Елена Володина
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
«Философия» в буквальном переводе – это «любовь к мудрости». Моя педагогическая философия является практической и отражает любовь к детям. По глубокому убеждению А. С. Макаренко, овладение педагогическим мастерством «доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта».
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
Я выбрала своё ремесло. Я мастер - часовщик! Я - настройщик детского механизма! Бытующее мнение о часах как измерителях времени неверно, оно аналогично неверному мнению о рулетке как измерителе дороги. Часы – это целая философия. Для меня часовой механизм – хрупкий, тонкий и одновременно точный, не умеющий подстраиваться и лицемерить – это ребёнок.
Родители приносят «любимые часики» в мою «мастерскую» с надеж-дой о сохранности, бережном отношении и с убеждением, что мудрый мас-тер-часовщик настроит их правильно! А я постараюсь сделать всё, что вы-полнить заказ, оправдать их ожидания, ведь я – мастер.
Колёсики, шестеренки, зубчики…Если часовщик выполнил свою работу хорошо, то механизм заработает исправно: шестерёнки и колёсики закрутятся, застучат зубчики. Главное – чтоб шли в ногу со временем, не отставали, «тикали без сбоев», а вперёд… вперёд пусть «забегают». Чтобы быть успешным в современном мире надо быть на полшага впереди, пусть «бегут мои часики»! Отлаженный ход – это и есть результат работы воспитателя над сложным механизмом ребёнка.
Замечали ли вы, что время в детстве идёт иначе, чем у взрослых? Да, да оно «растянутей», и за один взрослый день ребёнок «проживает» несколько детских. Утро, пробуждение, сборы в садик – куча времени; в детском саду до обеда – это целый день, поспали – уже второй день; вечер дома, ужин, игры, сказки на ночь – это уже третий день… Известно, что одна секунда — это 9 192 631 770 колебаний излучения атома цезия-133. Наверное, мы за секунду успеваем сказать «раз и», а дети – совершить это самое количество колебаний… Какая длинная впереди у каждого из них жизнь! Как хочется, чтоб сложилась она счастливо!
Я мечтаю, чтоб в будущем стали мои часики курантами (по - сути – это и есть гос. заказ, чтоб были они уверенными, самодостаточными, чтоб к ним прислушивались и на них ровнялись. И совсем не обязательно для этого быть на Спасской башне, ведь и Кремль (по моей философии) может быть у каждого свой, важно найти его правильно и на нём стать нужным и значимым, стать лучшим.
Но сколько для этого нужно работать, расправляя или закручивая пружинки! А пружинки – темпераменты – у детей свои: толстая и слабая пружина – ребёнок пассивный, вялый, малоподвижный; тонкая и звонкая – выпрыгнет и не поймаешь – неусидчивый, чрезмерно активный ребёнок. Работать с пружинками нужно осторожно. Нельзя ни ломать, ни гнуть, нужно правильно натянуть…
Я нарисую на маленьких часиках цифры, пусть учат. Цифры – это знания. Прилажу стрелки – будут умения. И много, много раз пробегут стрелки по цифрам, прежде чем появится навык. Ничего, у нас для этого есть время. Мы научимся ценить его, беречь, приучимся к режиму дня…
А сколько часиков прошло через мою мастерскую за время работы! И все они разные! Да, похожие встречались, а одинаковых, я думаю, просто не бывает. Различаю я их по размеру: одни карманные или наручные, встречаются настольные, есть крупные - каретные, настенные, напольные или даже башенные. По механизму измерения и перечислить трудно: есть солнечные часы, есть часы звёздные, огненные, водяные, механические, камертонные, кварцевые, сейчас всё чаще встречаются электронные, астрономические и даже атомные часы.
Но какими бы они не были, мои часики – детки, все они приходят в этот мир одинаково, и для всех первой, самой главной и самой сладкой му-зыкой является сердцебиение мамы. По ней происходит первая настройка, её жаждет слышать каждый малыш. И так важно, что бы мамино сердце билось где-то рядом, чтоб можно было прижаться, послушать…
Звон часов, их музыка - это разные эмоции. Каждое утро родители приводят детей в сад – «приносят свои часы с разной настройкой» - в разном эмоциональном состоянии. Зависит это и от отношения родителей к детям. Что-то незаладилось с утра, родитель раздражён, это состояние передаётся ребёнку. Такие «часы» слышны уже с порога… Их тащили, они упирались, собирали на себя грязь, царапались об стёкла, пылились… Теперь уже не до стрелок и цифирек, надо бы регулятор наладить. Пока ритм есть, человек живёт. Биологический ритм человека – ритм сердца – лучше всего восстанавливается упражнениями. Сделаем зарядку! Займёмся спортом!
Я люблю настраивать их так, чтобы они больше и больше были открыты свету, чтобы всё больше вбирали в себя тепла. Чтобы, работая без отходов, они не только хранили в чистоте себя, но и делали мир вокруг красивее и чище. Генрих Гейне говорил: «Единственная красота, которую я знаю – это здоровье». Здоровье – ключевая ценность для любого человека независимо от его местожительства. Мне хочется, чтобы у моих воспитанников со здоровьем был полный порядок. Здоров не тот, кто лечиться, а тот, кто умеет быть здоровым. Ключевое понятие культуры здоровья – гармония. А формирование гармонично развитой личности – цель воспитания.
Разные виды часов я могу сравнить с периодами дошкольного детства. Так, песочные часы – это ясли, быстрые, неугомонные, требующие постоянного внимания; будильник – средний дошкольный возраст, он всё время звонит, старается выделить себя из группы, бойкий и жизнерадостный; наручные часы – дети старшего дошкольного возраста – качество ремешка зависит от статуса и воспитания ребёнка, его достижений, знаний, готовности к школе. Встречается золотой браслет – ребёнок с какими то достижениями (в шахматах ли, в танцах или чтении). Очень многое в выборе ремешка зависит от родителей.
Но я – часовщик, и я понимаю, что ремешок – это всего лишь дополнение к часам. А суть глубже, она в механизме…
Все люди под бой эталонных часов, и поздравления президента подводят итоги уходящего года, строят планы на будущее. Для меня бой курантов – это подведение итогов года учебного, проведение диагностики, сравнение результатов ребёнка со своими прошлогодними…
Я мастер, но остановиться на этом не могу. Я тоже учусь, познаю новое, двигаюсь вперёд, моя работа отражает не мой уровень, а мои ориентиры. Это даже не цели. К целям – стремятся, а среди своих ориентиров я просто живу. И делаю это с нескрываемым удовольствием!