СВЕТЛАНА ШКУРКО
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
Моя педагогическая философия.
Чистый лист лежит передо мной. На нем я должна изложить свои размышления. Думать легче, чем писать. Очень много вопросов, на которые хочется ответить. Почему я стала воспитателем? Почему осталась в профессии? Почему не попыталась поменять ее на любую другую, более спокойную, хорошо оплачиваемую? Да потому, что у меня своя, особенная миссия на Земле.. . Я – Воспитатель. Это мой Путь, мой сознательный выбор – быть Воспитателем. Выбор, сделанный, возможно, в самом раннем детстве. Порой думаю: «А может, это не я выбирала эту профессию, а она долго, терпеливо и настойчиво выбирала меня?» Может быть.. .
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Профессия педагога привлекала меня с самого детства. Почему? В семье мне старались привить уважение к труду учителя, осознание того, что этот выбор – крайне ответственное решение, поэтому я всегда считала, что педагоги – особые люди, удивительные, обладающие совершенностью мыслей, необычным гибким умом, потрясающим трудолюбием. Да и сейчас, работая воспитателем в дошкольном учреждении, я думаю и чувствую точно так же, я сохранила уверенность в высокой миссии этой профессии, ее востребованности. Я люблю свой детский сад, люблю работать в творческом сплоченном коллективе педагогов- единомышленников. Детский сад дает мне неиссякаемую энергию, творческое вдохновение и желание делиться тем теплом, которое я получаю от детей. Это самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый ребенок – это строитель будущего.
Конечно же, моя педагогическая философия продолжает формироваться ежедневно и совершенствоваться. Как же правильно выбрать ориентиры в работе? Чем руководствоваться, чтобы оправдать доверие родителей и надежду маленького ребенка? Размышляя над тем, каким должен быть настоящий педагог, вспоминаю кадры из художественного фильма «Усатый нянь», одного из лучших, по моему мнению, фильмов о дошкольниках и дошкольном воспитании. Молодой человек без педагогического образования, в недавнем прошлом отпетый хулиган и задира, становится ВОСПИТАТЕЛЕМ! С гордостью говорит он смеющимся над ним друзьям: «А знаете, Вася, Дима, Петя, что вот уже 30 человек на Земле называют меня Иннокентий Петрович? Ждут, просят помочь, советуются.. . Я им нужен! Дети – они перспективные! Их только надо почувствовать!»
Лучше и не скажешь, не правда ли? Мы очень много рассуждаем о любви к детям. А ведь что значит любить? На мой взгляд, это уметь понимать, принимать, чувствовать ребенка, быть для него не только наставником, но и хорошим, надежным другом. Дети такие разные! И к каждому – застенчивому и бойкому, подвижному и медлительному – надо найти свой ключик, который открывает заветную дверцу. И я неустанно ищу эти ключики, потому что знаю: в них – секрет детского доверия. Иногда такой ключик находится очень быстро. Достаточно погладить ребенка по голове, заглянуть в глаза и сказать: «Я люблю тебя, малыш!» Но нередки случаи, когда приходится долго-долго плутать по лабиринтам, натыкаться на препятствия, заходить в тупики. И, казалось бы, нет уже выхода! Но наступает момент, и он все - таки находится!
В. А. Сухомлинский писал: «Воспитание – не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение с живой душой ребенка». Вспоминается пример из моей ранней педагогической практики. Однажды я принесла в группу красивую иллюстрированную книгу о природе. Мы с детьми сразу начали ее читать и рассматривать картинки. Казалось, что всем очень интересно, так же, как и мне. Но тут мальчик Петя вдруг робко спрашивает меня: «А мы всю книгу читать будем? А когда играть?» Я надолго запомнила этот случай, и теперь всегда стараюсь чувствовать, что детям интересно и важно сегодня и сейчас, и давать им ПРАВО ВЫБОРА.
Я никогда не остаюсь равнодушной и невнимательной к тем действиям или поступкам, которые совершают дети. В группе у нас золотое правило: за поступок добра, вежливости, внимания и помощи я обязательно отмечу ребенка, скажу, что мы им гордимся. И через эти слова поощрения подарю ему свою любовь.
Дети – труженики, но у них не все получается. И ругать их за это нельзя, им нужно помочь, при этом не лишая их самостоятельности, а умело направляя их действия. И тогда вечером рассказывая папе и маме, как он провел день, ребенок с гордостью скажет: «У меня не получалось, а Светлана Васильевна мне помогла».
Самое главное для меня, чтобы и мои воспитанники выросли способными к любви, чтобы в них проросло человеческое, светлое, доброе. Хочу, чтобы каждый из них научился любить: любить родителей и близких людей, доброжелательно относиться к сверстникам, любить свой родной Дом, потому что дом, в котором нет любви, добрых отношений между старшими и младшими, нельзя назвать счастливым. Любить свой родной край, природу, уметь видеть и чувствовать ее красоту. И, конечно же, любить свою Родину, ведь у нас более чем достаточно поводов для гордости за нашу культуру, наши духовные ценности, мастерство наших умельцев. Культура, давшая миру Рублева и Пушкина, Чайковского и Толстого, не нуждается в искусственном возвеличивании. А чувство Родины у ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке.
Счастлива ли я?.. В один из сентябрьских дней, рано утром, иду в детский сад, подхожу к калитке, и вдруг слышу сзади легкий топоток. Оборачиваюсь. Навстречу бежит улыбающаяся Аленка. Подбегает ко мне, обнимает и осторожно разжимает кулачок, как будто боится уронить что-то очень ценное. «Вам, Светлана Васильевна! Это моя любимая конфета!» - говорит Аленка и протягивает мне совершенно растаявшую конфету в измятом фантике. И нет уже дождливого осеннего утра и плохого настроения! Вот оно – счастье с теплым дыханием и шоколадной ладошкой! В этот момент понимаю, что не зря живу на свете!
Говорят, что путь педагога не усыпан розами. Не соглашусь с этим. Щедро усыпан! Но не бывает роз без шипов. Так и в педагогической профессии не обходится без трудностей.
Я любима, меня с радостью встречают мои дети, советуются, доверяют мне свои тайны. Я уважаема в своем коллективе, интересна моим коллегам! У меня очень много возможностей проявить самые разные свои способности, научиться тому, чему никогда бы не научилась, будучи в другой профессии (играть, петь, выступать, рисовать и многое другое).
Говорят, что семья – самое теплое место на Земле. Но наши малыши большую часть времени находятся в детском саду. Значит, здесь должно быть так же тепло, безопасно и уютно, как дома. Удается ли мне создать для детей такую атмосферу? Судить об этом – прежде всего моим малышам. Но глядя на то, с какой неохотой они уходят вечером домой и с какой радостью забегают утром в группу, я с гордостью могу ответить на свой вопрос: «ДА!»
Я счастливый человек! Чего я хочу? Хочу оставаться востребованной в своей профессии и мечтаю, чтобы все мои дети были здоровыми, успешными и с достоинством шли по жизни.
Спасибо судьбе, которая позволила мне работать там, где велит сердце!