Анастасия Чаркина
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
Моя педагогическая философия
Считается, что само слово «философия» первым придумал Пифагор. «Философия - любовь к мудрости, А что есть мудрость? Знание порядка. Если желаешь быть мудрым в течение твоей жизни, всё поставь на своём месте. … Сделай начертание жизни твоей и следуй одному неизменно до последней минуты твоего бытия», так писал Пифагор. Он утверждал, что одна из самых главных задач человека состоит в том, чтобы выбрать свой путь.
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
У каждого человека свой путь – путь, который мы выбираем и идём по нему всю свою жизнь. Мой путь – быть воспитателем. Этот выбор я сделала неожиданно для всех и иногда мне кажется: «А может, не я выбрала эту профессию, а она выбирала меня?»
Кто такой воспитатель? Тот, кто освоил премудрости Педагогики? Как применить все имеющиеся знания в жизни, в той повседневной жизни, в которой ты заглядываешь не в учебник, а в распахнутые детские глазки?
Что ты можешь предъявить ребенку? Заученную тобой чужую цитату, мнение ученого, правило, обведенное в рамочку, опыт коллег-предшественников?
Предъявить можно себя, свое слово, свой поступок. Все то, что ты накопишь за всю жизнь, что повидал, чему научился и что, без остатка, готов отдать…
Вспоминаю кадры из фильма «Ключ без права передачи». Новый директор спрашивает у молоденькой учительницы совета, что ему прочитать, прежде чем войти в класс. И она достает с полки тонюсенькую потрепанную брошюру «Как любить ребенка» : Сначала это, а все остальное потом».
Я никогда не думала, что можно научиться любить, по-настоящему любить, чужих детей.
Корней Чуковский писал: «Детство осияно, и любое столкновение с ним – счастье». И вот, придя работать в детский сад, увидев чистые, устремленные к тебе детские взгляды, поняла – Это счастье!
Моя педагогическая карьера началась в новом, только отрывающемся детском саду. Я мечтала быть не просто воспитателем, а хорошим воспитателем. Возможно, ли однозначно ответить на вопрос: «Что такое «хороший воспитатель?». Сократ сказал, что все профессии от людей и только три от Бога: Педагог, Судья, Врач.
Я считаю, что воспитатель объединяет в себе эти три профессии. Почему?
Хороший воспитатель - это врач, для которого главный закон: «Не навреди!» Без приборов и инструментов мы наблюдаем за душевным, нравственным здоровьем наших детей. Без микстур и уколов лечим словом, советом, улыбкой, вниманием. Хороший педагог должен помнить слова Руссо: «Пусть предназначают моего воспитанника к тому, чтобы носить саблю, служить церкви, быть адвокатом,— мне все равно… Жить — вот ремесло, которому я хочу учить его. Выходя из моих рук. он будет, прежде всего, человеком».
Хороший воспитатель - это мудрый судья, который то и дело оказывается в центре вечного конфликта «отцов и детей». Как настоящий миротворец, сглаживает противоречия, чтобы прийти к гармонии. Педагог, как Фемида, на весах правосудия, взвешивает добро и зло, поступки и действия, но не карает, а старается предупредить, объяснить, помочь.
Хороший воспитатель - это актер, сценарист, художник. В его силах превратить любое занятие в удовольствие. «Творчество вот лучший учитель!». Вырастить человека в полном смысле слова - это значит совершить чудо, а такие чудеса совершаются ежедневно, ежечасно, ежеминутно обыкновенными людьми – педагогами детских садов.
Современный воспитатель – это грамотный специалист, разбирающийся в многообразии программ и методических разработок, это чуткий, всегда готовый к сотрудничеству и взаимопомощи коллега, умеющий работать в коллективе единомышленников. Это просто хороший человек. Дело все в том, что «погоду в доме», в детском саду делают люди, хорошие люди.
И в самом престижном детском саду мегаполиса, и в скромном детском садике крохотной далекой деревни с одинаковой уверенностью можно встретить хороших людей.
Воспитателей называют педагогами. Звучит это гордо. Педагогом делают не только профессиональные знания, но и личностные качества, такие как порядочность, аккуратность, ответственность, эрудированность, оптимистичность, находчивость, и т. п. Я перечислила далеко не все качества, которые действительно считаются хорошими.
Хороший воспитатель – это, прежде всего хороший человек.
Есть – любовь к детям и память о себе – ребенке, понимание, что детство всегда неожиданно, искренне готово к удивлению и открытию. А удивление и открытия – скорее импровизация, чем план.
Какой воспитатель нужен сегодня детскому саду? Такой, как и во все времена – добрый, приветливый, внимательный, терпеливый, любознательный, интересующийся жизнью, умеющий оставлять все свои личные проблемы за дверью детского сада.
Дети как губка – впитывают и хорошее, и плохое. Поэтому мы в детском саду уже для того, чтобы их жизнь продолжалась. Им не важно, что дома неприятности, что у тебя плохое настроение. Им важны твои глаза, твои руки, твой голос, твое сердце! И вспоминаешь, что ты здесь для того, чтобы они были защищены и накормлены, могли учиться, все делать сами, ходили в сухих колготках, с ощущением, что их здесь любят.
И ты понимаешь, что действительно их любишь. Разных: и когда они плачут, и когда смеются. Когда задают один и тот же вопрос по сто раз за день, и когда вообще не умеют говорить. Когда хулиганят, и когда обнимаются, и даже когда обижаются «Я больше не приду в садик!» Просто ты их любишь, и поэтому ты здесь.
А потом за ними приходят родители. И ты остаешься один, уходишь в свою жизнь.
Конечно, ты не плачешь каждый день, когда их забирают домой. А плачешь, наверное, когда вдруг ясно осознаешь, что эти ребята уже не будет в твоей группе. Они не придут с утра и их глаза не встретятся с твоими глазами, ты не дотронешься до них, они не возьмут тебя за руку, они выросли. И они уходят из детского сада, уходят в другую жизнь, в которую направляла их ты.
Их жизнь продолжается.