Татьяна Зимина
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
«Нам кажется недостаточным оставить
тело и душу детей в таком состоянии,
в каком они даны природой, -
мы заботимся об их воспитании и обучении,
чтобы хорошее стало много лучшим,
а плохое изменилось и стало хорошим».
Лукиан
Полтора века минуло с тех пор, когда в России начали открываться первые детские сады, которые признаны упражнять детские души, укреплять их тело, развивать чувства и пробуждающийся рассудок, знакомить с природой и людьми. Выращивание цветов жизни, подобно естественному движению ростка снизу вверх, являлось главной целью воспитания детей в таких детских садах. Воспитательниц называли «садовницами», потому что под их присмотром происходил процесс «выращивания», дети резвились и играли.
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
«Садовница», какое прекрасное слово. Сразу представляешь большой красивый сад, в котором много цветов, ухоженных, красивых. И ты, вкладываешь в них всю свою душу, окружаешь заботой и большой любовью, любуешься и гордишься своим результатом. Я, не раздумывая, стала «садовницей», я решила посвятить всю свою жизнь детям, цветам жизни, чтобы растить их достойными гражданами своей страны.
Я сама ходила в детский сад и всегда помню свою первую воспитательницу. Это прекрасный, добрый, отзывчивый человек, который проявлял большое терпение ко всем нашим капризам. Она воспитывала в нас положительные личностные качества человека, которые в последствии помогли мне определиться в жизни. И я твердо решила стать педагогом. Поступила в МГПИ им. М. Е. Евсевьева и окончив его, пришла работать в детский сад.
Ошибаются те, кто думает, что работать воспитателем легко. Это легко тем, которые напрасно прожигают свое время на работе. А я стараюсь вложить в каждого ребенка свою душу, готова отдать и свое сердце, лишь бы он был счастлив. Поэтому приходишь домой усталой, опустошенной, но стоит только вспомнить светлые, чистые, искренние глаза своих воспитанников, которые смотрят на тебя с надеждой, то сразу же всякая усталость пропадает. Вновь появляются силы и я, открывая журналы и методички, ищу для своих малышей что-то интересное, новое.
Сегодня современный воспитатель должен владеть новыми методами в своей работе. Изменения в социально-экономических отношениях и структурах общества требуют от нас иных подходов к организации обучения и воспитания. Поэтому нужен педагог-творец : самостоятельный, активный, творческий.
Работу свою с детьми я осуществляю по интересам, по возможностям, по способностям, по состоянию здоровья, и она направлена на развитие основных качеств личности, которые являются фундаментом для его дальнейшего развития ребенка.
Ребенок только начинает жить, впервые начинает различать социальные и природные явления, живую и неживую природу, растительный и природный мир. Дошкольник не может объяснить все, что происходит вокруг, он может только переживать. Моя задача помочь ему установить эмоциональное отношения ко всему увиденному, развивать способность воображать и символически представлять окружающий мир в продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, в играх, в своих рассказах. Ребенок должен проявить сочувствие, сострадание, сопереживание к окружающему миру, что и является основой становления личности.
Воспитатель должен обладать профессиональной компетентностью: быть чутким, заботливым, доброжелательным к детям, умело выбирать и творчески применять разнообразные методы и приемы обучения, при этом учитывать интересы ребенка, желание работать самостоятельно. Воспитатель должен исключать давление на детей, уметь воздерживаться от вмешательства в процессе детской творческой деятельности, поощрять инициативу детей, внимательно относиться к здоровью и их безопасности.
Я свои занятия стараюсь превратить в сказку, делаю их необычными, непохожими на другие. В этом мне помогают сказочные персонажи, изготовленные своими руками, или я сама перевоплощаюсь в разные образы: то в кота Матроскина, то в Фею, Золушку, Незнайку и др. Использую компьютерные технологии: включаю отрывки из мультфильмов, записываю голоса персонажей и веду с детьми диалог. Таким образом, мы решаем проблемные ситуации, возникшие с тем или иным героем. Такая форма подачи материала заинтересовывает детей. У них возникает желание работать, думать, высказывать свои суждения, так как главная их цель: помочь любимому герою.
Проявляя интерес к окружающему миру, у детей возникает масса вопросов, и чтобы их разрешить, я использую проектный метод, в котором принимают активное участие и родители. Мы, взрослые, мотивируем деятельность детей, помогаем им формировать интерес к новому познанию. Пытливость детей приводит к выбору темы проекта. Мы ставим цель, задачи и начинаем исследовательский поиск. Сотворчество детей и взрослых помогают развивать мышление, логику и творчество ребенка.
Наши дети живут в современном мире. Они часто соприкасаются с социальной действительностью, бытом, узнают о профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи и у них возникает множество вопросов о товарах, о деньгах и цене, о профессиях экономической направленности и др. Проанализировав ситуацию, я решила разработать проект «Дошкольник в мире экономики». Вместе с детьми рассматриваем разные проблемные ситуации «Как поступить?», «Какие бывают товары?», «Как можно узнать о товаре?» и др. На занятиях использую разные игры: «Народные промыслы Мордовии», «Путешествие в страну товаров», «Любимая покупка» и др. С детьми ходим на экскурсию в магазин, банк, почту, где дети знакомятся с профессиями. Мною была разработана компьютерная игра «Распредели правильно семейный бюджет». Играя в игру, дети знакомятся с видами расходов, учатся правильно делать покупки и распределять расходы на основные и неосновные.
Я очень люблю проводить различные мероприятия, которые сближают педагогов, детей и их родителей. Это развлечения, спортивные соревнования, досуги, праздники. Здесь происходит тесное общение между детьми и взрослыми.
Радостно смотреть на детей, видя их счастливыми оттого, что с ними рядом родители. Счастливы дети, когда для них открыты родительские объятия, когда родители готовы принять своих детей такими, какие они есть и когда дети, без страха и сомнения могут к ним обратиться.
Работе с родителями я уделяю особое внимание. Знакомлю с нормативной базой, с книгами, методическими пособиями, в которых есть материал о развитии и воспитании ребенка. Готовлю информационные стенды, где помещаю различные консультации для родителей.
Приглашаю родителей посетить занятия, режимные моменты, где они могут понаблюдать за своим ребенком в новой обстановке и как он общается со своими сверстниками.
Главная моя задача выбрать доверительное общение. Именно в общении проявляются такие качества как искренность, открытость, честность.
Детский сад должен быть желанным домом, в котором не только хорошо живется ребенку, но и родители могут решить многие вопросы, связанные с воспитанием. Провожу тесную работу с родителями по выявлению одаренных детей, которые проявляют себя в интеллектуальной деятельности, в художественном и исполнительском мастерстве.
Основной вид деятельности детей – игра. Игра для ребенка как воздух для всего живого. Игра – жизненная необходимость и условие для развития детей. Через игру ребенок познает окружающий мир.
Развивать, развлекать и воспитывать ребенка помогают игрушки. Теме: «Современная игрушка и ее роль в воспитании дошкольника» я уделяю особое внимание. Современные рынки заполнены разными игрушками: прыгающие, бегающие, поющие, рычащие, трансформирующие и т. д. Очень часто дети приносят в детский сад интерактивные игрушки, которые могут рассказать сказку или поиграть в какую-то игру. Но мое мнение по поводу таких игрушек иное. Живое общение с ребенком никто и ничто не заменит. На эту тему я часто беседую со своими родителями. Для того чтобы развить и улучшить навыки речи, познать окружающий мир дети нуждаются в общении, именно в живом общении. Чем больше родители уделяют внимание разговорам с маленькими детьми, тем раньше малыш начинает разговаривать. Когда мы читаем сказку ребенку, то он хорошо, внятно слышит нашу речь, видит наши эмоции. По мимике может уже судить, хороший этот герой или нет, хороший ли он поступок совершил или плохой. Таким образом, мы, взрослые, показываем детям образцы общения с различными персонажами, организуем взаимодействие друг с другом, учим эмоциональному общению. Я советую родителям при покупке игрушек спросить себя: «А какие чувства пробудит игрушка у ребенка — нежность, доброту, заботу, или противоположные — агрессию, злость, раздражение?»
Мое предназначение: воспитать благородного, нравственного, творческого человека. Мы, взрослые, своим примером и поведением должны вселять уверенность маленького человечка в то, что мир прекрасен, безопасен, прочен. Что люди, живущие в нем, добрые и отзывчивые, честные и правдивые. Я могу уверенно сказать, что верой в лучшее будущее живет человек, что будущее станет таким, каким будет Человек, и будет зависеть от того, какие основы мы заложим в сознание детей. Поэтому современное дошкольное образование должно обратить внимание на подготовку педагогических кадров, чтобы в нашу профессию не допустить случайных людей, которые могут нанести ребенку психологическую травму.
Я хочу закончить эссе словами А. Острогорского: «Воспитывать – не значит говорить детям хорошие слова, наставлять, и назидать их, а прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя».