Нина Матвеева
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего, воспитание человека»
В. Сухомлинский
«Живопись дает образ и мысль, и нужно создать в своем воображении настроение. Поэзия слова дает мысль, и по ней нужно создать образ и настроение, а музыка дает настроение, и по нему надобно воссоздать мысль и образ…» Н. А. Римский- Корсаков.
Первые впечатления от соприкосновения с прекрасным живут долго, порой всю жизнь. Помню как в детстве, ещё совсем маленькой девочкой, впервые по телевизору увидела пианиста и услышала удивительную по красоте музыку, как долго потом играла на воображаемом пианино, барабаня по краешку стола пальцами. Помню, как пела песни, услышанные по радио. В 6 лет сама пошла в музыкальную школу, прошла экзамены, и стала успешно учиться и только спустя время мама с изумлением узнала о данном факте. В школе всегда пела, танцевала, сочиняла стихи и рассказы, написала первую песню. После окончания школы поступила в музыкальное училище.
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
Прошли годы, и вся жизнь так или иначе была связана с музыкой, с педагогикой и психологией. И вот парадокс! Спустя столько лет я вернулась к тому, что предназначено мне было судьбою первоначально! Музыкальный руководитель, детский сад. Порой мне кажется, что я здесь давно, и все такое родное и знакомое! Это удивительная, замечательная профессия! Да, она ко многому обязывает! Да, это требует творческой многогранности личности.
Музыкальный руководитель - это не просто должность, это призвание, это огромная ответственность перед детьми за их будущее и настоящее. И прав тот мудрец, который сказал, что нельзя привить любовь к тому, чего не любишь сам.
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».
Л. Н. Толстой
Моя задача воспитать каждого вверенного мне ребёнка полноценной, всесторонне развитой личностью. Великий педагог В. Сухомлинский говорил: «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!»
Уметь отделить главное от второстепенного, хорошее от плохого, красивое от уродливого и научить этому ребят - моя обязанность. Современная музыка является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. В своей работе я часто использую произведения такого плана. Эта музыка обычно близка и понятна детям, но её приходится тщательно отбирать. Главное условие для меня, что бы музыка была эстетичной, высокохудожественной и не шла вразрез с моральными общепринятыми нормами.
«Музыка подобна дождю, капля за каплей
просачивается в сердце и оживляет его»
Ж. Жозеф
Музыка пробуждает чувства. Самое сильное и необходимое из них, пожалуй, любовь к родной земле. Моя главная задача как педагога - формировать уважение к традициям, культуре своего народа, развивать национальное самосознание, учить понимать роль семьи, своё место в ней. На занятиях дети узнают про жизнь, быт, деятельность своего народа, знакомятся с предметами обихода, забытыми словами и понятиями.
Благодаря музыкальной деятельности, где обязательно присутствуют все виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игры, инсценировки, игра на детских музыкальных инструментах, творчество и т. д., дети получают различные знания, умения и навыки. У ребят развивается слух, чувство ритма, певческие и танцевальные навыки, раскрываются исполнительские возможности. Трудно переоценить тот огромный вклад, который приносят музыкальная образовательная область. Ребёнок совершенствуется не только духовно, но и физически, музыкальные виды деятельности влияют положительно на его здоровье. Корректируется речь, улучшается работа нервной, дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата, координируются движения.
Посвящая себя воспитанию и обучению детей, я не перестаю самосовершенствоваться. Мне нравится учиться самой, я просто испытываю жажду к знаниям. Изучая и применяя различные программы и методики, по крупицам собираю всё самое лучшее и интересное, чтобы затем отдать эти знания детям.
Считаю, что моя роль не указывать дорогу, а помочь ребёнку идти своим путём, стать индивидуальностью, дать право на собственное мнение, веру в свои силы, самостоятельность, инициативу.
Только к творческому человеку тянутся люди, ему самому становится интереснее жить. Дети радуются нашим встречам, нам вместе интересно, даже маленькие «безобразники», становятся помощниками, и раскрываются новыми гранями.
Мне очень симпатичен коллектив, с которым можно работать в единой связке, занимаясь общим делом. С большим уважением отношусь к руководству, которое не дает никакого покоя. Про себя называю их «вечным двигателем». Мне импонирует то, что всегда приветствуются инновации, что всегда поддерживается инициатива, в пределах разумного, конечно, что царит доверие и взаимопонимание. И все это с заботой и любовью к детям!
Наверное, это и есть счастье, когда утром бежишь на работу в предвкушении радости от встречи с детьми и коллегами, от новых событий и планов, целей и задач. А вечером, как «выжитый лимон», отдав всю энергию и чувства, «плетешься» домой, уже воображая новые сюжеты и напевая новые мотивы.
«Есть внутренняя музыка души…
Она как память о полузабытом,
Она как дальний шум.
Не заглуши
Её годами, буднями и бытом!
Она таится, в глубине светя,
Порой в случайном слове, в слабом жесте.
Её имеют многие.
Дитя
Лишь обладает ею в совершенстве»
Е. Винокуров