Инна Стрига
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе «Моя педагогическая философия»
«Как у маленького деревца,
поднявшегося над землей,
заботливый садовник укрепляет корень,
от мощности которого зависит жизнь растения
на протяжении нескольких десятилетий,
так учитель должен заботиться о воспитании
у своих детей чувства безграничной любви к Родине»
В. А. Сухомлинский
Много лет назад я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас. Еще в юности я мечтала стать идеальным педагогом, другом для детей, который сможет их многому научить и воспитать каждого настоящим Человеком.
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Всё имеет свои истоки. Меня тоже когда-то воспитывали. Именно на опыте любимых воспитателей, я поняла, что их дружеское участие, живое, доверительное общение с детьми, пожалуй, одно из главных условий наших ответных чувств, привязанности, любви к ним. Они не «работали с детьми», а жили с нами, делили радости и печали, взлеты и падения.
В моем представлении сложилось, что воспитатель - это прежде всего друг по отношению к детям.
Первый раз, когда я вошла в группу и увидела глаза детей - я растерялась. В одних я увидела - настороженность, в других – интерес, в третьих – надежду, в чьих-то – пока равнодушие и даже страх. Какие они разные! У каждого своя идея, мысли, чувства, настроения, свой особый мир, который нельзя нарушить, которому надо помочь раскрыться. Я поняла, что каждая наша встреча должна быть разной: интересной, запоминающейся, желанной. Постоянным должно стать только одно - любовь к этим неравнодушным созданиям, которые ждут от меня новых знаний, материнского тепла, радости общения.
И вот я воспитатель уже тринадцать лет именно в том детском саду, где воспитывалась сама. Всё это время не перестаю радоваться, удивляться и гордиться тем, что в своё время выбрала себе такой особый путь.
Для меня «воспитатель» теперь – это не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа… Для меня быть воспитателем – это и значит жить. Мои чувства характеризуют стихи неизвестного автора:
«Мир детства сладостен и тонок,
Как флейты плавающей звук.
Пока смеется мне ребенок,
Я знаю, что не зря живу!
Твердят друзья:
“Есть нивы тише",
Но ни за что не отступлю.
Я этих милых ребятишек,
Как собственных детей люблю!
И каждый день,
Как на премьеру,
Вхожу в притихший детский сад:
Иду сюда не для карьеры –
Здесь каждый мне ребенок рад.
Быть в гуще детских восприятий,
И так на протяженье лет –
Судьба моя – я воспитатель!
Нет лучшей доли на земле»
Мне нравится быть воспитателем. Мне нравиться видеть мир глазами детей. Находить в этом радость и удовлетворение. Удивляться вместе с ними, находить новые решения на возникающие вопросы, расти и развиваться. А вечерами думать о своих воспитанниках с улыбкой на устах.
Сейчас я понимаю - дети чутки. Их сердце, говоря словами поэта, «тем не убедится, что не от сердца говорится». Чтобы заразить детей добротой, мы сами должны чувствовать тепло в своей душе. Чтобы заразить детей светлым, добрым настроением, мы должны сами чувствовать себя бодро. Чтобы внушить детям хорошие стремления, мы сами должны их чувствовать в себе. Чтобы воспитать человека, надо самому чувствовать себя человеком в лучшем смысле этого слова, ибо «уча других, мы учимся сами».
За время работы заметила всё возрастающие проблемы качества речи детей приходящих в детский сад. Это подвигло меня к приобретению профессии логопеда для оказания квалифицированной помощи своим воспитанникам. Окончив Курганский государственный университет, работаю по совместительству учителем – логопедом в своём детском саду. Теперь я имею возможность организовать взаимодействие педагогов и родителей в целях успешной коррекции речи детей.
Приобретая педагогический опыт осознала, что приходить к детям ежедневно следует настолько подготовленной, чтобы знать точно куда пришла, для чего пришла, что буду делать и будет ли это интересно и нужно детям. Помню, что плохой врач может навредить здоровью, плохой педагог испепелить душу. Улыбка на лицах детей для меня – высшее проявление моей педагогической успешности.
Я считаю, что нельзя воспитать человека по заранее составленному плану. Воспитывать надо личным примером. В этом и заключается моя педагогическая философия. Я не человек, дающий готовые истины, а сопровождающий в поиске истины.
Основные принципы моей работы с детьми:
Уважение к свободе и достоинству каждого ребёнка как маленького, но полноправного человека;
Создание условий для развития индивидуальности каждого малыша;
Обеспечение психологической комфортности всех воспитанников;
Учёт возрастных психологических особенностей детей при выборе содержания и методов работы с ними;
Создание условий для успешной социализации каждого ребёнка.
На мой взгляд, одним из путей социального развития малыша в процессе приобщения к социальной действительности, является воспитание патриотических чувств.
«Годы детства – это прежде всего воспитание сердца», - писал В. Сухомлинский, а патриотическое воспитание без воспитания сердца невозможно. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем, вырастает из любви к близким, родному городу, краю.
Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина.
Любая страна, любой край, область, даже небольшое село – неповторимы. В одном городе множество заводов, фабрик. Другой город хотя и маленький, но славен своим прошлым, памятниками старины и своими достопримечательностями и т. д.
Неповторимы люди. Везде есть свои артисты и спортсмены, свои художники и поэты и другие люди, которые прославили свою родину трудом.
Знакомство детей с родным селом, его людьми, традициями, природой – одно из направлений моей работы.
Моя задача, как педагога, несмотря на трудности – воспитать достойного человека, гражданина Российской Федерации, любящего и гордящегося своей Родиной, селом, в котором он живет, своим народом.
Я живу для своих воспитанников, для того, чтобы они прошли ступени восхождения к высотам духовного богатства, подлинной человеческой красоты, и потому стремлюсь сама покорить свои собственные высоты, завоевать право на внутреннее самоуважение, право на воспитание их, молодых.
Многое, о чём мечталось и думалось, удалось осуществить. Но почему-то в душе нет успокоения: вечный поиск, вечная работа, одним словом, за далью - даль, за вехой - веха… По такому принципу, мне кажется и должен жить человек, если он хочет чего-то добиться. Жить каждый день, каждую минуту, каждый миг.
Хочу верить, что мои воспитанники будут достойными гражданами своей страны, которые чтят и помнят традиции своих предков, героические страницы истории государства в целом и своей малой родины, будут и сами действовать на благо своего Отечества. Как бы громко ни звучали эти слова, но если находясь далеко от дома, мои воспитанники будут с теплом вспоминать наши экскурсии, встречи, акции и мероприятия, будут с тоской думать о красоте родной природы, будут стремиться возвращаться в родные места, а может быть и что-то доброе сделать для своего села, то, думаю, что мой труд достиг своей цели.
Воспитать Человека можно только любовью. Надеюсь, что ребята будут вспоминать обо мне как о добром друге, который оставил в их жизни заметный след. Ведь мы умеем любить того, кто любит нас. Я отдаю всю свою любовь, и мне она возвращается вдвойне через чувства моих воспитанников и любовь мои собственных детей.
Оказывается, для меня быть воспитателем и логопедом – важно, дорого, без этого я обойтись не могу. Быть рядом с детьми, для меня - значит быть счастливой!