитателем.
Но институт не выпускает «готовых воспитателей». По-разному приходят в детский сад воспитатели, и по-разному складываются их судьбы. Диплом педагогического вуза - всего только документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду. А сложность труда воспитателя в том, чтобы найти путь к каждому ребенку, создать условия для развития способностей. Труд воспитателя сродни труда хлебороба и строителя - из зерен добра и справедливости выращивает он душу детей, из кирпичиков знаний складывает их разум, помогает найти свои пути в жизни. Это я поняла, когда переступила порог детского сада. И передо мной встала новая проблема: не все же становятся гениями педагогического труда. Как реализовать себя, раскрыть все свои потенциальные возможности и помочь это сделать своим воспитанникам?
Но придя в детский сад, я ни минуты не пожалела об этом. Я познакомилась со своими детками, когда они пришли во вторую младшую группу. Сейчас им уже по шесть лет. Мои малыши растут, расту и я. За это время мы многому научились и узнали. Всего и не перечислишь. Я часто думаю о том, что бы я делала без этих маленьких шалунишек, без их горящих глаз, без ста вопросов «Почему». А как радостно слышать от ребенка: «Я Вас люблю», «Я уже умею это делать сам», «Это вы меня научили». Это и есть главная награда воспитателю. Теперь это мой дом, в котором меня ждут, любят, ценят; в который я спешу с интересными идеями, хорошим настроением.
Я думаю, что только профессия педагога дает волю буре чувств и эмоций, почву для размышления и творчества. Мне хочется стать для своих малышей самым близким другом, хочется отдать им все свои знания и умения, показать им как красив и приветлив окружающий мир. И я думаю, что когда мои дети подрастут и станут взрослыми людьми, они оценят мои старания. Самой лучшей наградой за мой труд станет умение моих воспитанников жить в гармонии с окружающим миром. Тогда труды мои не пропадут. На земле каждый день рождается множество людей, но лишь единицы становятся знаменитыми. Возможно, мне не суждено совершить подвиг, стать всемирно известной, сделать великое открытие - мне это и не важно. Мне важно, что люди доверили мне самое дорогое, что у них есть - своих детей, которые вырастут и непременно внесут свой посильный вклад во благо нашей Земли. А я буду знать, что в этом есть и моя заслуга, так как я вложила в каждого своего воспитанника свой труд, частичку своей души и сердца. Я уверена, труд воспитателя, мой труд, непременно оценят.
Лицо России для меня - это лицо ребенка. И в таких случаях в моей работе на первый план выходит просто человеческое: помочь, увидеть прекрасное, приласкать, посочувствовать, поговорить по душам. Потому что самая большая ценность на земле - это дети. То, во имя чего мы живем.
Работая с детьми, используя общеобразовательную программу детского сада, используя дополняющие ее парциальные программы и технологии, методы и приемы, играя с детьми, я стараюсь развивать ребенка как личность. Педагогическая деятельность, будто мозаика, где образ складывается из кусочков, который необходимо подобрать по цвету, форме, размеру. Работа кропотливая, трудоемкая. Не всегда частички совпадают. Иной раз приходится всё перекладывать заново, пересматривать. Идеальных людей не существует. Значит, прежде всего, надо уважать интересы и потребности детей. Не подавлять природу ребенка, а, словно скульптор, следовать за ней. Ценить своеобразие ребенка, наблюдать, выявлять и поддерживать основные линии его развития, исключая технологию подгонки под стандарт. Общество должно обогатиться людьми с глубокой верой в себя, в свои способности, умеющими эти способности реализовать во имя личного и общего счастья. Энергия детства неисчерпаема, надо лишь уметь направлять ее в нужное русло. Дети понимают и ощущают больше, чем кажется нам на первый взгляд. Они заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения: перед ними невозможно замаскироваться, только искренность в каждый момент общения и кропотливый труд помогают проложить тропинку к их душам.
Таким образом, мою педагогическую философию, определяет ребенок, в личности которого я должна найти, развить и сохранить зернышки таланта, которые бесспорно там «рассыпаны».